Алгоритм управления распределением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм управления распределением



Поставка представляет собой форму товародвижения, в основе которой ле­жит отгрузка товара покупателю по одному документу. При взаимодействии не­которого ограниченного числа линейно-упорядоченных участников товародви­жения, осуществляющих доведение продукции до потребителя, возникает цепь поставок, или логистическая цепь. Число звеньев, т. е. длину цепи, определяет количество посредников между исходным поставщиком и конечным потреби­телем.

Акцент на реализации управленческих функций логистики в цепях поставок объясняется общей тенденцией применения процессных подходов в менедж­менте. Существование цепей поставок диктуется цепной реакцией самоорганизации межфирменных хозяйственные связей.

Рост индивидуализации и динамизма поведения потребителей, технологические изменения, глобализация сегодня создают новую ситуацию, которая заставляет предприятия формировать цепи поставок не в стихийном порядке а посредством их проектирования. При этом позиционирование предприятия в цепи поставок становится источником достижения конкурентного преимущества (рис. 3.2).

               
 
 
   
 
   
Сеть поставщиков Фокусное предприятие Р а с п р е д е л и т е л ь н а я с е т ь
 
   
Рис.3.2. Структура цепи поставок

 


Фокусное предприятие исполняет роль интегратора сети поставщиков и распределительной сети.

Основная идея концепции управления цепью поставок (SCM) содержательно определяется как логистическая интеграция и управление всеми предприятия­ми и видами деятельности, входящими в цепь поставок, на основе взаимного со­трудничества, эффективных бизнес-процессов и высокой степени совместного использования информации с целью обеспечения участникам цепей существенного конкурентного преимущества.

Функциями управления цепями поставок являются — управление:

· взаимоотношениями с потребителями;

· обслуживанием потребителей;

· спросом;

· выполнением заказов;

· производством;

· снабжением;

· разработкой продукции и доведением ее до коммерческого использования;

· возвратными потоками.

Процесс, в котором все предприятия без исключения должны уметь успешно конкурировать, — это создание потребительной стоимости. Участие в нем является важнейшим средством завоевания и сохранения лояльности потребителей, что предопределяет направленность цепей поставок на потребителей. Один из ключевых аспектов функционирования цепи поставок связан с распределением запасов в ее звеньях, характер которого определяет величину иммобилизации, т.е. связанного в них капитала.

Управление цепями поставок строится на общих принципах «тянущей» и «толкающей» системы товародвижения. В качестве примера на рис. 3.3 представлена реализация в цепях поставок принципа «барабан – буфер – веревка».

           
 
 
   
«Сигнальная веревка»
 
   
Рис. 3.3. Реализация в цепях поставок принципа «барабан – буфер – веревка»


Эффективность цепей поставок во многом зависит от качества взаимоотноше­ний в них, т. е. от степени межорганизационного сотрудничества. Высшие формы сотрудничества выражаются в создании добровольных объединений. Они опре­деляют особую предметную область управления цепями поставок, где обращает­ся внимание на потенциальных участников в контексте:

· их готовности к работе в качестве бизнес-партнера или на условиях совмест­ного предприятия;

· их приверженности к постоянным усовершенствованиям;

· их склонности к внедрению инноваций и проведению изменений;

· стремления к сокращению функциональных циклов логистики;

· масштабов применения ими методов управления качеством;

· регулярности использования ими бенчмаркинга;

· степени гибкости их логистической системы;

· степени истинности их намерений улучшить сотрудничество в цепи поставок.

Основными задачами управления цепями поставок являются:

· планирование, контроль и координация потоковых процессов в цепях по­ставок;

· организация материальных потоков, связанных с производством, т. е. опре­деление сетевой структуры источников поставок материальных ресурсов;

· организация информационного потока;

· формирование потока готовой продукции, т. е. определение сетевой струк­туры физического распределения;

· распределение полномочий и установление лидерства;

· распределение рисков и вознаграждений;

· формирование корпоративной культуры и отношений доверия в цепи по­ставок.

