Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К теме «Статистика предприятий (организаций)»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель -овладетьнавыками расчета статистических показателей обработки необходимой экономической информации; составления прогноза (плана) функционирования предприятия, производства продукции, издержек предприятия; установления влияния структурного фактора при проведении различных сопоставлений, а также построения и расчета экономических индексов на микроуровне; Задания для самостоятельной работы студента При самостоятельном решении задач практикума используйте примеры решения аналогичных задач в теме 2.5. «Статистика предприятий (организаций)» из курса лекций. Задача 1. На машиностроительном заводе выпуск продукции всеми цехами за отчетный квартал характеризуется данными, приведенными в табл. (тыс. руб.).
Определите валовой оборот, внутризаводской оборот и роизведенную промышленную продукцию за отчетный квартал. Задача 2. В отчетном периоде промышленное объединение выработало готовой продукции на сумму 300 тыс. руб., из которой на 270 тыс. руб. продукции отгружено потребителям. Полуфабрикатов произведено на сумму 180 тыс. руб. (из них потреблено в собственном производстве 30%, реализовано другим отраслям на сумму 25 тыс. руб., населению — 10 тыс. руб., остальная часть пошла на увеличение запасов для переработки в следующем.периоде). Остаток незавершенного производства по продукции с длительным циклом обработки на начало отчетного периода составил 58 тыс.руб., а на конец — 80 тыс.руб. Определите произведённую и отгруженную продукцию промышленного объединения. Задача 3. Имеются следующие данные об остатках товарных запасов на начало каждого месяца: январь — 180; февраль — 190; март — 150; апрель - 130; май - 145; июнь - 160; июль - 120; август - 105; сентябрь — 135; октябрь — 140; ноябрь — 170; декабрь — 180; январь (следующего года) — 165. Объем розничного товарооборота в I квартале составил 1600 млн руб., во II - 1800 млн руб., в III - 1900 млн руб., в IV- 1700 млн руб. Определите для каждого полугодия: 1) число оборотов товарных запасов и их динамику; 2) продолжительность одного оборота и ее динамику; 3) обеспеченность товарными запасами на 1 июля и на 1 января (следующего года). Задача 4. Предприятия промышленности поставили товаров областной 1 торговой базе на сумму 930 млрд руб., а магазинам области на 160 млрд руб. Отходы производства на сумму 2 млрд руб. были проданы населению. Областная оптовая база поставила магазинам товаров на сумму 820 млрд руб., а оптовым базам других областей —на сумму 95 млрд руб. Магазины области продали товаров населению на 995 млрд руб. Определите: 1) товарооборот производителей и торговых организаций; 2) валовой, оптовый, розничный и чистый товарооборот; 3) складской и транзитный товарооборот; 4) коэффициент звенности товародвижения. Задача 5. Имеются данные (табл.) о затратах на производство продукции.
Определите: 1) индекс общей суммы затрат на производство продукции; 2) общий индекс себестоимости продукции; 3) сумму экономии (перерасхода), полученную в отчетном периоде за счет изменения себестоимости продукции. Задача 6. Имеются данные о производстве и себестоимости однородной продукции, производимой предприятием:
Определите: 1) изменение себестоимости единицы продукции на каждом предприятии; 2) среднюю себестоимость единицы продукции в целом по двум предприятиям за каждый период; 3) индексы себестоимости продукции переменного состава, постоянного состава и влияния структурных сдвигов. Объясните причину расхождения между величинами индексов себестоимости продукции переменного и постоянного состава. Задача 7. Потребление картофеля в базисном периоде составило 9,3 кг на человека в месяц, а в отчетном периоде увеличилось на 0,75 кг. Цена картофеля базисного периода составила 5 руб. за килограмм, а в отчетном периоде увеличилась на 4 %. За этот же период среднедушевой доход увеличился с 650 до 750 руб. в месяц. Рассчитайте коэффициенты эластичности потребления картофеля в зависимости от изменения доходов. Задача 8. Известны следующие данные:
Определите общий индекс физического объема потребления материальных благ и индекс уровня потребления материальных благ на душу населения.
