Психологическое воздействие текста: прикладные аспекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое воздействие текста: прикладные аспекты



Возможности применения разработанной методо­логии чрезвычайно велики, поскольку тексты очень •широко используются во всех сферах человеческой жизни. Психологический анализ текста, оценка его воз­действия требуются и в психотерапевтической рабо­те, и в судебной экспертизе, и при составлении тек­стов публичного выступления, и в повседневном об­щении.

Мы рассмотрим несколько областей, в которых та­кой анализ успешно применялся.

• Библиотерапия

Целительное воздействие слова имеет очень дав­нюю традицию. С развитием художественной литера­туры и пониманием ее роли в жизни человека появи­лись, как мы помним, исследования, позволяющие су­дить об особенностях различных читателей и читаю­щей публики в целом. Так, Н.А. Рубакин составлял ре­комендательные списки литературы для лиц, страдаю­щих от различных психических недугов.

В последние годы возросло число исследований, связанных с диагностикой и лечением словом (Бурла-кова, Олешкевич, 1999; Доценко, 1999; Шевченко, 1999; Карлов, 2004; Смулевич, 2005 и др.), которые, впрочем, известны давно. «Врачевание словом» используется для лечения соматических больных, отмечается большая терапевтическая роль сказки, особенно когда речь идет о детях; появляются работы, посвященные терапевти­ческому воздействию литературы в целом, а также соб-



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


ственному словесному творчеству пациентов (Соколов, 2004; Фанталова, 2001; Дорожевец, 1998; Зинкевич, Ми­хайлова, 1998; Яничев, 1999, и мн. др.). В нашей стране широко известен метод психотерапии творческим са­мовыражением М.Е. Бурно (Бурно, 1989).

Наш подход позволяет сделать эти методы более эффективными за счет индивидуально подобранных лексико-синтаксических средств.

Способность художественного текста передавать чувства и мысли человека, оказывавшегося в трудной ситуации, используются в библиотерапии. Этот метод призван помочь пациенту понять и изучить «типоло­гию характеров в литературе, искусстве, чтобы найти себя как читателя, зрителя в человеческой культуре, утвердиться и таким образом в собственной духовной индивидуальности» (Бурно, 1989, с. 133). Составлены спис­ки произведений, которые рекомендуются при опреде­ленных пограничных состояниях, для коррекции от­ношений между родителями и детьми, для уменьше­ния подростковых фобий или неврозов, вызванных раз­водом родителей, для повышения самооценки, вывода из депрессии, после изнасилования, для освобождения от наркотической и в целом химической зависимости (Pardeck J.T.,Pardeck J.A.,1993; Phillips, 1996).

Наша типология позволит подобрать литературу с более полным учетом индивидуальных особенностей пациента.

Новые информационные технологии. Программа ВААЛ

Применение психологических и лингвистических знаний в компьютерных технологиях стало привыч­ным в последние десятилетия. Такие знания нужны при любой обработке текстовых данных: от создания поисковых систем до необходимости «сжать» текст до резюме.

Предложенный нами анализ текста также нашел применение в информационных технологиях. Выявле-


Глава 4. Психологическое воздействие текста...



 


ние вербальных признаков эмоционально-смысловой доминанты стало важной составляющей компьютер­ной психолингвистической системы «Психиатричес­кий анализ текста» — ПАТ, которая проводит психоло­гический контент-анализ текстов, как художественных, так и публицистических или рекламных.

ПАТ выстраивает частотные характеристики тек­ста и проводит факторный анализ на уровне лексики и фразеологии. Новейшие версии учитывают также ряд особенностей синтаксиса. Программа позволяет создать частотный словарь любого исследуемого текста и оп­ределить его эмоционально-смысловую доминанту. Рас­пределение лексико-семантических признаков доми­нант дается в абсолютных (количество слов того или иного класса) и в относительных (% к норме по час­тотному словарю русского языка) величинах. В резуль­тате обработки текста выявляется его эмоционально-смысловая доминанта и соответственно прогнозирует­ся возможное воздействие этого текста.

Данная подсистема (ПАТ) встроена в систему ВААЛ, основным разработчиком которой является В.И. Ша-лак. Главное назначение программы ВААЛ состоит в оценке воздействия слов и русскоязычных текстов на человека.

Современный взгляд на язык предполагает, что речь может быть средством влияния на поведение людей. В эффективном воздействии важны не только и не столько логичность и аргументированность речи, сколь­ко эмоциональность речевого высказывания. Эмоцио­нальное восприятие оперирует простыми категория­ми «приятие» — «неприятие». При этом самыми важ­ными оказываются каналы воздействия, не контроли­руемые сознанием. Эти соображения во многом опре­делили необходимость создания системы ВААЛ.

