Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ствуется какое-то свинство и обоим каналам так и хочет-

Поиск

", ся сказать: "Поцелуйтесь со своею свиньею!" (сарказм).

(«Демократический союз»)

Вам в казармы! Это налево.

Послушайте! И не говорите, что Вас не было дома!

Вы дома (метаф.), Вы в России, и этот дом рухнет

Вам на голову, если на крыше будут сидеть коммунисты!

Не ведите себя подобно ребенку (сравн.),

тянущему в рот без разбора любую гадость.

Не голосуйте за левых всех мастей (неодобр.).

(«Союз правых сил»)

С точки зрения синтаксиса данные тексты харак­теризуются большим количеством абзацев, вставных конструкций, вводных слов и словосочетаний, проти­вопоставлений, наличием большого количества знаков препинания: тире, двоеточие, восклицательный и воп­росительный знаки. Нередко встречаются в них нарра­тивные вопросы. Предложения, как правило, распрост­раненные, сложносочиненные или сложноподчинен­ные с одним или часто с несколькими придаточными предложениями.

В эпатажных текстах нередко встречается лекси­ка, связанная с едой: объедаться русскими кушаньями, здоровая русская кухня, холуйская пайка, с остатками пищи в углах небритого рта, звон бокалов, бесконечные фуршеты, за чечевичную похлебку, свиная похлебка из корыта, «студент, который только пьет пиво», гости-



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


нец, даровой стол (и хороший стол!), а также послови­цы, поговорки, эпиграммы, в которых упоминается еда: «хрен редьки не слаще», «Отпусти меня к деточкам, Ванечка! Я за то подарю тебе пряничка» и т.п. Как правило, употребление такой лексики имеет негатив­ный оттенок. Едят, «объедаются», — плохие, голода­ют — хорошие.

И насчет жены не верю. Какой у бедняжки бизнес? Я своими ушами слышала, что у Лужковых есть корова и они внукам Ельцина молоко продают. И пасека еще есть! Я вот мед у мэра хотела купить. Может, он лавочку в мэ­рии откроет? Мне и творог нужен, и сметана. Разве ж это бизнес?

Однако семантическая категория «голод» представ­лена не ярко (голодные и чванливые, голодать, на хлеб зарабатывать и др.).

Часто в данных текстах можно обнаружить проти­вопоставление добра и зла (как в сказках), истины (прав­ды) и лжи.

Бог не в силе, а в правде, не в деньгах, а в совести.

Не голосуйте за левых всех мастей... Не отдавайте Ваше право налево! Голосуйте за Союз правых сил!

Робкое, приличное Добро в кисейном платьице с во­ланчиками испытывает, подобно девочке-отличнице, не­победимое влечение ко Злу — расхристанному чумазо­му мальчишке, тайком затягивающемуся отцовской си­гаретой. Неравный и несчастливый брак.

В эпатажных текстах часто встречаются упомина­ние тех или иных животных, пословицы и поговорки, где упоминаются различные животные, а также срав­нения с животными: «Собаке— собачья смерть»; со зве­рями в темном общественном лесу; культивировать зве­ринцы; бассейн с золотыми рыбками; живая божья ко­ровка. Это также придает некоторую «сказочность» дан­ным текстам.


Глава 4. Психологическое воздействие текста...



В эпатажных текстах много отвлечений, примеров, которые иллюстрируют простые мысли:

Есть такая современная пародия на знаменитую сказ­ку о Золушке. В этой сказке умная мачеха, которая хоте­ла повредить своей падчерице, не стала держать ее в чер­ном теле, не стала перед нею раскладывать мешок проса и мешок золы, которые она должна была отделить друг от друга. Она сделала все наоборот.

Она свою дочку, родную дочку, заставила работать, научила домашнему хозяйству, сделала ее спортивной, тренированной, подготовила, словом, к жизни, к жизнен­ным трудностям. А падчерицу она уложила в постель, накрыла шелковым одеялом, кормила ее восемь раз в день, не давала пылинке на нее упасть. В конце концов, когда пришел принц, он обнаружил спортивную, в джин­сах, в кедах родную дочку, молодую, стройную, краси­вую, которая все умела, у которой все в руках горело, и эту так называемую Золушку, раскормленную, как до­машняя индюшка, которая уже рукой пошевелить не мог­ла, которая лежала в постели, у которой глаза заплыли. Тщетно было бы спрашивать, на ком женился принц. По-моему, это и так ясно. Потому что ноги у Золушки рас­пухли, и никакая хрустальная туфелька уже на нее не на-* лезала. Спортом надо было заниматься.

