Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Березин Ф. Б. , мирошников М. П. , соколова Е. Ю. Методика многостороннего исследования личности. — М. , 1994Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С. 6. «В исследовании личности можно выделить две основные группы трудноконтролируемых влияний: 1) зависящие от испытуемого, 2) зависящие от исследователя. Почти невозможно себе представить ситуацию, в которой испытуемый оставался бы полностью безразличным к исходу исследования. Влияние исследователя распространяется на ход эксперимента и на толкование результатов. Независимо от степени косвенности вопросов реакция на них подвержена действию установки на определенный ответ, которая вызывает стремление отвечать в соответствии с общепринятыми нормами поведения (конвенциональными нормами). Один из аспектов личности, отражаемый любой анкетой, — это сила выраженности такого стремления. Для минимизации эффекта отмеченной установки в анкетных методах используются в основном три способа: 1. Вопросы анкетного теста стараются формулировать по возможности нейтрально, маскируя их цель... Обычно это намерение усиливается и инструкцией, в которой испытуемого информируют о том, что в исследовании от него не ожидают никаких достижений и что «правильных» или «неправильных» ответов быть не может. 2. Как правило, анкетные тесты конструируются для более или менее глобальных исследований личности... Это значительно увеличивает число вопросов, которые, будучи предложены вне логической последовательности, не так легко воспринимаются с позиции их скрытого смысла. Во-вторых, это дает возможность сопоставления множества получаемых личностных характеристик, при которых становятся заметны искажения, вызванные установкой испытуемого или недобросовестным его отношением к исследованию. Иногда для этого вводят даже буферные вопросы, которые не учитываются при интерпретации результатов. 3. В анкету вводятся вопросы, специально предназначенные для выявления отношения испытуемого к исследованию. Степень косвенности таких вопросов такова, что испытуемый не способен предвидеть их назначение. Иногда ответы на эти вопросы не только коррелируют результаты исследования, но и сами по себе дают ценные сведения о личности испытуемого. ... Достоинством анкетных методов следует считать самостоятельность работы испытуемого над заданием. Вмешательство экспериментатора ограничивается предшествующим исследованию предъявлением стандартной инструкции и дальнейшим внешним надзором над ее выполнением. Результаты исследования имеют простую, наглядную форму, представлены в виде цифр или кривых, в получении которых не участвуют интуиция или впечатление. Чрезвычайно важно, однако, помнить, что эти результаты лишь материал для дальнейшей интерпретации на базе психологического опыта исследователя, оценивающего их в совокупности с данными других наблюдений. Разрабатываемый тест стандартизируется на репрезентативной (по возрастам и социальным характеристикам) группе популяции, с которой в дальнейшем предполагается работать. Это значит, что в ней количественно исследуется распределение изучаемых личностных признаков. Универсальность анкетных тестов обеспечила им наибольшую популярность в прикладных исследованиях. В этой связи необходимо подчеркнуть различие между эффективным применением тестов в качестве весьма полезного инструмента в рамках квалифицированного психодиагностического исследования и недопустимым механическим тестированием, при котором тест воспринимается как самодиагностирующий инструмент. Методика многостороннего исследования личности, как и другие тесты этого типа, весьма эффективна, а подчас и незаменима там, где для решения поставленной задачи требуется получение результатов, которые допускают количественное выражение, статистический контроль и не зависят от установки исследователя. При индивидуальной психодиагностике методика дает возможность получить представление о наиболее значимых характеристиках, определяющих психическое состояние, даже в том случае, когда эти характеристики не находят непосредственного отражения в явном поведении и скрываются за фасадом более ярких, более комплементарных психических явлений... Полученные с ее помощью данные позволяют составить представление о психологической динамике, о том, каким образом изменения различных параметров и их отношений приводят к созданию качественно иных психологических явлений. Ориентированные таким образом исследования дают возможность судить о том, какие психические процессы определяют характер психической адаптации или лежат в основе патологических явлений. Разумеется, указанные достоинства методики могут проявляться только при условии ее квалифицированного применения». задания ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Задание № 1. Анализ анкеты Проанализируйте содержание вопросов анкеты, постарайтесь выделить группы вопросов, которые относятся к одному и тому же фактору, назовите этот фактор. Определите тип вопроса, пользуясь классификацией, описанной в работе А. П. Болтунова (анализируется анкета Маудсли). Анкета Маудсли (самооценка тревожности, экстраверсии и ригидности) (адаптирована Белоусом, Пермь). 