Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологический подход к художественному текстуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Приведем краткий обзор чрезвычайно важной для психологии художественного текста книги Л.С. Выготского «Психология искусства» (Выготский, 1987), во многом повлиявшей на работы в этой области, создававшиеся в последующие десятилетия. По мнению Выготского, искусство является прежде всего «совокупностью эстетических знаков». Проводя психологический анализ искусства, автор вьщеляет прежде всего особую эмоцию формы как «необходимое условие художественного выражения» (там же, с. 37). Такое ограничение, сведение психологии к форме понятно, поскольку Л.С. Выготский строил свою концепцию искусства на «объективных естественнонаучных началах» и в рамках объективной психологии искусства рассматривал художественное произведение исключительно как продукт культуры, или социальной среды. Подобное отношение к искусству вытекало из общепсихологических взглядов исследователя, который подходил в те годы к психике как к «посредствующему механизму, при помощи которого экономические отношения и социально-политический строй творят ту или иную идеологию» (там же, с. 25). Л.С. Выготский утверждал, что «... в самом интимном, личном движении мысли, чувства и т.п. психика отдельного лица все же социальна и социально обусловлена» (там же, с. 28). В рамках теории культурно-исторического опосредования индивидуальной психики Л.С. Выготский трактует соответствующим образом искусство и литературу: «искусство есть как бы удлинение "общественного чувства"» <...> Переплавка чувств вне нас совершается силой социального чувства, которое объективировано, вынесено вне нас, материализовано и закреплено во внешних предметах искусства, которые сделались орудиями общества» (там же, с. 233, 239). Поэтому неудивительно, что Л.С. Выготский полагал, что нет принципиальной разницы между процессами народного и личного творчества, и утверждал, что «до тех Глава 1 Художественный текст как предмет анализа
пор, пока мы будем ограничиваться анализом процессов, происходящих в сознании, мы едва ли найдем отпет на самые основные вопросы психологии искусства» (там же, с. 95). Позиция Л.С. Выготского в отношении проявления личности автора в тексте принципиальна: перейти к «психологии автора... на основании толкования таков нельзя» (там же, с. 9). Такой подход к художественному тексту разделяют мио1ие литературоведы. Так, в работах ученых, входивших в 1920-е гг. в ОПОЯЗ (общество по изучению языка), искусство также понимается как прием (Шкловский, 1919) и рассматривается независимо от автора. В частности, Ь.М Эйхенбаум полагал, что в основе воздейственности «Шинели» Н.В. Гоголя лежит сказовость, каламбурный С!иль и сентиментально-мелодраматическая декламация, а «слова подобраны и поставлены в известном порядке не по принципу обозначения характерных черт, а по принципу звуковой семантики» (Эйхенбаум, 1919, с 157—158), имеющей целью задержку внимания. Возможности психологического подхода к литера-ivpe jtot же исследователь, будучи формалистом, оце-hiiiuui весьма скептически: «Мы очень любим почему-ю "психологии" и "характеристики". Наивно думаем, чт художник пишет для того, чтобы "изображать" психолог ю или характер <...> На самом деле художник ничего такого не изображает, потому что совсем не шннт вопросами психологии, — да и мы вовсе не для того смотрим "Гамлета", чтобы изучать психологию» (Эйхенбаум, 1924, с. 78). Не ставя перед собой задачи детального анализа ^ониожностей и ограничений подхода к художественному тексту как эстетическому объекту, отметим, что Концепция Л.С.Выготского является отражением не столько господствовавшей научной парадигмы, но и оГгьеюивных (и действительно противоречивых) свойств художественного текста, а также проявлением «личного урнинсния» (термин НА. Рубакина, см. Рубакин, 1977, с. 214) самого исследователя. Иными словами, он обраща-•Т пнимание на объективацию психологических харак- Белянин В Психологическое литературоведение теристик. «Будучи структурирована в художественном творении, — комментирует концепцию Л.С. Выготского М.Г. Ярошевский, — эта совокупность имеет собственный статус, независимый от личных качеств писателя. Поэтому не следует искать проекцию этих качеств или ключ к их познанию» (Ярошевский, 1987, с. 300). Впрочем, как будет видно из последующего изложения, и сам Л.