Выступление кандидата в депутаты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выступление кандидата в депутаты



Еще один пример применения программы пока­жет особенности речи политика. Затем будут даны ре­комендации по усилению воздействия речи.

Конечно же, написание речей — задача профес­сионалов; политики (а чаще их сотрудники) только отмечают определенные тезисы и ракурсы. Конеч­ный текст — творчество одного, иногда группы спе­циалистов. Поэтому, анализируя такую речь, мы дол­жны отдавать себе отчет в том, что в ней отражается труд (и сознание, и акцентуации) многих. Тем не ме­нее, если иметь в виду образ политика, создаваемый этой речью, мы можем оперировать понятием «лич­ность».

Согласно результатам применения программы ВААЛ, текст достаточно политизированный (18% лек­сики) и агрессивный (5% лексики). В нем много конк­ретной информации констатирующего и уточняющего плана. При оценке организации событий акцент дела­ется на следствии (а не на причине или на наруше­нии). Это свидетельствует о большой целеустремлен­ности, серьезности намерений, ответственности и од­новременно требовательности к окружающим со сто­роны кандидата.

Значительно превышена норма употребления ме­стоимения «я» (8% всех слов), и велики показатели семантической категории «свой». Наблюдается так­же повышенный показатель местоимения «мы» (3,5% всех слов), причем — судя по содержанию — речь идет прежде всего о деятельности фирмы, руководи­телем которой является кандидат. Это свидетельствует о большом эгоцентризме, желании подчеркнуть зна­чимость своей личности или своей собственной дея­тельности.

Пространственная ориентация лишь в незначитель­ной степени связана с движением «вперед», хотя и од­новременно не «назад». При незначительной выражен­ности ментального канала в речи есть некоторая пре­обладающая тенденция в ориентации на слуховой ка­нал восприятия информации.


Глава 4. Психологическое воздействие текста...



Говоря о грамматических показателях совершен­ного и несовершенного вида, следует отметить, что категория «состояние» в два раза превышает количе­ство слова категории «результат» (14% и 7% соответ­ственно). При этом доля глаголов будущего времени слегка больше средней нормы для аналогичных со­временных политических текстов. При этом корреля­ционный анализ показывает связь категории «резуль­тат» исключительно с категорией «прошлое», а «буду­щее» связано с категорией «состояние» (то есть нере­зультативно).

Все это указывает на то, что кандидат, ориентиру­ясь в значительной степени на прошлый результат, будущее представляет достаточно статично. Об этом свидетельствует и содержание текста — кандидат по­лагается в значительной степени на то, что ему даст государство (частью которого он хочет стать). При этом, судя по содержанию, кандидат считает своим силь­ным качеством достижения, которые имели место в прошлом. Тем самым в речи кандидата проявляется несоответствие его результатов образу будущего ре­зультата: кандидат знает, он достиг, хочет достичь боль­шего, но при этом не очень точно знает, как он этого добьется.

Коэффициент лексического разнообразия 0.48. Хотя такой небольшой текст не позволяет сделать однознач­ный вывод, речь оставляет впечатление лексического однообразия.

Анализ фонетического рисунка текста показал, что звучание является скорее хорошим, красивым, простым, очень величественным, возвышенным. При этом текст звучит как холодный, большой, грубый, сильный. По звучанию он также достаточно угрюмый и зловещий. В целом наблюдается совпадение семантики (содер­жания речи) с ее формой.

Логико-фактологический анализ содержания по­казывает, в частности, одно несоответствие (которое может быть истолковано как ложное, прикрывающее финансовые махинации). Говоря о налоговых провер­ках, кандидат сказал лишь о факте 33 проверок его орга-



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


низации, но не упомянул ни о каком результате этих проверок. Логика же свидетельствует о том, что если есть нарушения, то надо закрывать фирму. В сознании рядового жителя этого региона вызвать сочувствие к финансовой деятельности предпринимателя очень трудно.

Заключение:

1. Речь агрессивная, тяжелая.

2. В тексте слишком много говорится о кандидате и о
его фирме.

3. Кандидат считает своей сильной стороной прошлые
достижения, не совсем четко представляя, чем он
будет заниматься в будущем, прежде всего как по­
литик.

4. Текст не несет позитивного начала, он не вселяет
уверенность, не дает повода к положительным эмо­
циям.

5. Он ориентируется на тех людей, которые недоволь­
ны существующим положением дел и хотят полу­
чить быстрый результат.

6. Текст ориентирован только на предпринимателей
(что в настоящее время явно недостаточно).

Рекомендации:

1. Заменить местоимение «мы» (как эквивалент фирмы
«Имярек и К°») на мы — россияне, мы — жители
этой страны, мы — жители региона, мы — предпри­
ниматели.

2. Добавить позитивной информации, чаще использо­
вать слова «хорошо», «лучше», «правильно», «верно»,
«энергично», «оптимистично».

3. Добавить в текст то, что привлекает женщин.

4. Сочетать потребительское отношение (фразы типа
«нам должны дать», «мы ждем решения») с инициа­
тивностью («область может добиться», «люди сами
поймут»). При этом применять активные синтакси­
ческие конструкции.

5. Сохранять уважительное отношение к оппонентам и
другим кандидатам. Хорошо бы добавить немного


i


Глава 4. Психологическое воздействие текста... 289

иронии и юмора....Запустить что-нибудь остроум­но-жизнерадостное как информационный повод га­зетам упомянуть имя кандидата.

