Тема 2. 6. «статистика уровня жизни населения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 6. «статистика уровня жизни населения»



 

Социально-экономические индикаторы уровня жизни насе­ления и отраслей социальной сферы характеризуют социальное положение и развитие общества

Уровень жизни населения - это сложная комплексная соци­ально-экономическая категория. Уровень жизни не может быть отражен в виде одного показателя, поэтому в статистике исполь­зуется система показателей, которая позволяет дать всесторон­нюю характеристику уровня жизни. В нее входят обобщающие стоимостные показатели (валовой располагаемый доход, расхо­ды на конечное потребление, реальные доходы и реальная зара­ботная плата и др.), натуральные показатели, характеризующие объем потребления материальных благ и услуг (продуктов пита­ния, тканей, обуви, предметов длительного пользования и др.), и показатели, характеризующие занятость, продолжительность рабочего дня и недели, продолжительность оплачиваемых отпу­сков, охраны труда, качества жилья, использования свободного времени и т. п.

Особый интерес в статистике представляют анализ объема и источников денежных доходов, а также объема и структуры де­нежных расходов населения. В состав денежных доходов входят: оплата труда, доход от предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности, пенсии, стипендии, пособия, компенса­ционные выплаты, дополнительные льготы, включая благотво­рительную помощь, доходы от собственности (проценты, диви­денды, рента и т.д.), поступления от продажи сельскохозяйствен­ной продукции, недвижимости и др. Денежные расходы населе­ния включают расходы населения на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.

Показатель совокупного дохода семьи рассчитывается на базе данных, полученных в результате систематических обследований бюджетов семей.

Уровень и дифференциация доходов при прочих равных усло­виях являются решающими факторами регулирования уровня жизни различных групп населения. Если речь идет о дифферен­циации доходов, как о явлении в целом, оптимальным способом его выражения является статистический ряд распределения насе­ления по доходу. На его основе рассчитывают показатели средне­го дохода населения, моду, медиану, децили, децильный коэффи­циент дифференциации доходов, коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и коэффициент фондов.

В системе показателей уровня жизни населения важнейшее место занимают показатели стоимости жизни, реальных доходов населения и реальной заработной платы, индекс потребитель­ских цен.

Для измерения уровня и структуры доходов населения используется ряд показателей, характеризующих их в различных аспектах. Одним из основных показателей является объем личных доходов населения – все виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре. Этот показатель может быть рассчитан прямым путем для отдельных домохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения. Совокупные (общие) доходы населения (СДН) определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления. Стоимость услуг определяется расчетным путем.

Названные показатели, рассчитанные в ценах текущего периода, называются номинальными показателями доходов. Они не определяют реального содержания доходов, т.е. не показывают, какое количество материальных благ и услуг доступно населению при сложившемся уровне доходов. Во-первых, владельцы дохода могут в окончательном виде располагать лишь частью номинального дохода, так как должны уплатить индивидуальные налоги и сделать другие обязательные отчисления. Вычитая из личных номинальных доходов (ЛНД) налоги, обязательные платежи и взносы в общественные организации (НП), находят личные располагаемые доходы (ЛРД) населения – ту часть личных доходов, которую владельцы их направляют на потребление и сбережение:

ЛРД = ЛНД - НП.

Доля этой части в общем объеме доходов составит

Во-вторых, между номинальными и реальными величинами доходов могут быть существенные расхождения в связи с изменением покупательной способности денег – показателя, обратного уровню цен. Реальное значение показатели дохода приобретают, если для расчетов используются постоянные цены либо их изменение учитывается (компенсируется) с помощью индексов покупательной способности денег (Iп.с.д.) или индексов цен на потребительские товары и услуги (Ip). С поправкой на изменение потребительских цен рассчитывается величина реальных располагаемых доходов населения:

Аналогично рассчитываются реальные общие доходы (РОД) населения – как совокупные доходы (СДН) с поправкой на покупательную способность денег:

Для характеристики динамики этих показателей строятся соответствующие индексы, например индекс реальных располагаемых доходов:

Отсюда следует, что скорость изменения реальных доходов зависит от трех факторов: темпов роста номинальных доходов, изменения ставок налоговых платежей и изменения покупательной способности денег.

Для расчета индекса цен и тарифов на платные услуги статистические органы с 1989 г. ведут ежемесячную регистрацию цен на продовольственные и непродовольственные товары-представители и услуги. Обследование проводится по достаточно широкой номенклатуре товаров (до 650 позиций), реализуемых по различным каналам. Следует, однако, отметить, что регистрируются цены предложения товаров, которые во многих случаях отличаются от цен покупки. Общий индекс потребительских цен рассчитывается по формуле

Результат, называемый также индексом стоимости жизни, показывает, насколько больше средств население стало тратить на покупку продуктов питания, товаров и услуг (т.е. на потребительские расходы) в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления остался прежним, базисным. Такой расчет корректен, если за анализируемый период не происходит существенных изменений в структуре потребительских расходов.