С. Выготский все же рассматривал героев художественных произведений в качестве прототипов и анализировал их поступки и характеры. Наряду с объективистской точкой зрения на текст и, шире, на произведения культуры, результаты творчества, с подходом, предлагающим изучение внешней стороны проявлений сознания и психики, существует и другой, в рамках которого гораздо больше внимания уделяется именно субъективным аспектам творческого процесса и его результатам. Так, французские символисты XIX века, обсуждая творчество и провозглашая свое творческое кредо, делали акцент на творческую личность, на человека с его неповторимым миром в качестве и субъекта, и главного объекта изображения в искусстве. «Но одна новая мысль все же вошла в литературу и искусство, — отмечал в свое время Реми де Гурмон, — мысль вполне метафизическая и по внешности априорная... — это принцип идейности мира. По отношению к человеку, по отношению к мыслящему субъекту мир — все, что вне моего Я, — существует только в том виде, в каком мы его себе представляем... Сущность вещей недоступна нам. Вот идея, которой Шопенгауэр придал широкую популярность при помощи простой и ясной формулировки: "Мир есть мое представление"». Не вдаваясь в существо подобных субъективно-идеалистических суждений, выскажем предположение о том, что если существует какая-либо точка зрения на объект, то наверняка существуют и люди, которые воспринимают мир именно таким образом. Иными словами, даже за единичной трактовкой объекта, на наш взгляд, стоит свое восприятие, точнее, свой тип восприятия. Э. Геннекен — известный французский исследователь писал в этой связи: «Именно благодаря тщатель- Глава 1 Художественный текст как предмет анализа 17 ному изучению произведения критик найдет основания для изучения мысли самого автора» (Hennequin, 1884, с. 65) Впрочем, следует уточнить, что Геннекен имел Н виду не только мысль, но само видение мира, а в Конечном итоге и тип личности автора. Вошожно, более сбалансированным оказывается подход, выраженный в значительном числе работ, рассматривающих психологические основания особенностей разных художественных текстов и посвященных, Н чает ности, психологическому анализу процесса создании литературного произведения (Арнаудов, 1970; Громов, 1986; Парандовский, 1990, Цейтлин, 1968). В них отмечался, что стимулом к написанию произведения для (Го ангора может быть непосредственное наблюдение, воспоминание о нем, настроение, а также вполне конк-рсшая мысль. Иными словами, творческое вдохновение может быть как обусловлено внешними причинами, uk и не регулироваться ими. На сегодня установилось следующее представление о творчестве. Под творчеством обычно понимается деятельность, в результате которой создаются новые мшсриальные и духовные ценности. Как культурно-Истрическое явление творчество имеет психологический аспект, как личностный, так и процессуальный. Оно Предполагает, что у личности имеются соответствующие мотивы, способности, знания и умения; изучение 1тих мотивов и явлений выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в са-Монкгуализации. Психоаналитический подход к художественному тексту Ч1 о касается мотивов и неосознаваемых компоненте! уметенной активности, то им значительное внимание было уделено, как известно, в работах 3. Фрейда И его последователей. Исходным здесь можно считать утверждение 3. Фрейда о том, что даже в небольшом по I Линрвтуронсдение Белянин В. Психологическое литературоведение
объему тексте можно увидеть «глубинные душевные процессы... <и> скрытые мотивы поведения» (Фрейд, 1990 а, с. 35-36). Как известно, при анализе специфических особенностей художественного творчества и проблематики искусства, 3. Фрейд исходил из выдвинутого им постулата эдипового комплекса, в котором, по его мнению, исторически «совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства» (Фрейд, 1923, с. 165). Истоки искусства усматривались им в фантазии, при помощи которой люди облекают свои бессознательные влечения в такую мифическую форму, благодаря которой эти фантазии перестают быть асоциальными и превращаются в средство получения удовольствия. Тем самым фантазия и мифотворчество наделяются в учении Фрейда функцией сублимирования бессознательных влечений человека. Такое понимание истоков вдохновения накладывает отпечаток на всю психоаналитическую концепцию художественного творчества и на конкретный анализ отдельных произведений искусства. Как в том, так и в другом случае предлагается процедура по расшифровке «языка» бессознательного, который в символической форме приобретает свою самостоятельность в фантазиях, мифах, сказках, снах, произведениях искусства. Творчество, таким образом, рассматривается Фрейдом как своеобразный способ примирения оппозиционных принципов «реальности» и «удовольствия» путем вытеснения из сознания человека социально неприемлемых импульсов. Оно способствует устранению реальных конфликтов в жизни человека и поддержанию психического равновесия, то есть выступает в роли своеобразной терапии, ведущей к устранению болезненных симптомов. В психике художника (автора) это достигается, согласно этой концепции, путем его творческого самоочищения и растворения бессознательных влечений в социально приемлемой художественной деятельности. По своему смыслу такая терапия напоминает «катарсис» Аристотеля. Но если у Аристотеля средством духовного очищения выступает только трагедия, l/uifta 1. Художественный текст как предмет анализа