6. Чаще использовать лексику, отражающую зритель­ный канал обработки информации (выражения «точ­ка зрения», «Явижу эту проблему так...», «Если взгля-. путь на это с другой стороны, то...», «Посмотрим на то, как...»).

J7. В отношении культуры речи следует порекомендо­вать в начале ответа на вопрос реже использовать < конструкцию «Вы знаете...», которая может указы-

•-' вать на неуверенность и оправдательную позицию. Возможные замены: «Дело в том, что...», «Вы совер-

!i шенно правы», «Конечно...»

Таким образом, анализ текстов по эмоционально-смысловой доминанте позволил учесть эмоциональ­ные потребности и перцептивные возможности целе­вых групп и скорректировать лексику и семантику рада рекламных текстов, повысив их привлекательность для более широких аудиторий.

Объявления о знакомствах

Как известно, одиночество рождает немало проблем. Пытаясь защитить свою индивидуальность от унифи­кации и стандартизации и одновременно найти «род­ственную душу», некоторые дают объявление о зна­комстве в газету или Интернет. Такие объявления впер­вые появились в конце XIX века в Англии. Но сегодня объявления о знакомстве развились в достаточно стан­дартный жанр опосредованного общения. Рассмотрим тактики самопрезентации при поиске партнера про­тивоположного пола.

Например, среди американских объявлений типа lonely heart advertisement, которые дают женщины в газе­ты, преобладают запросы о материальном благополу­чии и сообщения о внешней привлекательности. Муж­ские объявления соответствуют их запросу, самоописа-

19 Литературоведение



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


ние дается через материальное благополучие и поиск привлекательности.

Тексты публикующихся в России (например, в га­зетах «Из рук в руки» и «Все для Вас») объявлений в настоящее время достаточно разнообразны. Они обла­дают следующей структурой.

Как правило, автор упоминает о своей социальной позиции, указывает на свои физические параметры, пишет о своих морально-этических характеристиках.

Авторы выдвигают определенные требования к лич­ности партнера. Для большинства важны: социальная позиция; физические и морально-этические характе­ристики.

Анализ свыше 300 объявлений показал, что многие из них дают возможность определить тип личности автора по следующим параметрам:

— преобладающей модальности (зрительная модаль­
ность — яркая блондинка, жгучая брюнетка; слухо­
вая — люблю музыку;- кинестетическая — с мягким
характером);

— по стилевым характеристикам: лаконичные (праг­
матически направленные); стандартные (безэмоци­
ональные); эмоциональные тексты.

— Встречаются тексты эпатажные и даже агрессив­
ные, сложные, демонстративные.

Коротко рассмотрим основные типы текстов. Есть лаконичные тексты:

Симпатичный москвич, бывший военнослужащий, 68/171, создаст семью с одинокой симпатичной жен­щиной без жилищных проблем.

Читательское внимание, как правило, привлекают тексты, вьщеляющиеся из общего ряда. Объявления ча­сто таких особенностей не имеют, они «нормальные», «стандартные».

Мне 47/172/87, свободная, приятная, верная, для дружеских встреч на моей территории познакомлюсь с мужчиной без в/пр. и проблем.


Глава 4. Психологическое воздействие текста...



 


Встречаются тексты эмоциональные:

Найди меня, ты — единственная, кто нужен мне. Я — 20/178/73. Напиши, я так сильно этого жду. Не спонсор.

Наступили зимние холода, так хочется согреть ду­шевным теплом, милую, интеллигентную, с ч/ю, желатель­но высокую девушку, москвич 33/73/182 в/о, подроб­ности по телефону.

Полной противоположностью им являются «слож­ные» тексты:

Предлагаю обмениваться всеобщими вопросами и ответами, для взаимной критики своих представлений, с целью познания понятий. 142100 г. Подольск...

Вот пример текста с отрицаниями:

Я не урод, не дурак, не бродяга. У меня пока нет в Москве жены, детей, квартиры и работы, но есть серьез­ные намерения. Если вам нужен в мужья нормальный рус­ский мужичина, то напишите мне. 34/175/77, разведен, юрист, не курю.

Иван, 32/180/66, тихий, скромный, верный, с замет­ным чувством юмора, проблемами не интересуюсь, зла не держу, со скукой не знаком, живу в творческом оди­ночестве, по наитию. Ищу девушку не из общества, тем более не из высшего, в общем, не от мира сего!

Эпатажный («красивый») текст:

Милые дамы! Внимательно посмотрите направо. Это все Ваше и никуда от Вас не денется. Ну а теперь посмот­ри налево: высокий, крепкий, 24 г. Скорпион, без... и с... Давайте подойдем поближе и рассмотрим. Давайте?!

Наличие разных по психологической реализации текстов с одним и тем же коммуникативным замыс-

19*



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


лом делает возможным реконструкцию личности ав­тора по тексту. В соответствии с типом автора может быть создан психологический портрет реципиента, на которого рассчитан определенный тип текста (по прин­ципу «Рыбак рыбака видит издалека»).

На основании этого подхода были выработаны ре­комендации для бюро знакомств, в частности, о том, что можно вычитать из объявлений и что вкладывать в них. Агентства могли оказывать помощь клиентам в написании объявления и подборе кандидатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.015 с.)