Роль производства и конечных потребителей при формировании систем распределения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль производства и конечных потребителей при формировании систем распределения



Роль производства и конечных потребителей при формировании систем распределения целесообразно рассмотреть в рамках промышленной логистики.

Промышленная логистика — это логистика хозяйственныхсвязей и выстраиваемых на их основе цепей поставок предприятий промышленности. Предметом промышленной логистики является оптимизация материальных, финансовых, ин­формационных и других потоков в промышленном секторе экономики.

Объектом промышленной логистики являются межфирменные потоковые процессыв промышленном производстве. В этом случае логистическая деятель­ность ограничивается межфирменным циклом движения потоков, который фор­мируют процессы складирования и хранения материально-технических ресурсов, перемещения и распределения, накопления запасов готовой продукции и другие, осуществляемые в рамках промышленного сектора экономики.

Промышленная логистика ориентирована на внутри- и межотраслевое взаи­модействие промышленных предприятий, при этом она имеет дело с системами гораздо более масштабными, чем микрологистические. Она направлена на обес­печение рационализации конкретных межфирменных процессов, но пределом ее компетенции являются не территориальные границы промышленной единицы, в которой реализуется один производственный процесс или их совокупность, а гра­ницы распространения межпроизводственных, межфирменных и корпоративных транзакций.

Таким образом, о промышленной логистике уместно вести речь тог­да, когда создается система управления межфирменными потоками в оптималь­ном сопряжении и взаимосвязи с целью получения желаемого полезного эффекта. Системообразующим элементом промышленной логистики выступает материальный поток.

Исходя из определения, в промышленной логистике на передний план выдви­гается производственное кооперированиеи координация.

Задачи промышленной логистики заключаются в следующем:

• повышение надежности систем оперативного и стратегического управления, межфирменными логистическими потоками;

• оптимизация совокупных логистических затрат в разрезе структуры потокового процесса истадий логистического цикла;

• обеспечение высокого уровня стабильности и надежности логистических
каналов;

• внедрение и использование современных технологий управления цепями
поставок (SCM);

• рационализация схем размещения транспортно-складских комплексов про­мышленных предприятий.

Производственная стратегия промышленных предприятий определяется запросами рынка, а также производственными технологиями, при­менение которых становится возможным благодаря современным техническим
решениям.

Эластичность производственных процессов достигается посредством проведения новых информационных и кооперационных решений. Такие реше­ния должны учитывать не только интересы собственного предприятия, но также рыночную ситуацию, в частности интересы покупателей и поставщиков. Лишь при тесном сотрудничестве по горизонтали возможно внедрение современных концепций организации и управления хозяйственными связями.

Специализация предприятий является основой формирования логистических цепей, в которых обнаруживается определенная «ресурсная зависимость» каждого последующего звена от предыдущего. Будучи предпосылкой совместной деятель­ности по производству конечной продукции, она побуждает специализированные предприятия к кооперированию, т. е. к установлению прямых хозяйственных свя­зейпо поставкам продукции.Наиболее распространенные на практике схемы пря­мых кооперированных связей представлены на рис. 2.1.

Возможность ориентации на конкретный заказ потребителя является чаще всего прерогативой специализированных малых предприятий с единичным и мелкосерийным типом производства. Оснащенные универсальным оборудова­нием и применяющие труд профессионально подготовленных, высококвалифи­цированных кадров, они обладают большей мобильностью, способностью к пере­налаживанию технологий, изменению ассортимента изготавливаемой продукции под влиянием движения спроса и конъюнктуры рынка в целом (рис. 2.1, а, б).

В отличие от них предприятия средних и крупных размеров, организованные чаще всего по типу серийного, крупносерийного и массового производства, спе­циализируются на изготовлении стандартной продукции и выполнении типовых технологических процессов. В связи с применением специализированного и спе­циального оборудования эти предприятия считаются более инертными, неспо­собными оперативно реагировать на изменение спроса и соответственно менее гибкими по сравнению с малыми предприятиями в удовлетворении конкретных заказов при условии, что последние содержат оригинальные требования к каче­ству, комплектности и другим характеристикам продукции.

