Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественный текст как предмет исследования↑ Стр 1 из 27Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Обычно художественное произведение определяют как текст, который использует языковые средства в их эстетической функции в целях передачи эмоционального и социально значимого содержания. Считается, что он представляет собой не только отражение действительности, но и выражение средствами естественного языка человеческого отношения к миру (Степанов Г.В., 1974). Вот что писал М.М. Бахтин: «Мир ху- 8 Бвлянин В. Психологическое литературоведение дожественного произведения есть мир организованный, упорядоченный и завершенный <...> вокруг данного человека <автора. — В.Б.> как его ценностное окружение» (Бахтин, 1979, с. 162). Коль скоро речь идет об отношении и эмоциях, не удивительно, что исследования осуществляются в рамках психологии. А когда речь идет о творчестве, то обычно это оказывается сферой психологии искусства. Однако потенциал содержания художественного произведения гораздо выше. В частности, в художественном тексте имеется информация, представляющая исключительную ценность для анализа психологии личности. Можно согласиться с утверждениями многих исследователей относительно того, что лишь комплексный и многоаспектный подход, интегрирующий многие научные дисциплины, может дать целостное представление о таком сложном и многоплановом явлении, как художественный текст. Оговоримся здесь, что в дальнейшем термин «художественный текст» будет использоваться как менее связанный с литературоведческими и эстетическими концепциями, чем термин «художественное произведение». Исключительно разнообразными являются функции художественного текста. Он выступает в качестве: • формы существования культуры, • способа хранения и передачи информации, • продукта определенной исторической эпохи, • единицы коммуникации, • отражения жизни индивида и т.п. Именно подобная полифункциональность служит основой интереса к тексту со стороны различных дисциплин, приводит к обогащению их понятийного аппарата и методологических оснований, что, в свою очередь, создает возможности для дальнейшего уточнения и развития психологических представлений. Поэтому, прежде чем обращаться непосредственно к этой теме, рассмотрим, какие дисциплины и направления исследований подводят научную базу под это утверждение, отражение каких отношений они усматривают в художественном тексте. Глава 1. Художественный текст как предмет анализа 9 1. Лингвистический анализ художественного тек Его частью является и стилистический анализ, с помощью которого изучаются общеязыковые и авторские метафоры. Созданные автором образные средства объясняются через возможности языка путем соотнесения с нормативными явлениями речи. 2. Лингвострановедческий анализ. Для него текст яв 3. Литературоведческий анализ. Художественный Раскрытие специфики текста происходит на основе «внутренних резервов» текста. Анализируется эпоха, история создания произведения. Текст не всегда соотносится с автором, а тем более с читателем. Для литературоведов это как бы внешние по отношению к произведению явления, которые не касаются толко-иания самого текста. Тем самым литературоведческий подход к тексту предполагает рассмотрение его как некоторой имманентной сущности, замкнутой на себя системы. Так, известный исследователь-структуралист Ю.М. Лот-ман писал, что все вопросы, выходящие за пределы этого Белянин В Психологическое литературоведение
анализа — «проблемы социального функционирования текста, психологии читательского восприятия и т.п. при всей их очевидной важности <...> из рассмотрения исключаются. Предметом <...> внимания будет художественный текст, взятый как отдельное уже законченное и внутренне самостоятельное целое» (Лотман, 1992, с. 5-6). Вместе с тем литературоведческий подход может предполагать и определенный психологизм. Так, при интерпретационном анализе текста выделяется «индивидуально-авторская парадигма, которая объединяет все произведения одного автора. Интегрирующим признаком — своего рода архисемой — этой текстовой парадигмы является творческий метод автора, реализуемый в структуре его произведений» (Кухаренко, 1988, с. 85). Вот что пишет в этой связи писатель С. Залыгин: «Самый большой интерес представляет писать разные вещи. Но это не исключает того, что потом внимательному читателю мои рассказы, романы, повести, эссе покажутся более или менее одной книгой. Возможен даже парадокс: чем больше я буду ощущать разницу между своими книгами, тем больше схожести найдет в них вдумчивый читатель: в разных по сюжету и жанру вещах он скорее уловит общее, меня уловит!» (цит. по Кухаренко, 1988, с. 85). Поиску художественных миров писателей посвящены многие литературоведческие работы. 4. Социологическая трактовка художественного про 5. Достаточно проработанным с методологической Глава 1 Художественный текст как предмет анализа 11 и соответствие интенциональные смыслы говорящего, обусловленные референтной соотнесенностью знаков, предметов опыта, их связей и отношений. Представляемся, однако, что данный подход более адекватен при пнализе текстов с информационно-логическими струк-|урами, чем текстов художественных. 6. К толкованию художественного текста как про- 7. В последние годы появились исследования в об 8. Все чаще к художественному тексту обращается
мира» (там же, с. 152) литературоведение В психолингвистике за интересом к тексту скрывается интерес к проблемам речевого сознания, пред-ставляющего собой внутренний процесс планирования кего творцу, носителю, пользо- р многие исследователи, не пресле- ар е ли высказывают дуя собстве"" плана. Приведем наблю-
Г.О. Винокура о возможно-автора художественного анализа. Рассмат- пивая понятие ЯЗЫ1Ш писателя и его отличие от «язы- пелЧю РаскрьТпси?ологию писателя, его "внутрен- Гна том что^зУык6 говорящий или пишущий не ГказыГеГ-к он сам переживает сообщаемое» (А- нокур, 1991, с. 44). ^3ZHbIM образом оценивается психолингвистика и в работе ВЛ елей (А.А Залевская, И.А. Зимняя,
и др. - № «достаточно опреде-психолингвистику как Глава 1. Художественный текст как предмет анализа 13 Иными словами, филологический анализ может предполагать обращение к тому, что стоит за словом. «..Частные акты речи <...> в той мере, в какой они поддаются наблюдению, <...> могут дать исследователю возможность проникнуть в душевное состояние писателя, угадать его настроение, почувствовать, с печалью или радостью он говорит свое слово, с сочувствием или безразличием он рассказывает о событиях и жизни своих героев и т.д.; причем все это может находиться в том или ином соответствии с прямым смыслом текста» (там же, с. 46). Наличие разных типов построения текста, по его мнению, «не может не заинтересовать того, кто хочет унидеть в языке писателя отражение его внутреннего мира, так как разные построения <...> могут оказаться стианными с разными <подчеркнуто мной. — В.Б.> исихологиями» (там же, с. 47). Тем самым прослеживается тенденция рассматри-iiaib текст не как высшую единицу языка, а как высшую единицу человеческого мышления. Так, Л. С. Вы-инский писал: «Везде — в фонетике, в морфологии, и лексике и семантике, даже в ритмике, метрике и му-»ыке — за грамматическими и формальными категориями скрываются психологические» (Выготский, 1956, с. 334). Чья же психология выражается, отражается или раскрывается в тексте? Очевидно, что в первую очередь на ум приходит психология автора. Подобный ответ рождает новые вопросы — в какой мере она отражается? Насколько точно? Не является ли лирический герой (рассказчик, повествователь) лишь маской для автора icKcia, подобно актеру, играющему разные роли? Думается, что в любом случае текст, являясь продутом речемыслительной и психической деятельнос-1И шпора, соотносится не только с системой языка или с другими текстами, но и с психологией его создателя-автора. В этой связи дальнейшее изложение тре бует анализа двух основных подходов к ответам на обо-энвчснные выше и связанные с ними вопросы — объективистского и субъективистского. Белянин В. Психологическое литературоведение
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.012 с.) |