Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественный текст как предмет исследования

Поиск

Обычно художественное произведение определя­ют как текст, который использует языковые средства в их эстетической функции в целях передачи эмоцио­нального и социально значимого содержания. Счита­ется, что он представляет собой не только отражение действительности, но и выражение средствами есте­ственного языка человеческого отношения к миру (Сте­панов Г.В., 1974). Вот что писал М.М. Бахтин: «Мир ху-


8 Бвлянин В. Психологическое литературоведение

дожественного произведения есть мир организованный, упорядоченный и завершенный <...> вокруг данного человека <автора. — В.Б.> как его ценностное окруже­ние» (Бахтин, 1979, с. 162).

Коль скоро речь идет об отношении и эмоциях, не удивительно, что исследования осуществляются в рам­ках психологии. А когда речь идет о творчестве, то обычно это оказывается сферой психологии искусства. Однако потенциал содержания художественного произведения гораздо выше. В частности, в художественном тексте имеется информация, представляющая исключительную ценность для анализа психологии личности.

Можно согласиться с утверждениями многих ис­следователей относительно того, что лишь комплекс­ный и многоаспектный подход, интегрирующий мно­гие научные дисциплины, может дать целостное пред­ставление о таком сложном и многоплановом явлении, как художественный текст. Оговоримся здесь, что в даль­нейшем термин «художественный текст» будет исполь­зоваться как менее связанный с литературоведчески­ми и эстетическими концепциями, чем термин «худо­жественное произведение».

Исключительно разнообразными являются функ­ции художественного текста. Он выступает в качестве:

• формы существования культуры,

• способа хранения и передачи информации,

• продукта определенной исторической эпохи,

• единицы коммуникации,

• отражения жизни индивида и т.п.

Именно подобная полифункциональность служит основой интереса к тексту со стороны различных дис­циплин, приводит к обогащению их понятийного ап­парата и методологических оснований, что, в свою оче­редь, создает возможности для дальнейшего уточнения и развития психологических представлений. Поэтому, прежде чем обращаться непосредственно к этой теме, рассмотрим, какие дисциплины и направления иссле­дований подводят научную базу под это утверждение, отражение каких отношений они усматривают в худо­жественном тексте.



Глава 1. Художественный текст как предмет анализа 9

1. Лингвистический анализ художественного тек­
ста.
С его помощью можно выявить те «лингвистичес­
кие средства, посредством которых выражается идей­
ное и эмоциональное содержание литературного про-
и (ведения» (Щерба, 1957, с. 97). Он включает в себя объяс­
нение значений слов и форм, фактов отклонения от
я (ыковой системы и малоупотребительных и устарев­
ших слов (Новиков, 1988).

Его частью является и стилистический анализ, с помощью которого изучаются общеязыковые и автор­ские метафоры. Созданные автором образные средства объясняются через возможности языка путем соотне­сения с нормативными явлениями речи.

2. Лингвострановедческий анализ. Для него текст яв­
ляется в первую очередь компонентом культуры. В тек-
cie выявляются элементы, которые не могут быть по­
няты адекватно в рамках другой культуры и нуждают­
ся в культурологическом комментировании (см. рабо-
ii.i В.Г. Костомарова, Е.М. Верещагина, Ю.Е. Прохорова,
И.Д. Бурвиковой, В. Красных).

3. Литературоведческий анализ. Художественный
icкет изучается как продукт национальной культуры,
общественной мысли, выявляет его связь с эпохой, с
местом в литературном процессе. Литературоведческий
анализ оперирует такими категориями поэтики, как те­
ма шка, жанр, образ, композиция, сюжет, и предполага-
ci раскрытие идейного содержания и поэтики произ-
«едения.

Раскрытие специфики текста происходит на ос­нове «внутренних резервов» текста. Анализируется эпо­ха, история создания произведения. Текст не всегда соотносится с автором, а тем более с читателем. Для литературоведов это как бы внешние по отношению к произведению явления, которые не касаются толко-иания самого текста. Тем самым литературоведческий подход к тексту предполагает рассмотрение его как некоторой имманентной сущности, замкнутой на себя системы.

