Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зміна розуміння людини від античності до нового часу в концепції Х. Арендт.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ханна Арендт, праця "Vita Activa или О деятельной жизни" Ханна Арендт розглядає зміну розуміння людини через зміну розуміння "діяльнісного життя", праці, творіння та дій. Выражение vita activa призвано охватывать в нижеследую щем три основных вида человеческой деятельности: труд (работу), создание (изготовление) и действие (поступки). Они ос новные деятельности потому, что каждая из них отвечает од ному из основных условий, на каких человеческому роду дана жизнь на земле. Термин «деятельная жизнь» возник ещё в античности, во время процесса афинян над Сократом, т. е. первого в истории Европы конфликта между мыслителем-философом и его общиной (в древней Элладе общину называли «полисом»). Самый термин «деятельная жизнь» придумал Аристотель, попытавшийся осознать: что есть свобода, точнее – что есть жизнь человека свободного, но все-таки продолжающего житейское существование в коллективе (в общине, в полисе). Великий мыслитель отобрал четыре признака (атрибута) для понимания сути свободы: «Статус (общественное положение). Свобода занятий. Неприкосновенность личности. Свобода передвижения». Вне свободной жизни Аристотель поместил труд. Конечно, рабы зависимы, причем зависимы дважды: от воли господина и от собственных житейских нужд. Но Аристотелем напрочь отсекалось из свободной жизни и существование вольных тружеников, например, ремесленников, торговцев. У них, говорил он, есть в жизни зафиксированная цель, от которой они не могут не зависеть, т. е. быть от неё свободными. Цель эта является не временной вехой их существования, а своего рода credo, профессиональным «пунктом пребывания в жизни». Называлась она – прибылью. «Ремесленники живут в ограниченном рабстве… Ремесленник отказывается от двух из четырех факторов, делающих человека свободным, – от свободы занятий и от свободы передвижения». Вообще «приобретатель», по Аристотелю, живет всегда несвободно – под прессом и натиском собственных алчных желаний и стремлений. А истинно свободный человек должен чувствовать себя господином своего времени, своего местопребывания и не зависеть ни от каких выгод, ни от каких доходов. Для анализа свободы личности у Аристотеля оставались, следовательно, три формы жизни, которые проходили, по его мнению, «в общении с вещами, не имеющими какой-либо полезности, а потому не стесняющими человека, жаждущего свободы». Первая – это жизнь, проводимая в наслаждении телесной красотой (и в растрачивании этой красоты). Вторая – жизнь философа, которая проходит в исследовании и созерцании нетленной красоты истин природы. Но эти две жизненные формы не принадлежат к «деятельной жизни», ибо свершаются не в действиях, а в созерцании. К деятельной же жизни относилась, по Аристотелю, лишь третья форма существования свободных существ: она посвящена прекрасным деяниям на благо общины, на благо полиса. Вывод: добывая необходимые продукты, производя любые полезные товары, люди остаются несвободными, ибо их действия диктуются не вольным выбором, но неизбежными по самой природе нуждами и желаниями. Более того. Поскольку деспотия, тирания, т. е. форма власти, которая существует всюду в мире, где люди не сумели создать полис, тоже является необходимой вещью (только благодаря тиранам в державах поддерживается порядок, необходимый для жизни людей в тамошних трудных обстоятельствах), все эллинские философы, вослед Аристотелю, полагали, что жизнь «властителя над подданными» не должна считаться жизнью свободного человека. В следующую историческую эпоху, в Средние века, людской «поступок», иначе говоря, свободное человеческое деяние, был понижен, по мнению Арендт, в статусе (в рамках «деятельной жизни»). «Поступок» отбросили на уровень труда и изготовления, его опустили к тем действиям, что продиктованы людям существованием, т. е. продлением их жизни на Земле (на такой уровень поместил, например, «поступок» в свою систему великий богослов Средневековья Фома Аквинский). Поэтому в Средние века свободной не считали вообще никакую «деятельную жизнь», включая даже бывший «поступок на благо полиса». Свободной в Средние века виделась только и исключительно жизнь Духа. Свободной виделась не деятельная, но исключительно созерцательная жизнь, только она числилась в Средневековье, т. е. на протяжении примерно одиннадцати веков, единственно свободным существованием в понимании европейского человека. К античному набору условий свободы (т. е. к статусу, к свободе от жизненных потребностей, к свободе от чужого принуждения и пр.) философы Средневековья добавили новое условие. Свободный человек эпохи Средневековья обязан был иметь досуг, возможность воздерживаться от общественных обязанностей. Свободный человек не занимался делами других людей, он лишь наблюдал и размышлял над тайнами мира – только тогда почитался свободным человеком. Итак, до начала Нового времени, т. е., по Арендт, до XVII века, любой вид «деятельной жизни» оценивался философами Европы исключительно с отрицательным знаком. Первенство «созерцания» над «деятельностью» вытекало из средневекового убеждения, что никакое создание рук человеческих не в силах тягаться в красоте с истинами природы и космоса. Вечное Бытие может открыться переменчивым смертным в своей гармонии, но для этого должны люди собраться духом в самих себе, отречься от