То же самое происходит с Россией. Казалось, при­рода нас одарила щедро....

: (Валерия Новодворская

«Мой Карфаген обязан быть разрушен»)

В целом эпатажные тексты интересно читать, даже не вдумываясь в смысл, так как внешняя эстетика, ху­дожественность отвлекают читателя, и тем самым эпа­тажные тексты вносят в процесс потребления массо­вой информации некоторый игровой момент.

Анализ листовки

Здесь мы приведем пример анализа политическо­го текста с помощью программы ВААЛ и рекоменда­ции по его изменению.



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


Выявлены следующие характеристики текста.

— Акцентуация: Текст паранойяльный (16% лекси­
ки) и эпилептоидный (11%) одновременно. Текст
достаточно агрессивный (5.5%).

— Установки: Текст направлен на негатив, в нем от­
сутствует лексика, несущая позитивное начало.

— Каналы восприятия: Преобладает лексика чувствен­
ного канала информации (обработка и трансляция).
Воздействие также ведется на уровне рациональ­
ного канала. Именно с рациональностью связана и
агрессивность.

— Организация событий: Основное внимание уделя­
ется причинам событий и в меньшей степени воз­
можным следствиям. Причем причины видятся в
настоящем, а в будущем предполагаются некото­
рые последствия сегодняшних действий.

— Пространство: склонность к ориентации назад и к
движению от объекта.

— Эгоцентрические слова: низкая частота использо­
вания местоимений.

— Грамматика: Преобладают глаголы несовершенно­
го вида настоящего времени.

— Частотный анализ: часто упоминается слово «жен­
щина» (19 раз), высока частотность слов «дитя» (8),
«ребенок» (6), и, кроме того, слов «насилие» (8), «из­
насилование» (3), «аборт» (3), «жертва» (3). Немало
слов типа «страна» (9), «государство» (5), «Россия»
(4), «общество» (4).

Заключение:

1. Текст политизирован и направлен на решение соци­
альных проблем; решение предлагается очень конк­
ретно, энергично, но резко. Автор может быть оха­
рактеризован как желающий добиться успеха путем
быстрых и агрессивных действий.

2. Положение дел описывается и оценивается как явно
и объективно неудовлетворительное.

3. Позитивного решения проблемы не предлагается,
поскольку в решение проблем не вовлекаются воз­
можные избиратели. Предполагается, что сам кан-


Глава 4. Психологическое воздействие текста... 285

дидат попытается решить их путем борьбы. Буду­щее не видится успешным. Текст, не обладая пози­тивным началом, не вселяет уверенность, не дает повода для положительных эмоций, скорее запуги­вает.

4. Текст ориентирован на тех, кто недоволен существу­
ющим положением дел и хочет получить быстрый
результат.

5. Текст фактологический, публицистический и явля-
1 ется агитационно-пропагандистским материалом,

ориентированным как на адресную рассылку, так и на публикацию в печати. Общее содержание может быть сведено к мысли о том, что женщина подверга­ется насилию со стороны мужчин. Он явно ориенти­рован на женщин 25—45 лет, у которых не сложилась личная жизнь, подвергавшихся реальному насилию или опасающихся этого. Возможна также высокая оценка текста женщинами нетрадиционной ориен­тации.

Рекомендации:

1. Добавить в текст местоимение «мы» (как эквивалент
мы — «женщины», мы — «избирательницы», мы —
жители этой страны, мы — жители Москвы).

2. Добавить позитивной информации, чаще использо­
вать слова типа «хорошо», «лучше», «правильно», «вер­
но», «энергично», «оптимистично».

3. Чаще использовать лексику, отражающую зритель­
ный канал обработки информации (выражения типа
«точка зрения», «Я вижу эту проблему так...», «Если
взглянуть на это с другой стороны, то...», «Посмот­
рим на то, как...»).

4. Чаще использовать лексику, отражающую слуховой
канал обработки информации (выражения типа «То
и дело можно услышать, что...», «Мы никогда не слы­
шим о судебных процессах в отношении домашних
тиранов...»).

5. Добавить в текст то, что могло бы привлечь (а не
отпугнуть) мужчин.

6. Желательно добавить немного иронии и юмора.



Белянин В. Психологическое литературоведение


 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.78 (0.01 с.)