Система позволяет:

— составлять тексты выступлений или статей, в том
числе рекламных, с заранее заданными характери­
стиками воздействия на потенциальную аудиторию;

— формировать эмоциональный имидж политичес­
кого деятеля;



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


— находить названия для новых товаров, которые бу­
дут иметь эмоциональный отклик у потребителей;

— проводить психиатрический анализ текстов;

— усиливать речевое воздействие в психо- и гипно­
терапии.

В целом с помощью ВААЛ можно усилить воздей­ствие любых рекламных, учебных, пропагандистских и пуб­лицистических материалов, а также строить психологи­ческие портреты авторов текстов и целевых аудиторий.

Применение экспертной системы ВААЛ с 1993 года показало, что она может быть успешно использована для анализа и корректировки воздействия текстов в са­мых разных областях — от политической риторики и рекламы до образования и художественного творчества.

Судебная экспертиза

Перед правоохранительными органами часто вста­ет задача идентификации автора текста (допустим, со­держащего угрозу), однако, как справедливо отмечают исследователи, одним из самых серьезных затрудне­ний является чрезвычайно слабая разработанность чет­ких экспериментальных процедур, позволяющих диаг­ностировать те или иные черты личности преступни­ка (Иванченко, Асмолов, Ентолопов, 1992).

Мы опишем, как применение программы ВААЛ (ПАТ) и учет эмоционально-смысловой доминанты представленных текстов позволили провести анализ и вынести суждения, отвечающие на сформулированные судом вопросы.

В распоряжении суда были печатные тексты одной религиозной общины (более 260 текстов, более 1000 стра­ниц дела). Предстояло выявить, содержатся ли в них признаки: разжигания религиозной розни (подрыв ува­жения и неприязнь к другим религиям); принуждения к разрушению семьи; посягательства на личность, пра­ва и свободы граждан.

Предстояло также выяснить, содержится ли в ана­лизируемых материалах побуждение граждан к отказу


Глава 4. Психологическое воздействие текста...



от исполнения установленных законом гражданских обязанностей.

Тексты были подвергнуты лингвистическому, пси­холингвистическому, литературоведческому анализу*.

Анализ показал, что в текстах планомерно прово­дится одна идея: человечеству и каждому отдельному человеку угрожает могущественный враг добра — сата­на. Он строит козни, вовлекает людей в грех, ведет че­ловечество к гибели и мучениям; в недалеком буду­щем настанет день последней битвы — Армагеддон. Человечество постигнет «великая скорбь» — голод, эпи­демии, войны, стихийные бедствия; единственное спа­сение для людей — обращение к Богу, который унич­тожит сатану, его приспешников, всех служителей зла, всех не являющихся членами сообщества; после Арма­геддона спасшихся ждет счастье, жители Земли будут подчинены справедливому небесному правительству.

В текстах преобладает тематика уничтожения не­верных людей волей и силами Бога. Спасутся лишь те, кто присоединится к общине. Они избегнут тяжелых бедствий, мучений и гибели. Это нагнетание страха формирует настрой, зловещие оттенки которого усу­гублены многократными описаниями человеческих бедствий вообще — бывших, нынешних и будущих.

Сознание воспринимающего должно «оцепенеть» перед фатальным ходом событий. Одновременно этот мотив готовит восприятие к деятельности в режиме катастрофически-военном, осадном, к дисциплинарно-организованному сопротивлению и наступлению.

Эмоционально-смысловую доминанту текстов об­разует насыщенность лексикой «печального» и «тем­ного» настроя. Автоматический обсчет с помощью экс­пертной компьютерной психолингвистической про­граммы ВААЛ показал следующее. «Светлая» лексика (Бог, верить, апостол, душа, человечество, вселенная, дове-

* Экспертное заключение по этому делу было написано в соавторстве с Д.А. Леонтьевым, С.А. Небольсиным и други­ми. Мы описываем ту его часть, которая преимущественно сделана нами.


268 Белянин В. Психологическое литературоведение

рие, истинная ценность, справедливость) составляет в названных текстах до 22%. «Печальная» и «темная» лек­сика (насилие, растление, уничтожение, страдать, гоне­ния, умирать, рабство, голод, холод, козни, ложь, клевета) составляет также до 22%. Тем самым контекст данной печатной продукции можно рассматривать как деп­рессивный, внушающий представление о мире как ан­тичеловечной системе вещей, нагнетающий тревогу, страх, подозрительность и озлобление.

Тексты в целом формируют у аудитории: настрое­ния беспомощно-пассивного ожидания, необходимос­ти спасительных инструкций; а также готовность к нервозно-взвинченному состоянию, поиску в мире и людях врагов, расположенность к агрессивно-озлоблен­ному противостоянию им.

Так, псалом 148:12,13 «Место молодежи в Божьем по­рядке» начинается как достаточно радостный («веселый») текст (строки 1—6 — нумерация наша. — В.Б.), затем сле­дует «печально-темная» вставка (строки 7—9) и завер­шается достаточно «светлым» текстом (строки 12—16).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.008 с.)