к» основатель психоанализа видит в этом специфику всею искусства. При этом психоанализ сводится, как известно, к нммнлснию преимущественно следующих комплексов сфгрм психического: 1) иремление к матери и связанное с ним агрессив 2) шшчение к смерти, с которым борется влечение к са 3) принцип удовольствия, входящий в противоречие с 4) чунство вины и страх кастрации. Исходя из представления о том, что даже в небольшом фрагменте текста отражаются скрытые мотивы щи юра, Фрейд, анализируя личность Леонардо да Вин-ЦИ, берет за основу отрывок из его дневника: Кажется, мне было судьбой предсказано так осно-нательно заниматься коршуном, потому что у меня сохранилось, наверное, очень раннее воспоминание, будто когда я лежал в колыбели, прилетел ко мне коршун, > открыл мне хвостом рот и много раз толкнул хвостом в мои губы (Фрейд, 1990 а, с. 14)*. На основании этой записи З.Фрейд полагает, что Леонардо обладал влечением к матери и, чтобы не впасть 1 и (мену матери, бежит от женщин к мужчинам. Тем еимым рассказ Леонардо «есть <...> более поздняя фан-одии» (там же, с. 15), в которой проявляются пассивные i омосексуальные устремления. Ьурный рост количества последователей этого под-моди из числа искусствоведов, писателей, литературных * Чдесь и далее в тексте петитом выделяются анализируемые примеры, а курсивом — отдельные фразы или слова, В1И1ые ит литературных текстов. Кавычки при включении в 1еки одного слова или словосочетания в большинстве случи*» опускаются. Белянин В. Психологическое литературоведение
критиков, пришедшийся на 30—50-е гг. XX века, привел к резкому всплеску общественного интереса к проблеме психического и его отношения к искусству. Характерным примером психоаналитического и одновременно структурно-морфологического подхода к литературе является книга Даниеля Ранкор-Лаферь-ера «Из-под шинели Гоголя» (Rancour-Laferriere, 1982), посвященная анализу повести «Шинель» Н.В. Гоголя. В целом же отметим, что широкая дискуссия вокруг работ психоаналитического направления выявила в конечном счете неуниверсальность подобной трактовки сознания и подсознания, а также произвольность толкования смысла художественного текста. Известный психоаналитик К. Юнг в своей статье «Об отношении аналитической психологии к поэти-ко-художественному творчеству» пишет следующее: «Психоанализ художественного произведения <...> переносится в область общечеловеческую, для <...> искусства крайне несущественную» (Юнг, 1991, с. 270). К. Юнг мотивировал свою позицию тем, что произведение искусства — «не человек, а нечто сверхличное». Кроме того, по его мнению, «редукционистский метод Фрейда» «имеет объектом болезненную и искаженную психологическую структуру». А применять «врачебный психоанализ» к произведению искусства — это значит исповедовать «биологически ориентированную психологию», что, по Юнгу, и есть редукционизм. Выдвигая свою интерпретацию художественных текстов, базирующуюся на психиатрической трактовке психики автора, мы не имеем морального права критиковать психоанализ. И все же у нас есть одно принципиальное соображение в отношении данной теории. Оно заключается в следующем. Формулируя универсальные критерии понимания проблем человеческой личности, психоанализ предлагает лишь одну известную основу существования и функционирования человеческой психики. Реальность же свидетельствует о том, что разнообразие типов приспособительной деятельности человека к жизни рождает разнообразие типов человеческой психики, и это приводит к богатству Глава 1. Художественный текст как предмет анализа 21 проявлений психики в литературе и искусстве. Худо-жест ценные тексты не являются проявлением лишь одного начала в человеке, психические основания их многообразны. 11оэтому, не отрицая того, что в парадигме психоаналитического подхода к литературе сделано много (онких и важных наблюдений, совершенно нельзя со-(Лйситься с тем, что все художественные тексты могут Пучь подвергнуты анализу с одной только позиции с получением результатов анализа, адекватных рассмат-ринаемому объекту. Таким образом, мы видим, что подход к художественному тексту как к источнику информации о психологии автора используется широко в психологии, в том числе и в психологии личности. Теперь попытаемся рассмотреть взгляды на проблему литературного Гйорчсства в интересующем нас аспекте.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.01 с.) |