Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основні види соціальної солідарності згідно теорії Е. Дюркгайма.

Поиск

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — крупнейший французский социолог классического периода развития социологии. В работе «О разделении общественного труда» (1893) он предпринял попытку показать, что такое социальная реальность как таковая. Основная идея работы заключалась в том, что общество становится обществом, когда само себя структурирует. Согласно Дюркгейму, из простой совокупности индивидов общество возникает благодаря существованию социальной солидарности — взаимодействию индивидуальных сознаний.

Социальная солидарность — это то, что скрепляет и сплачивает индивидов в единое целое. Для ранних обществ характерна механическая социальная солидарность, основанная на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими социальных функций, на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании», а разделение труда примитивно и незначительно.

В развитых («организованных») обществах разделение труда является сложным и высокодифференцированным, различия между индивидами велики и из-за различия социальных функций индивиды остро ощущают необходимость совместного существования. Люди зависят друг от друга именно в силу имеющихся между ними различий. Подобно органам в организме, в дифференцированном обществе все индивиды связаны воедино. Такой тип солидарности Дюркгейм называет органическим. Он не считает, что эти два типа социальной солидарности на практике взаимно исключают друг друга. Напротив, они всегда сосуществуют, все дело в том, какой тип солидарности превалирует в конкретном обществе. Если в первобытных, архаических обществах господствует механическая солидарность, то в современных индустриальных — органическая.

Продуктом социальной солидарности становится специфический тип сознания — коллективное сознание, которое не сводится к простой сумме индивидуальных. Его содержание составляют коллективные представления, воспринимаемые индивидуальным сознанием как внешние и подавляющие его индивидуальность обстоятельства. Такие обстоятельства, окружающие индивидов и определяющие их жизнь независимо от их воли, Дюркгейм называет социальными фактами. Согласно Дюркгейму, именно социальные факты составляют собственную реальность общества, они же являются предметом социологии. Социальные факты «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются». Они обладают реальностью особого рода и выполняют роль сдерживающего фактора в поведении людей. Примерами социальных фактов могут служить социальные нормы, прописные истины общественной морали, образцы семейной жизни, религиозные ритуалы и обряды.

По Дюркгейму, объяснение общественной жизни следует искать в самом обществе, которое есть нечто большее, чем просто сумма его частей; это система, формируемая объединением индивидов и приобретающая свойства реальности, обладающей специфическими характеристиками. В своей книге «Самоубийство» («Suicide») (1897) Дюркгейм убедительно продемонстрировал значимую роль, которую играют социальные факты в поведении людей. Эта работа стала образцом эмпирического социологического исследования.

В вышедшем в 1895 г. труде «Метод социологии» он назвал овеществление социальных фактов основным требованием объективного научного рассмотрения. Социальные факты следует рассматривать как веши, которые, подобно вешам в природе, следует понимать объективно и эмпирически, т.е. исключить личные оценочные суждения «извне».

В своем последнем крупном произведении «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) Дюркгейм высказал мнение, что анализ простейших и примитивнейших социальных типов может дать представление об основополагающих признаках более сложных обществ. На основании исследований тотемизма у австралийских племен Дюркгейм пытался сделать общие выводы о связи между структурой общества и религией, стараясь доказать, что религия является продуктом общества, поэтому каждый тип общества развивает собственную форму религии, вследствие чего в религии и через нее люди почитают свое собственное общество.

Центральной социологической идеей, что практически проходит через все творчество Дюркгейма, является идея общественной солидарности

Дюркгейм опирался на традицию социологов-органицистив, которые считали разделение труда \"обще биологическим фактом\" Так, разделение труда - закон природы, и с этим соглашался и Е Дюркгейм, но он рассматривает ае этот процесс не вообще, а с точки зрения соотношения личности и общества Он задается вопросом, соответствует ли разделение труда интересам личности, нравственное оно? дел труда на социальную солидарность людей в обществе? ва:

• традиционного

• современного

Отсюда он выделяет два типа социальной солидарности Во-первых, механическую солидарность, которая была типичной для традиционного, архаического общества и основывалась на неразвитости и сходстве человек составляющих общество Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, то есть отсутствует собственное \"Я\" - \"Я это только МЫ\" Как видом о, социальный принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведениянки.