Методические указания к выполнению контрольной работы Контрольная работа выполняется с целью закрепления и проверки знаний, полученных студентами в процессе самостоятельного изучения учебного материала, а также для выявления их умения применять на практике статистические методы. Задачи контрольной работы № 1 направлены на закрепление знаний по разделу «Теория статистики». Примеры решения типовых задач приведены в соответствующих темах курса лекций настоящего сборника. Выполненная контрольная работа является допуском к зачету. Контрольная работа состоит из 7 задач. Вариант работы и номер задач выбирается в зависимости от последней цифры номера зачетной книжки студента. Задачи контрольной работы № 2 направлены на закрепление знаний по разделу «Экономическая статистика». Примеры решения типовых задач приведены в соответствующих темах курса лекций настоящего сборника. Контрольная работа состоит из 7 задач. Вариант работы и номер задач выбирается в зависимости от последней цифры номера зачетной книжки студента. Таблица выбора номера варианта для выполнения контрольных работ
Приступая к выполнению контрольной работы, необходимо ознакомиться с соответствующими разделами программы курса, затем изучить рекомендуемую литературу, обратив особое внимание на методы построения, технику расчета и анализа статистических показателей. Примеры решения типовых задач по темам курса приведены в курсе лекций настоящего сборника. При выполнении и оформлении контрольной работы необходимо руководствоваться следующими требованиями. 1.Перед решением задачи привести ее номер и условие. 2.Решение задачи сопровождать формулами, развернутыми расчетами, краткими определениями и пояснениями показателей. Если имеется несколько методов расчета того или иного показателя, то следует применить наиболее рациональный из них, указав при этом и другие возможные способы решения и обосновав свой выбор. 3.Решая задачи, следует проверять выполненные расчеты, пользуясь взаимосвязью между исчисляемыми показателями, а также обращать внимание на экономическое содержание показателей. 4.Индексы необходимо вычислять с точностью до 0,001, а проценты-до 0,1. 5.Рассчитанные показатели следует представлять с указанием соответствующих единиц измерения. 6.Статистические таблицы следует строить и оформлять в соответствии с правилами, принятыми в статистике, формулы приводить в той записи, которая дана в учебнике или лекционном курсе. 7.В конце работы необходимо привести список использованной литературы, указать дату выполнения и поставить свою подпись. 8.Контрольная работа оформляется на листах формата А4 с одной стороны листа. Страницы должны быть пронумерованы. Сокращения слов не допускаются. Необходимо оставлять широкие поля для замечаний рецензента и внесения изменений (дополнений). Титульный лист оформляется в соответствии с образцом, приведенным в Приложении 1. Контрольная работа №1. Задача 1 В целях изучения затрат времени на изготовление одной детали рабочими предприятия проведена 10%-ная механическая выборка, в результате которой получено следующее распределение деталей по затратам времени:
Определите: 1. с вероятностью 0,954 предельную ошибку выборочной средней и пределы, в которых будут находиться средние затраты времени на изготовление одной детали по всему предприятию; 2. с вероятностью 0,997 предельную ошибку выборочной доли и пределы, в которых будет находиться удельный вес деталей с минимальными затратами времени на их изготовление. Задача 2 Выборочное 2%-ное обследование 100 электрических лампочек для определения их средней продолжительности горения дало следующее распределение:
