Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолингвистические компоненты «темных» текстовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Приведем пример типичного текста, порожденного лицом с эпилептоидной акцентуацией (начало повести Валентина Катаева «Сын полка»): Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и холодно. Из черных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми листьями, поднимался густой туман. Глава 2. Отражение черт личности в текстах
Луна стояла над головой. Она светила очень сильно, однако ее свет с трудом пробивал туман. Лес был смешанный. То в полосе лунного света пока-аынался непроницаемый черный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отдалении появлялась белая колоннада берез; то на прогалине, на фоне белого, лунного неба, тонко рисовались голые ветки осин, уныло окруженные радужным сиянием. И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света. В общем, это было красиво той древней, дивной красотой, которая и заставляет воображение рисовать ска-Яочные картины: серого волка, несущего Ивана-цареви-ча, огромные лапы лешего, избушку на курьих ножках — да мало еще что! Но меньше всего в этот глухой, мертвый час думали о красоте чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки. Больше суток провели они в тылу у немцев, выполняя боевое задание. А задание это заключалось в том, чтобы найти и отметить на карте расположение неприятельских сооружений. Работа была трудная, очень опасная. Почти все время пробирались ползком. Один раз часа три подряд пришлось неподвижно пролежать в болоте — в холодной, вонючей грязи, накрывшись плащ-палатками, сверху засыпанными желтыми листьями. Обедали сухарями и холодным чаем из фляжек. Но самое тяжелое было то, что ни разу не удалось покурить. <...> Луна тоже сильно мешала. Идти приходилось очень медленно гуськом, метрах в тринадцати друг от друга, стараясь не попадать в полосы лунного света, и через каждые пять шагов останавливаться и прислушиваться. Необходимо отметить следующее. При всем сход-Ciiic с «активными» текстами, где герои также должны Проявлять осторожность, эмоциональный ореол «тем-Иых» текстов оказывается значительно более «мрачным». Сопутствующая тексту 'озлобленность' является ft Мигературоведение Белянин В. Психологическое литературоведение
производной от иного психологического состояния^ нежели 'конфликтность' «активного» текста. В тексте нами подчеркнуты слова следующих мантических категорий: 1) БОЛЬШОЙ (громадный, огромный, многоэтажный, боль\ 2) МАЛЕНЬКИЙ (мало, словечко, ножки, меньше всего\ 3) ДЕЛО (выполнить задание, опасный); 4) ЗАМИРАНИЕ (останавливаться, замирать, мертвый лес);\ 5) НИЗ (ложиться, лежать, неподвижно пролежать, полз-] 6) ВОДА (сыро, болото, чай, грязь); 7) ЛУНА (лунное небо, лунный свет); 8) СУМРАК (туман, осенняя ночь, черный, уныло). 9) ЗАПАХ (вонючая грязь). Каждый из этих элементов закономерен для «тем ных» текстов и имеет свое объяснение. Смысл жизни для героя «темного» текста состоит в том, чтобы делать свое дело и бороться с врагами, которые умны и опасны. Жизнь тяжела и неприятна, человек в ней нередко становится игрушкой в руках враждебных сил. Для «темного» текста характерно наличие более жесткой, чем в «активном» тексте, оппозиции добра и зла. Если в «активном» тексте враг — это бывший друг, предатель, то в «темном» тексте враг — чужой человек, умный и опасный. Враг несет зло, которое может состоять в том, что он обижает маленького, соблазняет; невинную, изобретает смертоносное оружие, проводит | опасные опыты над людьми и т.