Во-вторых, органическую солидарность, которая порождается разделением общественного труда и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества, которая раньше поддерживалась репрессивными мерамми.

Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса

Рассматривая солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность, Дюркгейм признавал моральным и разделение труда Однако нельзя не заметить, что общество, в котором доминирует органическая соли идарнисть, создает условия для расцвета индивидуализма Вместе с тем, в обществе, где уважается личность, для поддержания мирного сосуществования дифференцированных индивидов необходимы общие ценности и важно предоставить коллективном сознании достаточный авторитет и достаточно широкий содержательныест.

Однако, любое современное общество, в котором господствует органическая солидарность, провоцирует опасность разъединения И аномалии Дюркгейм, конечно, видел наличие социальных проблем и конфликтов Однако он считается ав их просто отклонением от нормы, вызванное недостаточной видрегульованистю отношений между главными классами общества В этом плане Дюркгейм развивал идею создания профессиональных корпораций как нов их органов общественной солидарности Они, по его мнению, выполнять широкий круг общественных функций - от производственных до морально-культурных, вырабатывать и внедрять в жизнь новые формы, буду во регулировать отношения между людьми и способствовать развитию личностиості.

Решающую роль в деле социальной интеграции Дюркгейм отводил идеалам и верованиям («коллективным представлениям»), видя в них главные компоненты морали и религии

Последовательно проводя мысль о \"коллективное сознание\", как источник и регулятор общественной жизни и общественного развития, Дюркгейм распространяет ее и на происхождение философских категорий По его мнению, логики Ичне категории - \"коллективные представления\", они передают состояние коллектива, и в этом заложена их всеобщность и устойчивость Он отмечал, что коллективные представления - \"продукт огромной кооперации во времени и пространстве Чтобы создать коллективные представления множество различных понимал объединили, синтезировали, сочетали свои идеи и чувства, многие поколения накапливали в них свои знания и опыт \"В коллективных представлениях по Дюркгейму, сконцентрирована своеобразная умственная жизнь, бесконечно более богатое и сложное, чем умственная жизнь индивидвіда.

С точки зрения коллективных представлений рассматривает он происхождение и функционирование религии, религиозных верований

Религиозные представления - это коллективные представления, которые выражают коллективные реальности, а обряды - это способы поведения, которые возникали только в лоне тех групп, собравшихся вместе, и которые призваны вызвать, п поддержать или обновлять определенный умственное состояние этих игру. Оценивая религию с точки зрения ее социальных функций, Дюркгейм возражает против возведения религии к логико-понятийного элемента или просто к совокупности идей Как он подчеркивает, \"истинная функция религии в том, чтобы заставлять нас думать, обогащать наше познание, а в том, чтобы побуждать нас к действию, помогать нам жить Первый догмат всякой веры - это убеждение в спасении посредством верыіри". Развивая мысль о социальной природе и функции религии, он исключает вопрос об истинности содержания религиозных верований, совершенно справедливо считая, что с религией нельзя разделаться, показав помои илковисть ее логических основ или несоответствие очевидным фактам Дюркгейм исходит из того, что какими бы нелепыми не казались те или иные верования или религиозные представления, они имеют глубокие социальные к арендеі. Как уже отмечалось, главной силой общественной жизни Дюркгейм считает коллективные представления, обеспечивающие солидарность социальной группы Он считает, что любое отношение к социальным ценностям и идеалов, без которых не может развиваться общество, заключается в религиозных отношениях, поскольку этот вопрос верьи. Борясь против клерикализма, особенно в сфере образования, Дюркгейм одновременно считал, что между наукой и религией не существует непримиримого противоречия Наука, по его мнению, отбирает у религии лишь функцию поясн ния мира, но не может взять себе функцию веры, потому что \"вера - это прежде порывы до действия".

