Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра патологической анатомии с биопсийно-секционным курсомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К практическим занятиям по патологической анатомии для студентов медицинского факультета СИМФЕРОПОЛЬ – 2013 УДК 61:583 Z-66 Авторы: Доктор медицинских наук, профессор Загорулько А.К. Кандидат медицинских наук, ассистент Шаланин В.В. Кандидат медицинских наук, ассистент Давыдова А.А.
Рецензенты: Троценко Б.В. – профессор кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского. Фоминых Т.А. – заведующая кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии Крымского медицинского университета им. С.И. Георгиевского, профессор.
Учебно-медицинские рекомендации на русском языке, составлены на кафедре патологической анатомии с биопсийно-секционным курсом ГУ «КГМУ имени С.И.Георгиевского» академиком Международной Академии патологии, заведующим кафедры патологической анатомии с биопсийно-секционым курсом профессором Загорулько А.К., ассистентом Шаланиным В.В., ассистентом Давыдовой А.А., при участии проф. Биркуна А.А., проф. Нестерова Е.Н., доц. Филоненко Т.Г., доц. Нечипоренко Г.В., доц. Новикова Н.Ю.
В рекомендациях в достаточном объеме для каждого занятия представлены актуальность изучаемой темы, цели и задачи занятия, основные вопросы темы, практические навыки, которые должны быть освоены студентами, алгоритмы описания макро- и микропрепаратов, рекомендуемая литература, ситуационные задачи. Формулировка задач, их количество и вариабельный уровень трудности, достаточный объем для каждой темы позволяет рекомендовать их в качестве подготовки студентов к компьютерному тестированию «КРОК-1».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Модуль 1. Общий курс. ……………………………………………………………………………….5 Смысловой модуль 1. Введение. Морфология повреждения и смерти клеток и тканей. ………………… 5
Тема 1. Предмет и задачи патоморфологии. Методы патоморфологических исследований. Основные этапы развития патоморфологии. Вскрытие. ……………………………………………………... 5 Тема 2. Морфология обратимого и необратимого повреждения клеток и тканей. Внутриклеточное и внеклеточное накопление белков, жиров и углеводов. ………………………………………….. 6 Тема 3. Нарушение обмена веществ и их метаболизма. Морфология патологического накопления эндогенных и экзогенных пигментов. Морфология нарушения минерального обмена. …….. 10 Тема 4. Морфология клеточного повреждения и смерти клеток и тканей. Некроз и апоптоз. Патоморфология органной недостаточности. …………………………………………………… 13
Смысловой модуль 2. Нарушение крово – и лимфообращения. Воспаление. Иммунопатологические процессы. Регенерация, процессы адаптации и компенсации. ………………………………… 15 Тема 5. Нарушение кровообращения: гиперемия и полнокровие, ишемия, стаз, кровотечение, кровоизлияние, плазморрагия, шок. Нарушение лимфообращения. Нарушение водно-электролитного баланса. ………………………………………………………………………….. 15 Тема 6. Нарушение гемостаза. Тромбоз, эмболия, инфаркт, ДВС-синдром. ……………………………. 18 Тема 7. Общее учение о воспалении. Экссудативное воспаление. Морфология экссудативного воспаления. ………………………………………………………………………………………… 20 Тема 8. Пролиферативное воспаление. Специфическое воспаление. Гранулематоз. Патоморфология иммунной системы. ……………………………………………………………………………….. 23 Тема 9. Морфология адаптационных и компенсаторных процессов. Регенерация, восстановление, заживление ран. Склероз. ………………………………………………………………………… 26
Смысловой модуль 3. Морфология опухолей. …………………………………………………………….. 29 Тема 10. Общее учение об опухолях. ………………………………………………………………………. 29 Тема 11. Номенклатура и морфологические признаки эпителиальных опухолей. Опухоли экзо- и эндокринных желез, эпителиальных покровов. …………………………………………………. 32 Тема: 12. Номенклатура и функциональные признаки опухолей из производных мезенхимы. ……….. 35 Тема 13. Опухоли нервной ткани, центральной нервной системы. Номенклатура и морфологические особенности опухолей, которые происходят из меланинобразующей ткани. Особенности опухолевого роста в детском возрасте. Дизонтогенетические опухоли. Тератомы и тератобластомы. …………………………………………………………………………………... 37 Тема 14. Анемии. Тромбоцитопатии. Коагулопатии. Лейкозы (лейкемии) и лимфомы ………………… 40 Финальный тестовый контроль модуля 1. «Общие патологические процессы». Список вопросов для подготовки студентов к финальному модульному контролю. …………………………………………………………………….... 43 Описание экзаменационных макропрепаратов (6-я гор.больница). ………………………………………. 44 Описание экзаменационных макропрепаратов (РКБ им.Семашко). …………………………………….... 46 Список экзаменационных микропрепаратов. ………………………………………………………………. 48
Модуль 2. Частный курс. …………………………………………………………………………... 49 Смысловой модуль 4. Болезни системы крови и сердечно-сосудистой системы. Заболевания нервной системы. ……………………………………………………………………………………………. 49 Тема 1.. Атеросклероз и артериосклероз. Гипертоническая болезнь и симптоматические гипертензии. Ишемическая болезнь сердца. Болезни нервной системы. Церебро-васкулярна болезнь. ………………………………………………………………………………………………………… 49 Тема 2. Системные болезни соединительной ткани с аутоиммунизацией. Приобретенные пороки сердца.……………………………………………………………………........................................... 52 Смысловой модуль 5. Болезни органов дыхания. Болезни пищевода, желудка, кишечника. Болезни печени, желчевыводящих путей, поджелудочной железы. ……………………………………. 55 Тема 3. Заболевание органов дыхания. Острые пневмонии. Хронические неспецифические заболевания легких………………………………………………………………………………………………… 55