1. Бывает ли у вас так, что вы настолько взволнованы какими-то мыслями, что не можете усидеть на одном месте? 2. Вас когда-нибудь тревожила «бесполезная мысль», которая все время вертелась в голове? 3. Быстро ли вас можно переубедить в чем-либо? 4. Считаете ли вы, что на ваше слово можно положиться? 5. Можете ли вы забыть обо всех делах и пойти повеселиться в хорошей компании? 6. Бывает ли у вас часто так, что вы приняли решение слишком поздно? 7. Считаете ли вы свою работу как нечто «само собой разумеющееся»? 8. Любите ли вы работу, требующую значительной сосредоточенности, внимания? 9. Любите ли вы вести разговоры о вашем прошлом? 10. Трудно ли вам забыть о ваших делах, обо всем, даже на оживленной вечеринке? 11. Преследуют ли вас иногда мысли и образы так, что вы не можете спать? 12. Когда вы заняты своей основной работой, то интересуетесь ли вы в то же время и работой своих товарищей? 13. Часто ли бывают случаи, когда вам необходимо остаться одному? 14. Считаете ли вы себя счастливым человеком? 15. Смущаетесь ли вы в присутствии лиц другого пола? 16. Тревожит ли вас чувство вины? 17. Вы опаздывали когда-нибудь на занятия или на свидание? 18. Трудно ли вам переключаться с одного экзамена на другой? 19. Часто ли вы ощущаете свое одиночество? 20. Много ли времени вы проводите в воспоминаниях о лучших временах своего прошлого? 21. Предпочитаете ли вы оставаться незаметным на вечерах, в гостях? 22. Верно ли, что вас довольно трудно задеть? 23. Часто ли вы чувствуете неудовлетворенность? 24. Склонны ли вы довести до конца предыдущую работу, если вам предстоит другая, более интересная? 25. Бывает ли у вас такое ощущение, что ваша работа для вас — дело жизни и смерти? 26. Трудно ли вам отказаться от привычек, которые вам не по душе? 27. Любите ли вы размышлять о своем прошлом? 28. Считаете ли вы себя счастливчиком, человеком, которому в жизни все легко удается? 29. Легко ли вас задеть по разным поводам? 30. Склонны ли вы к быстрым и решительным действиям? 31. Всегда ли вам думается после какого-либо поступка, что вам следовало сделать иначе? 32. Легко ли вы переходите от одного дела к другому? 33. Бывает ли у вас время от времени ощущение одиночества? 34. Работаете ли вы иногда так, будто от этого зависит ваша жизнь? 35. Можете ли вы быстро прервать начатое дело и тут же приступить к выполнению другого задания? оценка тревожности — ставится 1 балл за ответы «да» на вопросы 1, 2, 4, 10, 11, 16, 23, 25, 29, 31, 34 и за ответы «нет» на вопросы 5, 7, 14, 15, 17, 22, 28 (у тревожных сумма больше 9). оценка экстраверсии — 1 балл за ответы «да» на вопросы 6, 8, 9, 13, 19, 20, 21, 27, 33 и за ответ «нет» на вопрос 30 (если сумма больше 5 — интроверт, меньше 5 — экстраверт). оценка типа поведения — 1 балл за ответы «да» на вопросы 18, 24, 26 и за ответы «нет» на вопросы 3, 12, 32, 35 (у устойчивых сумма больше или равна 4, у изменчивых — меньше или равна 3). Задание № 2. Анализ анкетного метода Как вы считаете, какие из представленных ниже вопросов не отвечают требованиям анкетного метода? Почему? 1. У тебя есть друзья? 2. Ты дрался когда-нибудь? 3. У тебя часто бывает плохой аппетит? 4. Ты можешь за себя постоять? 5. Кого ты больше любишь, маму или папу? 6. Ты любишь ходить в школу? 7. Ты можешь назвать себя умным? 8. Ты никогда не ошибаешься в людях? 9. Ты бы лучше жил дома с родителями или с бабушкой? 10. Кто из учителей тебе нравится больше всего? Задание № 3. Возможности ошибки в анкете Определите, какие качества личности исследуются авторами этой анкеты.* Докажите свой ответ (вопросы — большая часть анкеты). * Потребность в общении по сб.: Психологические и психофизиологические особенности студентов. — Казань, 1977. —С. 62— 63. 1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах. 2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей. 3. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение. 4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы. 5. Я чувствую, что в отношении к друзьям у меня больше прав, чем обязанностей. 6. Когда я узнаю об успехе своего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение. 7. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь. 8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе. 9. Мои друзья мне основательно надоели. 10. Когда я делаю важную работу, присутствие людей меня раздражает. 11. Прижатый к стенке, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.220 (0.012 с.) |