 

51. Ідеї функціональної теорії конфліктів у філософії Ґ. Зимеля

У праці Г. Зіммеля "Про соціальну диференціацію" (1890) є атомізовані індивіди, які безпосередньо взаємодіють один з одним, об'єднуються у невеликі групи й асоціації. В останніх домінує так звана колективна відповідальність, або групова солідарність. Індивід тут ще не є особистістю, не має особистої відповідальності, його індивідуальна свідомість повністю ідентична груповій. У цілому соціальна диференціація, вважає німецький соціолог, веде до посилення економічної енергії, пом'якшення суперечностей, нейтралізації конфліктів і колізій, що виникають унаслідок зіткнення гетерогенних елементів. "

Теорія конфлікту

Німецький соціолог упевнений, що людське суспільство, його існування і розвиток нерозривно пов'язані з конфліктами. Як соціальний процес конфлікт має системний характер, оскільки, по-перше, охоплює все суспільство, а по-друге, його наслідки мають пряме відношення до збереження соціального цілого. За Г. Зіммелем, конфлікт це не просто зіткнення інтересів, а й щось таке, що виникає на ґрунті інстинктів ворожості, які властиві окремим частинам соціального організму так само, як і інстинкти любові. Таким чином, одним із джерел конфлікту, вважає вчений, є внутрішня біологічна природа людей.

Г. Зіммель робить акцент на інтегративних функціях конфліктів. Хоча конфліктні процеси іманентні будь-якому суспільству, це не означає,, що вони обов'язково і в усіх випадках призводять до структурних змін і руйнування соціального цілого. Навпаки, конфлікти, за Г. Зіммелем, є одним з головних соціальних процесів, що сприяють згуртованості і збереженню соціального цілого.

Свою увагу німецький соціолог зосереджує на малоінтенсивних і негострих конфліктах, які, на його думку, в диференційовано розвиненому суспільстві сприяють інтеграції останнього тим, що заважають виникненню гострих руйнівних конфліктів. Саме часті, нетривалі, неглибокі конфлікти допомагають індивідам позбутися почуття ворожості та роздратування, запобігти будь-якій можливості накопичувати такі почуття. Крім того, такі конфлікти легше піддаються інституціоналізації, нормативному регулюванню, що також сприяє інтеграції соціального цілого.

Наслідки конфліктів Г. Зіммель розглядає не лише в контексті соціального цілого, а й стосовно сторін, які беруть у них участь (індивідів, партій, груп). Він, наприклад, вважає, що чим сильніша емоційна залученість учасників боротьби, тим конфлікт гостріший, тим вірогідніше застосування в ньому насильства. Далі, за Г. Зіммелем, імовірність того, що конфлікт викличе застосування насильства, буде тим вищою, чим гармонійнішими були раніше стосунки груп — учасників конфлікту, чим менше ці групи були ізольовані й відособлені, чим більшою мірою кожна з них вважає конфлікт самоціллю, чим більше члени конфліктуючих груп впевнені, що конфлікт виходить за межі їхніх індивідуальних інтересів.

У зв'язку з цим німецький соціолог цікавиться передусім питанням про те, за яких умов може змінитися гострота конфлікту. Він доходить висновку, що чим ясніші цілі, які ставлять учасники конфлікту, тим більш імовірно, що конфлікти можна вважати просто засобами для досягнення цілей. При цьому конфліктуючі групи, намагаючись уникнути гострих і насильницьких зіткнень, будуть змушені шукати компромісу. Він вважає, що чітке усвідомлення учасниками конфлікту своїх інтересів і цілей якраз створює передумову для осмисленого пошуку компромісу між ними.

У цілому теорія конфлікту Г. Зіммеля орієнтована на пояснення конфліктних процесів у контексті їх інтегративних наслідків для соціального цілого і його складових. З огляду на прийняті організмічні припущення ця зіммелівська теорія спрямована на пошук насамперед позитивних функцій конфлікту, які так чи інакше сприяють збереженню й інтеграції соціального цілого. Значно меншою мірою ця теорія виявляє стурбованість тими функціями конфлікту, які призводять до зміни соціального цілого. Трактування конфлікту як способу досягнення певної функціональної єдності поклало початок одному з напрямів сучасної соціологічної теорії — конфліктному функціоналізму, що продовжує використовувати численні конфліктологічні ідеї Г. Зіммеля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.173.72 (0.007 с.)