суетной деятельности и дождаться необходимого для свободы душевного покоя. Христианство узаконило принижение «деятельной жизни», связывая любую деятельность исключительно с презираемыми церковью телесными нуждами человека. Августин Блаженный, например, говорил о «бремени деятельной жизни»: это бремя наложено на нас нашей любовью к ближним. В принципе деятельная жизнь считалась бы вообще невыносимой для мыслящего существа, но мыслитель всегда мог утешать себя тем, что потом, вослед обязательной и тяжкой «деятельности», наступит для него сладостное блаженство созерцания – созерцания Божественных истин. Христианская вера в жизнь после смерти, где будущее блаженство дает о себе знать в радости созерцания, узаконивала принижение vita activa, однако утверждение абсолютного примата покоя над всеми родами деятельности не христианское, а восходит к открытию, что созерцание есть независимая от деятельности мышления и рассуждения способность, и это открытие сократической школы вплоть до Нового времени задавало тон метафизической, как и политической мысли. Следующая за Средневековьем эпоха, т. е. Новое время, возвеличила опять-таки не «поступок», как делали эллины, не «созерцание», как позже велось у христиан, но то, что считалось и у тех, и у других самым низшим и самым презренным занятием. А именно – в Новое время возвеличили труд. Как выразилась Арендт, впервые в истории Европы на первое место в сообществе вышло «трудовое существо» (вместо «существа разумного», добавляет она). Характерно: Новое время перестало различать труд (работу) нашего тела и изготовлением чего-то нашими руками. Вместо прежнего деления труд начали делить на новый лад – например, на производительный и непроизводительный, на квалифицированный и неквалифицированный, позже стали различать умственный и физический. Адам Смит и Карл Маркс, например, посчитали разделение труда на производительный и непроизводительный центральным пунктом в своих системах, основой придуманных ими теорий. Формулировка Маркса: «Труд создал человека» – просто выбросила на всеобщее обозрение ту идею, в отношении которой все мыслители Нового времени оказались по сути единомышленниками. И Адам Смит, и Карл Маркс презирали всякий непроизводительный труд как дело паразитарное. Смит, например, называл паразитами «праздную дворовую челядь», «пожирающую и ничего не создающую». В действительности, замечает Арендт, челядь как раз «производила» вполне определенный и очень нужный для общества продукт: она изготовляла свободу для хозяев, или, по-современному выражаясь, «возможность их производительности». Когда в Новое время труд вырвался, наконец, из потаённости частных домов, из малых мастерских, когда он стал объектом общественного осмысления, его подвергли «процессу разделения» (А. Смит: «Производительность труда идет, прежде всего, от его разделения»). Самым важным виделось теперь концептуальное открытие Маркса, что объективно – и независимо от исторических обстоятельств! – в труде обитает внутренне и изначально некая «производительность». И покоится сия производительность не на нестойких изделиях, получаемых людьми в ходе труда, а на силе производителя, на силе человеческого тела. Продуктивная способность человека создает, мол, нечто большее, чем результат, необходимый для простого воспроизводства рабочей силы. Отсюда, мол, появляются в мире все богатства, вся Цивилизация. «Понятие «рабочая сила» является наиболее важным вкладом Маркса в теорию труда» (Ф. Энгельс). Далее Арендт начинает рассуждать о разнице между умственным и физическим трудом. Мышление внешне весьма похоже на труд: его продукты так же летучи, как труд, исполняемый для поддержания жизни. Если мыслящий человек хочет, чтоб некие производные его мыслей все-таки вышли в Цивилизацию, он должен заранее выработать в себе определенную ремесленную умелость. Так что если работник умственного труда хочет создать в итоге некий осязаемый продукт своей деятельности, он не должен исчерпать работу чистой мыслью в мозгу. Он обязан каким-то результатам созиданию своих рук, а не только работе мозга. Поэтому мыслитель в какой-то мере есть созидатель, подобно другим изготовителям обычных вещей. Арендт сравнивает восприятие процесса созидания у Маркса с греческим восприятием того же явления. Греки считали свободными искусствами только те, что не считались постыдными для свободного мужа, ибо не были вызваны к жизни нуждой. Римляне (по Цицерону) относили к такому кругу лишь архитектуру, медицину и сельское. Противоположными считались холопские ремесла – те, за которые люди брались для заработка, причем в обществе считалось абсолютно безразличным, зарабатываешь ты на жизнь литературой или, скажем, столярной работой. Поэтому разграничение физической и умственной работы – это чисто новоевропейское отличие: в древности его не знали. Престиж умственного труда, конечно, вырос за прошедшие века, но, кстати, в последние столетия Римской империи, заметила Арендт, «…рабские некогда функции оказались облагороженными, подняты до высшей ступени в государстве. Благоговейное почтение… распространилось на все ступени администрации. Публичная служба стала публичной должностью… Самые низкие служебные обязанности, те должности, которые исполнялись рабами, расцвели в блеске, засиявшем от персоны государя». Так что, похоже, везде процветание бюрократии способствовала престижу «интеллектуальных профессий».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.013 с.) |