Так, известный исследователь-структуралист Ю.М. Лот-ман писал, что все вопросы, выходящие за пределы этого



Белянин В Психологическое литературоведение


 


анализа — «проблемы социального функционирова­ния текста, психологии читательского восприятия и т.п. при всей их очевидной важности <...> из рассмотре­ния исключаются. Предметом <...> внимания будет ху­дожественный текст, взятый как отдельное уже закон­ченное и внутренне самостоятельное целое» (Лотман, 1992, с. 5-6).

Вместе с тем литературоведческий подход может предполагать и определенный психологизм. Так, при интерпретационном анализе текста выделяется «ин­дивидуально-авторская парадигма, которая объединя­ет все произведения одного автора. Интегрирующим признаком — своего рода архисемой — этой текстовой парадигмы является творческий метод автора, реали­зуемый в структуре его произведений» (Кухаренко, 1988, с. 85). Вот что пишет в этой связи писатель С. Залыгин: «Самый большой интерес представляет писать разные вещи. Но это не исключает того, что потом вниматель­ному читателю мои рассказы, романы, повести, эссе по­кажутся более или менее одной книгой. Возможен даже парадокс: чем больше я буду ощущать разницу между своими книгами, тем больше схожести найдет в них вдумчивый читатель: в разных по сюжету и жанру ве­щах он скорее уловит общее, меня уловит!» (цит. по Кухаренко, 1988, с. 85). Поиску художественных миров писателей посвящены многие литературоведческие работы.

4. Социологическая трактовка художественного про­
изведения предполагает рассмотрение его как «доку­
мента», «памятника» своей эпохи, отражение соци­
альных связей и отношений в тексте. Вот, к примеру,
что писал Лев Троцкий о Блоке: «Звездно-метельная,
бесформенная лирика Блока отражает определенную
среду и эпоху, ее склад, ее уклад, ее ритм, и вне этой
эпохи повисает облачным пятном. Эта лирика не пе­
реживет своего времени и своего творца» (Троцкий, 1991).

5. Достаточно проработанным с методологической
точки зрения представляется лингвофеноменологичес-
кий подход
к тексту (Э. Гуссерль, Г. Шпет и др.), при
котором тем или иным компонентам текста приводят


Глава 1 Художественный текст как предмет анализа 11

и соответствие интенциональные смыслы говорящего, обусловленные референтной соотнесенностью знаков, предметов опыта, их связей и отношений. Представля­емся, однако, что данный подход более адекватен при пнализе текстов с информационно-логическими струк-|урами, чем текстов художественных.

6. К толкованию художественного текста как про-
яплению субъективного мира его автора следует отне-
С1и и работы, проведенные в русле экспериментальной
эстетики
(Г. Фехнер, Т. Липпс), эстетики гештальта
(I Айзенк, Р. Анхейм) и концепции эмоционального
формализма (К. Пратт, Р. Портер). Большой вклад в раз­
работку экспериментальной эстетики внесли работы
(мсчественной школы, базирующейся в Перми (Л. Дор-
фман, В. Петров, Д. Леонтьев и др.).

7. В последние годы появились исследования в об­
ласти физиологии сенсорных систем. Описание когни-
шиных компонентов психофизиологии восприятия в
рамках нейроэстетики (Beauty and Brain. Biological Aspects
of Aesthetics, 1988) позволяет проанализировать эсте-
шческие переживания в их связи с биологическими
факторами. Утверждается, что прекрасное (гармонич­
ное, приятное и т.п.) является результатом не только
наложения социокультурных, национальных или ис­
торических эталонов, но и проявлением универсаль­
ной деятельности мозга.