Напротив, если тре­бования заказчика «укладываются» в параметры стандартной продукции, изго­тавливаемой на базе типовых технологических процессов, конкурентоспособность средних и особенно крупных предприятий оказывается существенно выше по сравнению с малыми предприятиями, и прежде всего по причине более низких затрат на производство (рис. 2.1, в). Однако в данном случае «срабатывает» аль­тернатива — появляется возможность установления опосредованной хозяйствен­ной связи и поставки продукции через оптовых торговых посредников.

Более существенная проблема выбора обнаруживается там, где возникает потребность в больших объемах нестандартной продукции, удовлетворить которую ввиду ограниченности производственных мощностей малые предприятия оказываются не в состоянии. Решение ее изыскивается, как правило, посредством использования заменителей, расширением сети распределения путем привлечения дополнительных партнеров из числа конкурирующих малых и средних предприятий для снабжения на паритетных и других началах.

Этап «зрелости» товара, который формально также отвечает предъявленным требованиям, при выполнении коммерческих исследований рассматривается как непосредственно предшествующий «спаду» и принимается в расчет лишь присущественной его продолжительности либо при ожидаемом возобновлении спроса (с учетом маркетинговой поддержки).

Однако это только с одной сторо­ны, с другой — относительно самостоятельное значение имеет возможность по­ставщика удовлетворять предъявленную устойчивую потребность в течение длительного срока. При наличии у него особой заинтересованности в установ­лении либо сохранении сложившихся хозяйственных связей именно с данным потребителем и нехватке производственных мощностей прорабатывается во­прос об участии других предприятий в их наращивании путем передачи матери­альных, трудовых и финансовых ресурсов.

 

3

       
   
Производственное предприятие потребитель
 
Производственное предприятие производитель

 


1

 


а)

3

Производственное предприятие   производитель потребитель    
Производственное предприятие   производитель потребитель    

 

       
   


2

б)

       
 
Производственное предприятие производитель  
   
Производственное предприятие производитель  

 


1

1 1

 
 

 


3 в) 3

 

               
   
   
 
   
 
   
 
 
 
Рис. 2.1. Схемы производственного кооперирования специализированных предприятий: а), б) – поставка нестандартной продукции; в) – стандартной продукции; 1 – исходная продукция; 2 – промежуточная продукция; 3 – конечная продукция


При этом если особый интерес по­ставщика встречается с таким же интересом потребителя, выражающимся в его готовности оказать содействие поставщику, в том числе предоставлением свобод­ных производственных мощностей в порядке кооперирования, то он (потреби­тель) также рассматривается в качестве потенциального партнера, а его выбор обосновывается эффектом двойного альянса по аналогии с тем, как это делается в ходе решения проблемы удовлетворения большой по объему потребности в нестандартной продукции.

При прочих равных условиях проявление особой заинтересованности по­ставщика или потребителя связывается с оценкой рыночной ситуации — конъ­юнктуры рынка. Если рынок в целом по соответствующей товарной группе су­ществует как «рынок продавца» с превышением спроса над предложением, он предполагает более активные действия потребителя.

Исходя из этого, следует ожидать, что в решении проблем прямых кооперированных связей, устанав­ливаемых на базе специализации поставщика и потребителя, последний при необходимости станет инициировать одновременное развитие коопериро­ванных связей по использованию свободных производственных мощностей.

И наоборот, если рынок существует как «рынок покупателя» с превышением предложения над спросом, он предполагает более активные действия постав­щика, в том числе по установлению прямых кооперированных связей, обеспе­чивающих желаемый результат за счет использования свободных производ­ственных мощностей.

В условиях сокращения жизненного цикла товара, создания сложных корпора­тивных структур, основанных на тесных кооперированных связях, и ужесточения требований к обслуживанию потребителей изменяется сам подход к управлению промышленным предприятием.

Различия между традиционным менеджментом и управлением цепями поставок в системах промышленной логистики представле­ны в табл. 2.1. Данные, представленные в ней, свидетельствуют о том, что предпри­ятия, использующие потенциал промышленной логистики, расширяют межфир­менную интеграцию. Они интегрируют логистические функции по всей длине цепи поставок посредством различных соглашений, обеспечивающих межфирменную кооперацию.

Это движение к внешней интеграции является следствием желания субъектов логистического канала получить конкурентное преимущество от повы­шения эффективности канала за счет снижения издержек, риска и оптимального использования ресурсов, которыми располагают все его участники.

Таблица 2.1



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.21.182 (0.011 с.)