Объектом управления цепями поставок выступают функциональные циклы логистики участников (рис. 3.4). Они формируют операционную структуру цепи поставок, отвечающую задаче обслуживания потребителей. Согласование функ­циональных циклов в пространстве и во времени достигается посредством логистической координации, которая усложняется сообразно тому, как в цепи поста­вок появляются посредники.

Диагностика изначального состояния функциональных циклов логистики на предмет их согласованности осуществляется при использовании следующих ин­дикаторов — степени:

• организационного единства потоковых процессов, обеспечиваемой отражением целевых установок общей стратегии цепи поставок в соглашениях между ее участниками;

• технологического единства потоковых процессов, обусловливаемой их уни­фикацией;

• экономического единства потоковых процессов, обеспечиваемой диверсификацией деятельности участников цепей поставок;

• информационного единства потоковых процессов, достигаемой посредством сетевой включенности участников цепи поставок — пользователей инфор­мации.

Одной из причин несогласованности функциональных циклов логистики в це­пях поставок являются межфункциональные логистические конфликты, пред­метом которых являются:

· размер закупаемой партии — возможны конфликты:

§ между отделом закупки и складом;

§ между отделом закупки и отделом продаж (в отношении продукции с ог­раниченным сроком хранения);

· периодичность осуществления закупок: конфликт между отделом закупки и складом;

· тара — конфликты:

§ между отделом закупки и складом;

§ между отделом закупки и транспортным отделом;

· ассортимент грузовой единицы:

§ конфликт между отделом закупки и складом и т. п.

 

       
   
 
 
Рис. 3.4. Функциональные циклы логистики в цепи поставок

 


Функциональный цикл логистики распределения представлен на рис. 3.5.

Алгоритм управления распределением определяется структурой и функционированием цепи поставок. Рассмотрим детально процесс проектирования цепи поставок.

 

 

 

 


 

 

 
 
Рис. 3.5. Функциональный цикл логистики распределения

 

 


Инициаторами проектирования цепей поставок могут быть производитель, предприятия оптовой и розничной торговли и т. п. В первую очередь это зависит от их рыночной позиции, экономического могущества и возможности инициато­ра привлечь «необходимых» для цепи поставок участников.

Процесс проектирования цепи поставок описывается следующим алгоритмом:

1. Установление целей цепи поставок.

2. Формулирование стратегии цепи поставок.

3. Определение альтернативных вариантов структуры цепи поставок

4. Оценка альтернативных вариантов структуры цепи поставок.

5. Выбор конкретной структуры цепи поставок.

6. Определение альтернативных вариантов для отдельных участников цепи поставок.

7. Оценка и выбор отдельных участников цепи поставок.

8. Оценка показателей функционирования цепи поставок.

9. Разработка альтернативных вариантов цепей поставок, если целевые показатели функционирования не обеспечиваются или когда появляются новые привлекательные варианты.

При целевом обосновании цепи поставок учитывается фактор появления на рынке нового товара. В иных, стабильных условиях мотивом построения цепей поставок могут стать неудовлетворительные показатели деятельности предприятия, оцениваемые по параметрам: доля рынка, объем продаж, рентабельность инвестиций. Содержание данного этапа проектирования, по сути, сводится к определению возможности удовлетворить запросы потребителей одного целевого рынка и получить желаемую норму прибыли.

При этом в анализ рентабельности хозяйственной деятельности на целевых рынках вовлекаются только те затраты, которые изменяются при добавлении или изъятии из рассмотрения отдельного сегмента потребителей. Существенное значение имеет также выбор целевых рынков, обес­печивающих максимальную доходность на инвестируемый капитал.

При формировании проектного решения о построении цепи поставок учитыва­ются:

• логистическая специфика охвата рынка;

• базовый уровень обслуживания потребителей.