п. Добро состоит не только в том, чтобы делать свое дело, но и убить умного и опасного врага. В «темном» тексте могут быть и антигерои — существа без памяти, марионетки, зомби, подвластные чужой (как правило, злой) воле. Время в «темных» текстах «импульсивно»; пространство обладает способностью сжиматься. Среди «темных» текстов можно выделить несколько подвидов: «собственно темные», «простые», «жестокие», «вязкие», «щемящие», «вычурные», «разорванные». ^В Глава 2. Отражение черт личности в текстах 83 К, ^•М несколько отличаются друг от друга, однако не ^р жичительно, как от других типов текстов. В I1 целом же описанная выше эмоционально-смыс- • доминанта в «темном» тексте реализуется с по- В -мантический комплекс ПРОСТОЙ получает ре- В < ншю в следующих лексических единицах: обыкно- В '/, обычный, делающий свое дело, незамысловатый, В 1'йливый, неприметный и др. В I' >СКА: бсмь, беспомощность, гнев, грусть, злоба, нена- В, одиночество, страх (смерти); дождь, мрак, сумерки, вуиио//ш. В Н1'ЛГ: непонятный, опасный, умный (очень умный, за- BfMMf'/J, чужой; замышляющий зло, затаившийся; ненави- Bffib, окружить со всех сторон, погибнуть, убить. В 1»()РЬБА: бороться (за справедливость/с опасными пла- •Мш/ в защиту обездоленных/ сирот/ маленьких), высту- mjiiu, против угрозы человечеству/мирному труду, стремиться • i щмиедливости, сопротивляться злу/несправедливости. р Кроме того, для «темных» текстов характерна лек-1-И1Ш, связанная с сенсорными ощущениями (слуховыми, зрительными, осязательными) и биологическим ^ншнсм человеческого существования (физиологически! отравления, голод, боль, смех). Героями «темных» текстов, как правило, бывают '1кщи гак называемых опасных профессий. Это пограничники и разведчики (В. Богомолов «Момент исти-ны»); солдаты (Б. Лавренев «Сорок первый») и доста-п)Чно часто моряки (Вс. Вишневский «Оптимистичес-hin трагедия»; В. Пикуль «Моонзунд»). Действие происходят, как правило, в суровых при-(чщных условиях — на море, на корабле (Ю. Крымов I анкер "Дербент"»), в тылу у врага (В. Тельпугов «Па-I'iiiiiKvmcTbi»), в шахте, на севере, в замкнутом простран-. то одной комнаты (пьеса П. Шено «Будьте здоровы»), i мимического корабля (М. Пухов «Семя зла») или пси-»имтрической лечебницы (К. Кизи «Над кукушкиным i незлом»; W. Blatty «The Exorcist») и т.п. Тем самым Белянин В. Психологическое литературоведение
«темные» тексты описывают действия простого челе века в трудных условиях. «Темные» тексты достаточно часто встречаются i публицистике (например, документальная повесть Л. Як> шенко «Линия напряжения», посвященная строителям высоковольтной линии напряжения, написана снижен ным языком с обилием бранной лексики); они Moryi быть также посвящены политической тематике (Ф. Ни бел, Ч. Бейли «Семь дней в мае»; Л. Уайт «Рафферти» Н. Велтистов «Ноктюрн пустоты»), что делает их близ кими «активным» текстам. «Темные» тексты существуют и в жанре научно художественной литературы. В центре их вниманим находится описание конкретных, приносящих польз действий. Примером могут служить книги для детеп Б. Житкова («Очерки») и А. Маркуши («А.Б.В...», «А и сам...», «Мужчинам до 16»). Много «темных» текстов среди произведений < животных (Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» Ф. Зальтен «Бемби»; Б. Житков «Мангуста»), а такж< среди сказок для детей (Б. Брагин «В стране дремучи> трав», братья Гримм, Р. Киплинг, Я. Корчак, С. Лагерлеф, Н. Носов, Д. Свифт, К. Чуковский, С. Маршак и мн. др.). Жанры, в которых достаточно распространены «тем- ] ные» тексты, — это детективы (А. Конан Доил «При-) ключения Шерлока Холмса», С. Жапризо «Ловушка для] Золушки»; П. Буало, Т. Нарсежак «Волчицы») и науч-j ная фантастика (Г.