Глава 3. Использование особенностей психики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Использование особенностей психики



В действительности все выглядит иначе, чем на самом деле.

С. Е. Лец

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАРАЖЕНИЕЧто это такое

Его смысл в том, что состояние одного человека передается окружающим. Когда вы пообщаетесь с собеседником, у которого плохое настроение, то замечаете, что оно испортилось и у вас. Оптимист заражает нас бодростью, энергией. Именно поэтому любят весельчаков. На дружескую улыбку мы невольно отвечаем улыбкой.

 

Эффект толпы

 

Чем больше аудитория, тем легче происходит психологическое заражение. Например, Гитлер предпочитал бесноваться в огромных залах, ибо возбудить толпу легче, чем одного слушателя. Также и развеселить зал проще: достаточно одному (наиболее смешливому) засмеяться, как это состояние стремительно завоевывает всех. Последний феномен используется в передачах-смешилках: после очередной шутки, остроты за кадром раздается дружный хохот, облегчающий нам вхождение в веселое расположение духа.

 

"Подсадная утка"

 

Гениальный Всеволод Мейерхольд (1874–1940) использовал прием психологического заражения, для того чтобы в нужное время заставить зрителей военно-патриотического спектакля заплакать. К. Рудницкий, автор книги "Режиссер Мейерхольд", рассказывает: "В заключительном эпизоде Мейерхольд и Вишневский (автор пьесы. — В. Ш. ) показывает гибель всех 27 бойцов, принявших на себя удар врага. Внезапное видение будущей войны возникло в спектакле с устрашающей реальностью…

…Застава, по мысли Мейерхольда, принимала бой в школьном здании… последним погибал Бушуев. Уже смертельно раненный, он с трудом приподымался и мелом, крупными цифрами выводил на обыкновенной классной доске:

162000000

— 27

161999973

Потом ронял мел, правда, растерянно улыбаясь и недоуменно глядя в зал, и умирал.

Ведущий в этот момент спрашивал с возмущением: "Кто там плачет?"

В зале плакали непременно. Мейерхольд применил «подсадку»: в партере сидела актриса, которая в нужный момент начинала всхлипывать, и все вокруг вытаскивали платки".

 

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ

Два заблуждения

 

"После этого, стало быть, по причине этого" — гласит формулировка одного из часто встречающихся заблуждений людей, которое отмечали еще античные логики.

Здесь проявляется коварное свойство аналогии. Поскольку следствие всегда происходит после причины, то по аналогии некритичный слушатель воспринимает следующее во времени как следствие.

Такую же природу имеет заблуждение: "если рядом — значит вместе". (Обычно рядом как раз те, кто оказался рядом не случайно, они — вместе; отсюда — и заблуждение.)

 

Желаемое и нежелательное

 

Вследствие указанного феномена нахождение рядом со знаменитым или высокопоставленным человеком несколько повышает его статус в глазах окружающих. Не случайно те, кто запечатлен на фото рядом с «большими» людьми, с удовольствием демонстрируют эти фотографии.

В соответствии с этим же принципом предусмотрительные люди избегают находиться рядом с одиозными личностями, а тем более фотографироваться с таковыми.

Заблуждение "рядом — значит вместе" нашло отражение в народном изречении: "не то он украл, не то у него украли". Зная это, люди, пекущиеся о своей репутации, избегают упоминания своего имени в связи с сомнительными историями, даже если они в той ситуации выглядели достойно.

Автор еще мальчишкой был свидетелем, как очень уважаемый человек, один из немногих в городе, кто носил звание народного артиста СССР, отказался от расследования с целью найти того, кто украл у него очень дорогую шапку, — только бы "не полоскали" его имя. Мы жили тогда в нищете, и этот поступок произвел сильнейшее впечатление — такое, что помнится и почти через полсотни лет. Тогда поступок поразил необычайностью. Теперь он воспринимается как предусмотрительность.

 

Журналистские "штучки"

 

Перенесемся, однако, в день нынешний. Он изобилует фактами манипулирования с использованием эффекта "рядом — значит вместе".

Насмешки коллег и упреки знакомых заставили московского автоинспектора Владимира Кузнецова обратиться в суд. Видимо, кого-то он сильно «достал», если к нему применили столь изощренную расправу. Проделка и впрямь была не из примитивных.

В газете "Московский комсомолец" от 14 октября 1992 года под рубрикой "Милиции посвящается" был опубликован снимок улыбающегося Владимира и его коллеги из Главного управления внутренних дел города Москвы. Фото поместили рядом с очерком Александра Погонченкова "Убийство в Желдоре", повествующим об убийстве шофера двумя сотрудниками ГАИ.