Определите: 1. с вероятностью 0,997 предельную ошибку выборочной средней и пределы, в которых будет находиться средняя продолжительность горения всей партии лампочек; 2. с вероятностью 0,954 предельную ошибку выборочной доли и пределы, в которых будет находиться удельный вес лампочек с продолжительностью горения не менее 960 часов. Каким должен быть объем выборочной совокупности, чтобы: а) предельная ошибка выборки при определении средней продолжительности горения лампочек (с той же вероятностью) уменьшилась в 2 раза; б) предельная ошибка выборочной доли при определении удельного веса лампочек с продолжительностью горения не менее 960 часов (с той же вероятностью) уменьшилась в 2,5 раза. Задача 3 На городской телефонной станции в порядке собственно-случайной выборки проведено 100 наблюдений и установлено, что средняя продолжительность одного телефонного разговора составляет 10 минут при среднем квадратическом отклонении 5 минут. Определите: 1. с вероятностью 0,997 доверительные пределы для генеральной средней; 2. с какой вероятностью можно утверждать, что при определении средней продолжительности одного телефонного разговора допущена ошибка, не превышающая 1 мин. Задача 4 С целью определения среднего эксплуатационного пробега 10000 шин легковых автомобилей, распределенных на партии по 100 шт., проводится серийная 4%-ная бесповоротная выборка. Результаты испытания отобранных шин характеризуются следующими данными:
Определите: 1. средние ошибки репрезентативности: а) эксплуатационного пробега шин; б) удельного веса шин с пробегом не менее 42 тыс. км; 2. с вероятностью 0,954 пределы, в которых будет находиться: а) средний эксплуатационный пробег всех обследованных шин; б) доля шин, пробег которых не менее 42 тыс. км, в генеральной совокупности. Задача 5 Используя условие и решение предыдущей задачи, определите вероятность того, что: 1. предельная ошибка выборки при установлении среднего эксплуатационного пробега шин не превышает 4,0 тыс. км; 2. доля шин с пробегом не менее 42 тыс. км будет находиться в пределах от 83 до 92%. Задача 6 Консервный завод по переработке овощей и фруктов в отчетном периоде выпустил продукцию в банках различной емкости:
Определите общее производство консервов в тысячах условных банок, если за условную единицу принята банка емкостью 500 см3. Задача 7 Имеются следующие данные по РФ:
Определите: 1. численность населения РФ за каждый год; 2. показатели динамики: общей суммы фактического потребления домашних хозяйств, численности населения и суммы конечного потребления на душу населения (цепным и базисным способом). Задача 8 Имеются следующие данные о числе предприятий розничной торговли по состоянию на конец года:
Определите относительные величины структуры розничных торговых предприятий на конец года: 1. по типам предприятий; 2. по формам собственности. Задача 9 Объем платных услуг населению Самарской области за два года составил: (млн руб.)
Определите: за каждый год: 1. структуру платных услуг населению Самарской области; 2. структуру бытовых услуг населению; 3. по каждому виду услуг: темпы роста по сравнению с прошлым годом. Результаты расчетов представьте в таблице. Задача 10 Внешнеторговый оборот РФ (по данным Банка России) в отчетном году составил:
Определите: 1. цепные и базисные темпы роста экспорта и импорта товаров; 2. удельный вес каждого квартала в годовом объеме экспорта и импорта; 3. соотношение экспорта и импорта во внешнеторговом обороте.
Задача 11 Имеются данные о возрасте сотрудников одного отдела:
Определите: 1. средний возраст сотрудников отдела; 2. размах вариации; 3. среднее линейное и среднее квадратическое отклонение; 4. дисперсию и коэффициент вариации. Поясните рассчитанные показатели. Задача 12 Распределение студентов по успеваемости (результат экзамена) характеризуется следующими данными:
Определите средний балл экзаменационной оценки: 1. для каждой академической группы студентов; 2. для всех академических групп в целом, используя: а) непосредственно данные условия задачи; б) вычисленные показатели среднего экзаменационного балла по пяти академическим группам. Задача 13 Имеются следующие данные по двум предприятиям, вырабатывающим однородную продукцию:
Определите по двум предприятиям средние затраты времени на изготовление единицы продукции в каждом квартале. Обоснуйте выбор средней величины. Определите абсолютное и относительное изменение средних затрат времени на производство единицы продукции во 2 квартале по сравнению с 1 кварталом по двум предприятиям вместе. Задача 14 В лаборатории хлебозавода проведена контрольная проверка пористости хлеба. В результате получены следующие данные:
Определите: 1. по каждой партии - моду и медиану; 2. среднюю пористость хлеба по каждой партии и по всем партиям вместе; 3. дисперсию по каждой партии (групповые дисперсии) и среднюю из групповых дисперсий; 4. межгрупповую дисперсию; 5. общую дисперсию по правилу сложения дисперсий. Задача 15 Имеются данные о сроках функционирования коммерческих банков на начало года:
Определите: 1. способом моментов - средний срок функционирования банков и дисперсию; 2. среднее квадратическое отклонение; 3. коэффициент вариации; 4. моду и медиану. Задача 16 Имеются данные о производстве продукции предприятием за два периода:
Определите: 1. индивидуальные индексы цен и количества произведенной продукции; 2. общий индекс стоимости произведенной продукции; 3. общий индекс физического объема произведенной продукции (по агрегатной форме и форме среднего арифметического индекса); 4. общий индекс цен (по агрегатной форме и форме среднего гармоничного индекса); 5. общий прирост стоимости произведенной продукции, в том числе за счет изменения цен и количества произведенной продукции. Покажите взаимосвязь между исчисленными индексами. Задача 17 Имеются следующие данные о количестве и себестоимости произведённой продукции за два периода:
Определите: 1. индивидуальные и общие индексы физического объема произведенной продукции; 2. индивидуальные и общие индексы себестоимости; 3. общий индекс затрат на производство продукции по фактической себестоимости каждого периода; 4. сумму экономического эффекта, полученную в отчетном периоде за счет действия отдельных факторов. Покажите взаимосвязь рассчитанных индексов. Задача 18 Имеются следующие данные о затратах на производство продукции за два квартала отчетного года:
Вычислите: общий индекс затрат на производство; общий индекс себестоимости; сумму экономии (или перерасхода), полученную в результате изменения себестоимости; общий индекс физического объема произведенной продукции. Задача 19 Имеются следующие данные о продаже одноименного товара в двух магазинах города в 1 квартале отчетного года:
Вычислите: 1. индивидуальные цепные и базисные индексы количества проданных товаров и цен для каждого магазина; 2. общие цепные и базисные индексы количества проданных товаров и цен. Покажите взаимосвязь индексов. Задача 20 Имеются следующие данные о выпуске продукции «А» по трем предприятиям:
Вычислите: 1. индекс себестоимости переменного состава; 2. индекс себестоимости постоянного (фиксированного) состава; 3. индекс структурных сдвигов. Покажите взаимосвязь рассчитанных индексов. Задача 21 Имеются следующие данные об уровне энерговооруженности труда и об уровне производительности труда по 25 предприятиям, производящим однородную продукцию:
Для изучения зависимости между энерговооруженностью и производительностью труда: 1. произведите группировку предприятий по уровню энерговооруженности, образовав 5 групп с равными интервалами; 2. каждую группу и совокупность в целом охарактеризуйте: - числом предприятий; - средним уровнем энерговооруженности; - величиной выработки продукции - всего по группе и в среднем на одно предприятие. Результаты группировки представьте в таблице. Сделайте выводы.
Задача 22 По данным условия задачи 21 произведите комбинационную группировку по двум признакам: уровню энерговооруженности труда и уровню производительности труда. В каждой группе предприятий, которые образованы в задаче 21, выделите 4 подгруппы по второму признаку. В каждой группе, подгруппе и по совокупности в целом подсчитайте: - число предприятий; - средний уровень энерговооруженности; -выработку продукции - всего и в среднем на одно предприятие. Задача 23 При подведении итогов экзаменационной сессии в группе были получены следующие данные о количестве пропущенных занятий студентами без уважительных причин и средним баллом успеваемости по пяти предметам:
Для выяснения зависимости между количеством непосещаемых занятий и успеваемостью сгруппируйте студентов по количеству пропущенных занятий, образовав 4 группы с равными интервалами. В каждой группе и во всей совокупности подсчитайте: 1. количество часов пропущенных занятий - всего на группу и в среднем на одного студента; 2. средний балл - всего на группу и в среднем на одного студента. Задача 24 По данным условия задачи 23 произведите комбинационную группировку по двум признакам - количеству пропущенных занятий и уровню успеваемости, образовав 4 группы по каждому признаку. Охарактеризуйте группы, подгруппы и совокупность в целом необходимыми показателями. Результаты комбинационной группировки представьте в таблице. Задача 25 Имеются следующие данные о распределении заводов одной из отраслей по величине реализованной продукции:
Применяя метод вторичной группировки, образуйте группы заводов по размеру реализованной продукции, млрд руб.: До 1,0; 1,0-5,0; 5,0-10,0; 10,0-25,0; свыше 25,0. По каждой группе рассчитайте: а) удельный вес заводов; б) долю стоимости реализованной продукции в общем итоге. Результаты представьте в табличной форме. Задача 26 Имеются данные о среднегодовой стоимости основных средств и выручке от продажи продукции по 10 однотипным предприятиям:
Определите: 1. тесноту связи с помощью коэффициента знаков Фехнера; 2. ранговый коэффициент Спирмена. Объясните полученные результаты. Задача 27 1) Используя исходные данные задачи 21, составьте уравнение регрессии, выражающее зависимость между уровнем энерговооруженности труда и выработкой продукции, проанализируйте параметры уравнения, рассчитайте коэффициент эластичности. 2)Используя данные задачи 23, составьте уравнение регрессии, выражающее зависимость между количеством часов пропущенных занятий и успеваемостью студентов. 3)Для обеих зависимостей рассчитайте показатели, характеризующие Проанализируйте полученные данные. Задача 28 Имеются условные данные об урожайности и количестве выпавших осадков:
Для изучения зависимости между количеством выпавших осадков и урожайностью: 1. постройте уравнение регрессии, проанализируйте его параметры; 2. вычислите показатели, характеризующие тесноту связи. Задача 29 Экзаменационная сессия студентов-заочников по специальным дисциплинам характеризуется следующими данными:
Рассчитайте коэффициенты ассоциации и контингенции. Сформулируйте выводы, вытекающие из анализа полученных коэффициентов. Задача 30 В зависимости от интенсивности полива распределение 130 участков риса по урожайности характеризуется следующими данными:
Рассчитайте коэффициент взаимной сопряженности Пирсона. Объясните полученную величину коэффициента. Задача 31 Инвестиции в основной капитал в отчетном году составили (млрд руб.): 1квартал - 330,0; 2квартал - 470,8; 3квартал - 608,8; 4квартал - 776,6. Определите: 1. среднюю сумму инвестиций в основной капитал за год; 2. аналитические показатели ряда динамики: - абсолютные приросты; - темпы роста; - темпы прироста; - абсолютное значение одного процента прироста; - средние обобщающие показатели ряда динамики; Исчисленные аналитические показатели ряда динамики представьте в таблице. Изобразите ряд динамики на графике. Задача 32 Численность официально зарегистрированных безработных в Российской Федерации в отчетном году составила (тыс. чел.): на 1 января — 1500; на 1 февраля— 1550; на 1 марта— 1621; на 1 апреля— 1628; на 1 мая- 1633; на 1 июня— 1584; на 1 июля- 1534; на 1 августа- 1532; на 1 сентября- 1533; на 1 октября - 1506; на 1 ноября- 1512; на 1 декабря- 1567; на 1 января следующего года- 1639. Определите: 1. среднюю численность официально зарегистрированных безработных за год; 2. аналитические показатели ряда динамики: - абсолютные приросты; - темпы роста; - темпы прироста; - абсолютное значение одного процента прироста; - средние обобщающие показатели ряда динамики; Исчисленные аналитические показатели ряда динамики представьте в таблице. Изобразите ряд динамики на графике.
Задача 33 Имеются данные о перевозках грузов железнодорожным транспортом в РФ в отчетном году:
Определите аналитические показатели ряда динамики: - абсолютные приросты; - темпы роста; - темпы прироста; - абсолютное значение одного процента прироста; - средние обобщающие показатели ряда динамики. Исчисленные аналитические показатели ряда динамики представьте в таблице.Изобразите ряд динамики на графике. Охарактеризуйте внутригодовые сезонные колебания перевозок грузов железнодорожным транспортом. Постройте сезонную волну. Задача 34 Реализация картофеля на рынках города за 3 года характеризуется следующими данными (тыс. руб., в сопоставимых ценах первого года):
|