Учет первого фактора предполагает изучение типов поведения потребителей, физического распределения (каналов распределения), структуры цепей поставок и определение степени их контроля.

При выборе структуры цепей поставок необходимо принимать во внимание потенциал ее рентабельности и ее логистическую мощность. Логистическая мощ­ность цепи поставок характеризует ее максимальную пропускную способность в конкретный период времени и рассматривается в вариантах:

• проектная мощность, т. е. максимально возможная пропускная способность

в идеальных условиях;

• эффективная мощность, т. е. максимальная реальная пропускная способность в реальных условиях;

фактическая пропускная способность, т. е. чаще всего достигаемая в реальных условиях мощность, как правило, более низкая, чем эффективная.

Обеспечение управления цепями поставок предопределяется выбором управ­ляемых параметров, которые должны быть измеримыми. Выполнение этого тре­бования затрудняется по следующим причинам:

• существует сложность прямого измерения показателей функционирования
цепи поставок;

• нет возможности в ряде случаев выполнения анализа логистических потоковых процессов вследствие их тесного сопряжения с процессами другой
природы, например маркетинговой и пр.

В настоящее время разработана эталонная модель цепи поставок — SCOR-модель (Supply Chain Operation Reference — Руководство по управлению цепями по­ставок). Основой SCOR-модели служит четырехуровневая пирамида.

Первый ее уровень отображает ключевые процессы цепи поставок (планирование заказов, их размещение и исполнение и т. п.) и считается тем пунктом, где формируются цели цепи поставок. Второй уровень пирамиды определяют базовые логисти­ческие процессы, которые могут быть использованы для реорганизации создан­ной цепи поставок. Третий ее уровень представляет участникам информацию, необходимую для конкретизации целей осуществления в ней изменений. Четвер­тый уровень пирамиды призван обеспечить практическую реализацию всех на­мерений. Система критериев SCOR приведена в табл. 3.1.

 

Таблица 3.1

Система критериев SCOR

 

Критерий Результат Оценочный показатель
Удовлетворение потребителей/ качество «Совершенный заказ» Своевременная доставка
Удовлетворение потребителей Издержки гарантийного обслуживания, выраженные в процентах от дохода
Качество продукции Время реакции на претензии потребителей
Время Продолжительность исполнения заказа Продолжительность производственного цикла от поступления заказа до его исполнения
Время реакции цепи поставок
Выполнение производственного плана
Издержки Общие издержки цепи поставок Производительность создания добавленной стоимости
Активы Цикл оборота Достоверность прогнозов
Срок до пополнения запасов Устаревание запасов
Эффективность использования активов Загрузка мощностей

 

 

«Совершенный заказ» — это такое его исполнение, которое отвечает следую­щим нормативам:

• полная доставка всех изделий по всем заказанным товарным позициям;

• доставка в требуемый потребителем срок с допустимым отклонением ±1 день;

• полное и аккуратное ведение документации по заказу, включая квитанции,
накладные, счета и др.;

• безупречное соблюдение оговоренных условий поставки, т. е. качественная установка, правильная комплектация, готовность к употреблению и отсутствие повреждений.

В современных условиях максимум лишь 55-60% логистических операций, осуществляемых в порядке исполнения заказа, соответствуют указанным требованиям. Для большинства предприятий этот процент не превышает и двадцати.

Помехами «совершенному заказу» при этом считаются:

• ошибки при приеме заказа;

• недостоверная информация о товаре;

• недоступность заказанного товара;

• неспособность соблюдать сроки доставки заказа;

• ошибки при подборе заказа;

• небрежность при оформлении подбора заказа;

• задержка с отправкой или доставкой;

• неполное оформление документации;

• ошибки при переводе платежей;

• досрочная доставка;

• повреждение грузов при перевозке;

• ошибки при выписывании счета;

• исчисление оплаты сверх тарифа

• неполная оплата счета потребителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.219.117 (0.055 с.)