Дж. Уэллс «Машина времени», «Че- \ лове к-невидимка», А. Толстой «Аэлита», «Гиперболоид 1 инженера Гарина»). Опишем ситуацию, которая могла бы служить мо- | делью, базовой основой «темного» текста. Граница между двумя государствами. С одной стороны «наши ребята», с другой — хитрый и опасный противник. Противник строит коварные планы, он в любой момент готов напасть на нас, захватить нас врасплох, а затем превратить нас в своих рабов, оболванить, одеть в одинаковую форму, заставить нас забыть свою историю, заставить выполнять только ему понятную работу. Что мы дол- liwna 2. Отражение черт личности в текстах делать, чтобы избежать плена, захвата, порабоще-1 Понимая, что противник может оказаться умнее 1Р1И даже в чисто физическом плане выше нас мы МШ быть готовы к неожиданному нападению. Пусть нмшачительным, мелким деталям, но мы должны раз-сю возможные шаги, наблюдая за противником, догадаться о готовящемся нападении. А уж если |ц*аение совершено, то мы должны противопоставить lv ппкчные действия и, конечно, уничтожить врага. Именно такова «референциальная основа когнитив-|И мнюрпретации» (Дейк, 1989, с. 141) ряда ментальных нунций в «темных» текстах. В данном случае это соот-rinyei «наиболее рациональному <...> поведению <...> силовом задержании», называемому контрразвед-|Цими приемом «качание маятника» (В. Богомолов iiimchi истины»). Эта базовая ситуация может обрас-Ц. (тльшим количеством подробностей и деталей. Ифимер, противника можно угадать по различным (по шороху листвы под ногами, по шуршанию |жды, по скрипу обуви и т.д.). Противник может уда-|1ii нас по голове или даже в пах, у защитника может 1§мнеть в глазах, он может упасть, при этом против-|ь засмеется злобным смехом. Рассмотрим более подробно характеристики геро-|, систему образности и стилистические особенности рмных» текстов. Персонажи «темного» текста Простой герой Как правило, положительный герой «темного» тек-— это простой человек, который хорошо знает свое 1, а еще лучше делает свое дело. Он нормальный, ес-етис'нный человек, с простыми желаниями и устрем-1МПЯМИ. Он звезд с неба не хватает, «академий не кон- w», но при этом он не глупый: когда надо, он может wnnn>,a самое главное — сделать. Этот простой человек хмает, как правило, своими руками в большей степе-1|И| чем головой, он занят ежедневным физическим тру-
Белянин В. Психологическое литературоведение
дом, что подчеркивает его простоту и естественности обыкновенность. Часто герой «темного» текста бывает маленько роста или ниже других персонажей. Это своего ро, «психологический комплекс» главного героя, которь все время хочет вырасти, стать большим и взрослым. П{> этом он страшно не любит, когда с ним обращают как с маленьким, не проявляют к нему должного уваж< ния, не уважают его человеческого достоинства. Вот как, например, характеризуется героиня повее> Б. Лавренева «Сорок первый» Мария Басова — Марютк Круглая рыбачья сирота Марютка, из рыбачьего п< селка <...>. С семилетнего возраста двенадцать год| просидела верхом на скамье, вспарывая серебрян< скользкие сельдяные брюха. А когда объявили набор добровольцев в Красную гвардию, встала и пошла запи сываться в красные гвардейцы. Сперва выгнали, после видя неотступно ходящей каждый день, погоготали и при няли красногвардейкой. Марютка — тоненькая тростиночка прибрежная <...> Главное в жизни Марюткиной — мечтание. Очень^ мечтать склонна и еще любит выводить косо клонящими» ся в падучей буквами стихи. Несла стихи в редакцию <...> (В редакции стихи 4k тали. — В.Б.) и рот (секретаря. — В.Б.) расползался несдерживаемого гогота, и сотрудники (тоже. — В.Б.\ <...> катались по подоконникам.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.217.159 (0.008 с.) |