Величину прожиточного минимума на региональном уровне определяют органы исполнительной власти на местах, исходя из локальных особенностей потребления и ресурсных возможностей. Порядок расчета прожиточного минимума описан в «Методических рекомендациях» Минтруда России и основан на следующих принципах.

Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Бюджет прожиточного минимума есть стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума, кроме того, он включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Потребности населения значительно дифференцируются в зависимости от его социально-демографических характеристик и условий проживания, поэтому прожиточный минимум рассчитывают не только в среднем на душу населения или семью, но и отдельно для различных категорий: детей (до 7 лет), подростков (7–15 лет), трудоспособных граждан, пенсионеров. Прожиточный минимум конкретной семьи может быть определен исходя из ее фактического состава и величины.

Основой всех расчетов является набор продуктов питания прожиточного минимума, включающий продовольственные товары, объединенные в 10 агрегированных групп: хлебопродукты; картофель; овощи; фрукты и ягоды; мясопродукты; молокопродукты; рыбопродукты; яйца; сахар и кондитерские изделия; масло растительное, маргарин. Наборы рассчитаны как для отдельных категорий населения, так и по отдельным территориальным зонам России, выделенным с учетом природно-климатических условий (табл. 2.6.1).

Таблица 2.6.1.

Наборы прожиточного минимума
продуктов питания по России и Самарской области
(кг на душу в год)

Продовольственная группа РФ НСО
Хлебопродукты Картофель Овощи Фрукты и ягоды Сахар и кондитерские изделия Мясопродукты Рыбопродукты Молокопродукты Яйца, шт. Масло растительное, маргарин 130,8 124,2 94,0 19,4 20,7 26,6 11,7 212,4 151,4 10,0 134,6 134,8 83,7 15,6 21,4 27,1 10,9 221,6 154,5 10,1

Стоимостная оценка расходов бюджета прожиточного минимума на продукты питания осуществляется путем оценки натурального набора по каждой группе товаров в средних ценах покупки соответствующих товаров. Средние цены определяются по данным статистики домашних хозяйств.

Общая величина бюджета прожиточного минимума включает в себя помимо расходов на питание расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи и определяется досчетом на основе стоимости продовольственного набора и примерной структуры бюджета прожиточного минимума. Структура бюджета зависит от величины семейного дохода. Для расчетов используется фактически сложившаяся структура расходов 10 % наименее обеспеченных семей в базовом периоде. Если фактические данные по региону отсутствуют, используется ориентировочная структура расходов (табл. 2.6.2).

Таблица 2.6.2.

Ориентировочная структура
расходов бюджета прожиточного минимума
по России и Самарской области

Статья расходов РФ НСО
На питание На непродовольственные товары На услуги На налоги Итого 68,3 19,1 7,4 5,2 100,0 67,4 19,7 7,5 5,4 100,0

Пример 1. Стоимость набора товаров и услуг в базисном году () — 143,5 млн руб. Стоимость этого же набора товаров и услуг в отчетном году () - 165,0 млн руб.

Индекс потребительских цен можно определить по следующей формуле:

(115%).

Следовательно, за отчетный период потребительские цены выросли на 15%.

Уровень потребления отдельных товаров зависит от уровня цен и уровня среднедушевого дохода. Для изучения зависимости между результативным признаком (у) и факторным признаком (х) рассчитывается коэффициент эластичности (Э) по следующей формуле:

Пример 2. Цены на предметы длительного пользования (х) в отчетном периоде увеличились на 60% по сравнению с базисным, а расходы на приобретение предметов длительного пользования (у) - на 50%.

Коэффициент эластичности (Э) потребления предметов длительного пользования в зависимости от цен на эти товары равен:

, (83%).

Как видно, при увеличении цены на товары на 1% расходы на приобретение этих товаров сокращаются на 17% (100-83).

В настоящее время предлагается в качестве обобщающего показателя, характеризующего уровень общественного благосостояния, использовать индекс развития человеческого потенциала (по методике, предложенной специалистами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)). Индекс развития человеческого потенциала (Jчп) рассчитывается как средняя арифметическая из трех индексов: индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении (J1), индекса достигнутого уровня образования (J2) и индекса реального объема ВВП в расчете надушу населения (J3).

Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле

где Xj — фактическое значение j-го показателя;

Xj min и Xj max — минимальное и максимальное значения /-го показателя.

К отраслям социальной сферы относятся образование, культура и искусство, охрана здоровья населения, туризм, отдых, физическая культура и спорт, наука и инновации, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. При статистическом изучении отраслей социальной сферы основное внимание уделяется, с одной стороны, абсолютным показателям, характеризующим наличие соответствующих учреждений и организаций и отражающим их основную деятельность, а с другой стороны, относительным показателям, характеризующим обеспечение населения результата-

ми деятельности этих отраслей в целом по стране, по отдельным регионам, краям, областям и республикам, сельской и городской местности.

3. Практикум по дисциплине

Практикум №1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.173.25 (0.023 с.)