Тот же снимок этих же милиционеров, постовых дорожно-патрульной службы, уже публиковался на страницах этой же газеты раньше.

Тогда, 1 октября 1989 года его закомпоновали в фоторепортаж «Двое», где фотография инспекторов оказалась рядом со снимками двух бульдогов-медалистов и пары слонов. По словам Кузнецова, тот давний эпизод его всего лишь рассмешил. Но когда ту же фотографию поместили рядом с текстом о милиционерах-убийцах, он был крайне обескуражен.

О нем не сказали ни единого плохого слова. Но как расчетливо и как громко его испачкали и обвинили.

Рассказывает журналистка из Риги Кармела Меделье: "Середина 70-х годов, расцвет «застоя». Газета, в которой я тогда работала, называлась "Советская молодежь", издавалась она в Риге.

Первая ее полоса выглядела традиционно — верхняя часть отдавалась названию самой газеты плюс заголовки самых значимых статей, расположенных на других страницах. Дальше шла широкая черная полоса ("отбой"), под которой и размещались собственно первополосные материалы. В основном на первую страницу выносились политические темы.

И вот в одно злополучное утро "Советская молодежь" вышла такой: рядом с названием газеты несколько анонсов статей, распложенных на внутренних полосах, среди которых был следующий: "Два сапога — пара". Потом — жирный «отбой» и сразу под ним — большая фотография, на которой сидят за столом Герек и Брежнев.

К середине дня в кабинете редактора раздался телефонный звонок «сверху»… и в течение 40 последующих дней в три этапа из газеты было уволено 11 журналистов различных рангов.

Надеюсь, мне не надо объяснять, что мои коллеги в страшном сне не могли такого предусмотреть. И уж, конечно, не монтировали намеренно эту газету именно таким образом".

Убедительная иллюстрация силы побуждения "рядом — значит вместе". Этот же стереотип восприятия может быть использован в манипуляции с целью насмешки. Известный тележурналист беседует с видным политиком. Тот городит экономическую чушь. Журналист: "Позвольте спросить как экономист экономиста". Поскольку перед этим интервьюер открыто заявлял, что он не экономист, то последующее обращение выглядело как тонкая издевка. И немало внимательных телезрителей оценило эту "шутку юмора".

 

 

ШАБЛОНЫ

Долженствование

 

Скрытое управление нередко строится на предсказуемости наших реакций и поступков. Система воспитания прививает нам определенные шаблоны, которые и делают нас уязвимыми для скрытого управления.

Одна из установок воспитания — вы должны стремиться к совершенству, стараться быть лучше, чем вы есть сейчас. Схема манипуляции, основанной на этом: поскольку до сих пор вам не удавалось самостоятельно улучшить себя, я помогу вам. Если вы этого не сделаете, то вы — испорченный, ленивый, недоразвитый и никчемный, и потому вы не заслуживаете чьего бы то ни было уважения, в том числе и своего.

В этом управлении манипулятор использует и «кнут», и «пряник». Пряник: вы станете лучше. Кнут: если ослушаетесь, вы — такой сякой (какой — перечислено выше).

 

Шаблоны восприятия

 

На сообщение в определенном формате наиболее вероятен ответ в том же формате. Проиллюстрируем это несколькими примерами из области развлечений

Задача: Сколько яблок на березе, если у яблони 8 веток и на каждой — по 6 яблок? Многие, особенно, если поторопились с ответом, говорят — 48.

Другая ловушка: Как правильно: "стрижка — брижка" или "стритъе — бритье" . Многие выбирают один из предложенных ответов, хотя оба неправильны.

 

Шаблонные ответы

 

На многие вопросы у нас готовы ответы, и они почти не отличаются. Испытуемого просят отвечать быстро:

— Поэт?

— Пушкин.

— Часть лица?

— Нос.

— Река?

— Волга.

— Город?

— Москва.

— Фрукт?

— Яблоко и т. д.

Конечно, всякий знает множество ответов на каждый из подобных вопросов. Но подавляющее большинство дают именно эти. Таковы шаблоны нашей памяти. Первое, пришедшее в голову, обычно одно и то же.

А предсказуемость ответа — возможность для манипуляции:

— Кто любит музыку — три шага вперед! — командует сержант.

Из строя выходят несколько солдат.

— Отлично, ребята! А теперь берите вон тот рояль и тащите его на третий этаж.

Упрекнуть сержанта в насилии невозможно. Сами вызвались. А "любишь кататься, люби и саночки возить".

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.029 с.)