8. Все чаще к художественному тексту обращается
психолингвистика. Психолингвистике присущ широкий
ни ляд на речь как на результат речемыслительной де-
я 1сльности человека. Это позволяет рассматривать текст
как феномен речевой деятельности человека, как спо­
соб отражения действительности в речевом сознании
шпора с помощью элементов системы языка. Это вполне
согласуется с положениями, высказанными А.А. Леон-
1ьевым, который считал психолингвистику психологи­
ческой наукой: «Предметом психолингвистики явля­
ется соотношение личности со структурой и функци­
ями речевой деятельности, с одной стороны, и языком
как главной "образующей" образа мира человека, с дру-
юй» (Леонтьев А.А., 2003, с. 19). И добавлял, что «через


, «концепцией образа

мира» (там же, с. 152)


литературоведение


В психолингвистике за интересом к тексту скры­вается интерес к проблемам речевого сознания, пред-ставляющего собой внутренний процесс планирования

кего творцу, носителю, пользо-


р многие исследователи, не пресле-

ар е ли высказывают

дуя собстве"" плана. Приведем наблю-

де дение

Г.О. Винокура о возможно-автора художественного анализа. Рассмат-

пивая понятие ЯЗЫ1Ш писателя и его отличие от «язы-
кГлитерадаого произведения» и <<языка произведе-
ка лита'ур Ј оно «может быть применимо с

пелЧю РаскрьТпси?ологию писателя, его "внутрен-
целью раскрыть и возможность основывает-

Гна том что^зУык6 говорящий или пишущий не
ся на том> > 0 или Иное содержание, но и

ГказыГеГ-к он сам переживает сообщаемое» (А- нокур, 1991, с. 44).

^3ZHbIM образом оценивается психолингвистика и в
Сходным oopd ингвистики>> г втакже

работе ВЛ елей (А.А Залевская, И.А. Зимняя,

Дж.

и др. - № «достаточно опреде-психолингвистику как


Глава 1. Художественный текст как предмет анализа 13

Иными словами, филологический анализ может предполагать обращение к тому, что стоит за словом. «..Частные акты речи <...> в той мере, в какой они поддаются наблюдению, <...> могут дать исследовате­лю возможность проникнуть в душевное состояние писателя, угадать его настроение, почувствовать, с пе­чалью или радостью он говорит свое слово, с сочув­ствием или безразличием он рассказывает о событиях и жизни своих героев и т.д.; причем все это может находиться в том или ином соответствии с прямым смыслом текста» (там же, с. 46).

Наличие разных типов построения текста, по его мнению, «не может не заинтересовать того, кто хочет унидеть в языке писателя отражение его внутреннего мира, так как разные построения <...> могут оказаться стианными с разными <подчеркнуто мной. — В.Б.> исихологиями» (там же, с. 47).

Тем самым прослеживается тенденция рассматри-iiaib текст не как высшую единицу языка, а как выс­шую единицу человеческого мышления. Так, Л. С. Вы-инский писал: «Везде — в фонетике, в морфологии, и лексике и семантике, даже в ритмике, метрике и му-»ыке — за грамматическими и формальными катего­риями скрываются психологические» (Выготский, 1956, с. 334).

Чья же психология выражается, отражается или рас­крывается в тексте? Очевидно, что в первую очередь на ум приходит психология автора. Подобный ответ рож­дает новые вопросы — в какой мере она отражается? Насколько точно? Не является ли лирический герой (рассказчик, повествователь) лишь маской для автора icKcia, подобно актеру, играющему разные роли?

Думается, что в любом случае текст, являясь про­дутом речемыслительной и психической деятельнос-1И шпора, соотносится не только с системой языка или с другими текстами, но и с психологией его созда­теля-автора. В этой связи дальнейшее изложение тре­ бует анализа двух основных подходов к ответам на обо-энвчснные выше и связанные с ними вопросы — объек­тивистского и субъективистского.



Белянин В. Психологическое литературоведение


 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.100 (0.012 с.)