Тема 4. Заболевания желудочно-кишечного тракта. Гастрит. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.Аппендицит…………………………………………………………. 58 Тема 5. Болезни печени (гепатиты, гепатозы, циррозы печени), желчевыводящей системы и поджелудочной железы…………………………………………………………………………….. 61 Смысловой модуль 6. Болезни эндокринной системы. Болезни мочеполовой системы. Болезни костно-мышечной системы. ……………………………………………………………………………..... 64 Тема 6. Болезни почек. Гломерулопатии. Тубулопатии.…………………………………………………… 64
Тема 7. Болезни женской и мужской половой системы. Болезни эндокринной системы (болезни гипофиза, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, надпочечников).…………………………………………................................................................. 67 Смысловой модуль 7. Заболевания беременности и послеродового периода. Заболевание пре и перинатального периода. Патология заболеваний связанных с воздействием окружающей среды и питанием. Ятрогенная патология. ……………………………………………………... 70 Тема 8. Пренатальная патология. …………………………………………………………………………... 70
Тема 9. Патология беременности. Перинатальная патология……………………………………………… 73 Смысловой модуль 8. Патоморфология инфекционных болезней. …………………………………….... 76 Тема 10. Инфекционные и паразитарные болезни. Характеристика инфекционного процесса. Кишечные инфекции: дизентерия, брюшной тиф, коли-инфекция, сальмонеллезы, холера. ……………………………………………………………………………………………………….. 76 Тема 11. Вирусные воздушно-капельные инфекции. Детские инфекции: дифтерия, скарлатина, менингококковая инфекция, корь…………………………………………………………………. 79 Тема 12. Клинико-анатомические формы туберкулеза. ВИЧ-инфекция. Бешенство. Рикетсиозы. Карантинные инфекции. Прионовые инфекции. ……………………………………………………………………………………………………….. 82 Тема 13. Клинико-анатомические формы сепсиса…………………………………………………………. 85
Финальный тестовый контроль модуля 2. «Частная патоморфология». Список вопросов для подготовки студентов к финальному модульному контролю. ………………………...…………………………………………... 87 Описание экзаменационных макропрепаратов (6-я гор. больница). …………………………………….. 90 Описание экзаменационных макропрепаратов (РКБ им.Семашко). …………………………………….. 92 Список экзаменационных микропрепаратов. ……………………………………………………………... 94 Модуль 1. Общий курс. Смысловой модуль 1. Введение. Морфология повреждения и смерти клеток и тканей. Тема 1. Предмет и задачи патоморфологии. Методы патоморфологических исследований. Основные этапы развития патоморфологии. Вскрытие.
Актуальность темы: Знание темы необходимо для усвоения других тем общего курса патологической анатомии, а также патологической анатомии болезней (частного курса). Патоморфология – наука, изучающая структурные (материальные) основы болезней для понимания фундаментальных основ медицинской науки и углубленного изучения клиники заболеваний с последующим использованием полученных знаний в практической работе врача. При изучении клинических дисциплин и в практической работе врача знание методов, целей и задач патологической анатомии, а также понятие значимости биопсии в ранней диагностике заболеваний и, соответственно, своевременности и обоснованности терапии важно для клинико-анатомического анализа.
Цель занятия. Ознакомиться с методами, используемыми патологической анатомией, цели и задачи, стоящие перед патологической анатомией. Структура патологоанатомической службы в Украине. Типовое устройство патологоанатомического отделения или бюро.
Вопросы для практического занятия. 1. Патоморфология: содержание, задачи, предмет исследования, место в медицинской науке и практическом здравоохранении, связь с другими областями науки. 2. Методы патологической анатомии. Биопсия: определение, цель, основные виды в зависимости от метода и времени получения, клиническое значение. 3. Аутопсия: современные задачи, методы проведения и клиническое значение. 4. Современное понимание гуморальных, клеточных и молекулярных аспектов в патологии. Диалектическое единство структуры и функции в развитии патологического процесса. 5. Понятие о патологическом процессе и болезни. Этиология, патогенез и патоморфоз. 6. Органопатологический, синдромный и нозологический принципы классификации болезней. 7. Диагностика: принципы образования, понятие об основном заболевании, его осложнениях, прямая и непосредственная причина смерти. 8. Период танатогенеза. Ранние признаки клинической и биологической смерти. Морфологические признаки биологической смерти и посмертные изменения. 9. История развития патологической анатомии. Работы Морганьи, Рокитанского, Вирхова. Теория клеточной патологии и ее важность для медицинской науки.
Вопросы для самоподготовки. 1. Современное понимание гуморальных, клеточных и молекулярных аспектов в патологии. Диалектическое единство структуры и функции в развитии патологического процесса.
Практические навыки. 1. Студент должен знать схему описания макро- и микропрепаратов. 2. Студент должен уметь определять патологический процесс в макро- и микропрепаратах. 3. Студент должен знать алгоритм аутопсии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.24 (0.009 с.) |