Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Координацию объема и содержания классов при сравнении объемов классовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Его целью была проверка у взрослых умения выявлять меру для сравнения объемов классов при их пересечении и включении, а также умения работать с законом контра-позиции при сравнении объемов взаимодополнительных классов. Испытуемым предлагались вопросы, аналогичные тем, которые задавали своим испытуемым Ж. Пиаже и Б. Инель-Дф. Изучение действий, входящих в прием включения, касалось не только объективного содержания приема, но и качества усвоения действий — их обобщенности, степени освоения, осознанности. Представлялась возможность проверить меру обобщения действия, соответствующего закону контрапозиции. С целью оценки меры освоения действий фиксировалось время ответа на каждый вопрос. Методика Эксперимент проводился индивидуально. Каждому испытуемому предлагалось последовательно ответить на следующие вопросы: 1. Какое число больше: +5 или +12? 2. Кого в мире больше: людей или физиологов? 3. Каких предметов существует в мире больше: зеленых или деревянных? 4. Какое число больше: —7 или —9? 5. Чего в мире больше: не-конфет или не-леденцов? 6. Каких мальчиков учится в школе больше: высоких или умных? 7. В мире больше собак или животных? 8. Чего в природе существует больше: не-деревьев или не-растительности? 9. В геометрии больше трапеций или четырехугольников? 10. В геометрии больше не-ромбов или не-прямоуголь-ников? 10а. В геометрии больше ромбов или прямоугольников? 11. В мире больше не-хлеба или несъедобных вещей? 12. В мире больше не-хлеба или съедобных вещей? 13. В природе больше уток или птиц? 14. Каких цветов существует в природе больше: роз или желтых? 15. Каких предметов существует в мире больше: не-пу-говиц или пластмассовых пуговиц? 16. В геометрии больше прямоугольных ромбов или равносторонних прямоугольников? 17. В мире больше не-кошек или животных? 18. В геометрии больше не-тупоугольных треугольников или не-равносторонних треугольников? 19. Чего в природе существует больше: не-роз или нецветов? 20. В мире существует больше предметов для езды или велосипедов? Испытуемого предупреждали, что он должен давать ответ только в том случае, если в нем уверен. Если, по его мнению, на поставленный вопрос нельзя дать определенного ответа, то он должен аргументировать свое решение. По ходу опроса испытуемый должен был давать пояснения к своим ответам. В том случае, когда участник эксперимента обнаруживал у себя ошибки, ему разрешалось вернуться к предыдущим вопросам и дать правильные ответы. Время решения не ограничивалось. Критерии правильного выполнения задания Шесть вопросов (1, 2, 7, 9, 13 и 20) относятся к прямому строгому включению; 16-й вопрос построен на срав- нении равных по объему классов, поскольку речь идет об эквивалентных понятиях. Вопросы под номерами 4, 5, 8, 11, 15 и 19 требуют выполнения «приема обращения», т. е. вычитания дополнительных классов из общего универсального класса и сравнения по объему этих дополнительных классов с основным классом. Вопросы на «прямое» пересечение даны под номерами 4, 6, 10 и 14. Два вопроса давались с целью проверки умения работать с пересечением дополнительных классов (вопросы 10 и 18) и два вопроса — на «смешанное» пересечение, т. е. пересечение двух классов, из которых один является «положительным», а другой — дополнительным («в мире больше не-хлеба или съедобных вещей?» или «в мире больше не-кошек или животных?»). Показатель времени выполнения задания должен был выявить еще один существенный момент — возможность обучения испытуемого в ходе эксперимента. На каждый тип задачи предлагалось по нескольку вопросов, поэтому можно было проследить изменение затраты времени от одного вопроса к другому. В целом проверка у обследованных взрослых умения выявлять меру для сравнения объемов классов, а также умения работать с взаимодополнительными классами и включать подкласс показала недостаточную степень сформированное™ действий, входящих в прием классификации понятий. Задание № 17. Эксперимент на исследование доказательства от противного Логический его компонент заключается в умении действовать с альтернативными гипотезами, используя прием доказательства от противного. Психологический компонент состоит в одновременном учете позиций каждого из рассуждающих мудрецов. Можно полагать, что данная задача представляет модель для изучения умения взрослых людей дифференцировать различные точки зрения и принимать позицию другого человека в процессе решения логических задач. Задача о трех мудрецах имеет отличительную особенность: ее решение трудно запомнить, она каждый раз должна решаться заново, поскольку решение заключается в последовательном проведении рассуждения. Она не требует никаких специфических знаний. Методика Оба задания данной серии выполнялись испытуемым в ходе индивидуального эксперимента. Первое задание. «Три мудреца вступили в спор: кто из них более мудр? Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность. — Вы видите, — сказал он, — у меня 5 колпаков: 3 черных и 2 белых. Закройте глаза! С этими словами он надел каждому мудрецу по черному колпаку, а два белых спрятал в мешок. — Можете открыть глаза, — сказал прохожий. — Кто угадает, какого цвета колпак украшает его голову, тот вправе считать себя самым мудрым. Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга... Наконец один воскликнул: — На мне — черный! Как он догадался?» Каждому испытуемому предлагалось вслух проанализировать ход рассуждения с-амого догадливого мудреца. Объяснения испытуемых фиксировались на магнитофонной ленте. В процессе выполнения задания испытуемые могли пользоваться собственными рисунками, схемами, чертежами. Время выполнения задания не ограничивалось. Во втором задании использовались б задач, предъявляемых на карточках в такой последовательности: 1. На перроне особа в черном встречает молодого человека и говорит ему: «Вчера вечером ваша мать умерла». Молодой человек — сын особы в черном. 2. У двух зрячих один брат слепой, но у этого слепого нет зрячих братьев. 3. Она мне соседка, а я ей не соседка. 4. Он — мой дед, но я ему не внук. 5. Я тебе дочь, но ты мне не мать. 6. У меня есть сестра, а у моей сестры сестры нет. Испытуемому предлагалось проанализировать по одной житейской ситуации, т. е. сказать, возможна ли данная ситуация, и дать полное объяснение всех возможных вариантов. Время не ограничивалось. Критерии правильных ответов Правильный ответ на первую задачу должен быть примерно таким: «Мудрец рассуждал так: — Я вижу перед собой два колпака. Предположим, что на мне белый. Тогда второй мудрец, видя перед собой черный и белый колпаки, должен рассуждать так: «Если бы на мне был тоже белый колпак, то третий сразу же бы догадался и заявил, что у него черный. Но он молчит, значит, на мне не белый, а черный. А так как второй не говорит этого, значит, на мне тоже черный». Если теперь разбить доказательство (ответ) на последовательные этапы, то обнаружится такой порядок: 1) принятие позиции первого мудреца; 2) ход рассуждения первого мудреца; 3) принятие позиции второго мудреца; 4) рассуждение второго мудреца; 5) принятие позиции третьего мудреца; 6) рассуждение третьего мудреца; 7) принятие позиции второго мудреца; 8) рассуждение второго мудреца; 9) принятие позиции первого мудреца; 10) рассуждение первого мудреца; 11) вывод. Задачи, использованные во втором задании, построены на том же приеме доказательства от противного. Ответы должны быть следующие: 1. Возможно, если особа в черном — отец молодого человека. 2. Возможно, если речь идет о сестрах: у двух зрячих сестер один брат слепой, но у этого слепого нет зрячих братьев. 3. Возможно, если я — сосед. 4. Возможно, если я — внучка. 5. Возможно, если он — мой отец. 6. Возможно, если я — брат, у меня есть сестра, а у моей сестры нет сестры. При оценке результатов ответов мы ориентировались на следующие показатели: 1. Признание возможности существования ситуаций. 2. В случае признания ситуации возможной анализировать объяснения. Правильными считались ответы с логическими обоснованиями, т. е. с использованием приема доказательства от противного. 3. О влиянии житейского опыта на логические объяснения судили по количеству правильных ответов каждого испытуемого. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство проверенных нами взрослых не владеет рациональными приемами доказательства от противного. Наибольшие затруднения у испытуемых вызвала диф-ференцировка позиций рассуждающих мудрецов, что послужило помехой для полного логического обоснования всего хода рассуждений. При объяснении житейских ситуаций (задание 2) испытуемые часто подменяли объективную оценку субъективной (быть соседкой и считать соседкой, иметь братьев и видеть братьев). Разница в возрасте не дала взрослым испытуемым преимущества перед школьниками: общий путь стихийного формирования логического мышления привел к сходным неутешительным результатам». С. 136. «Наши данные, а также результаты, полученные на взрослых испытуемых другими исследователями, ставят под сомнение положение Ж. Пиаже о том, что интеллект людей, достигших возрастной зрелости, доходит до стадии формальных операций, и еще раз убеждают в том, что успешность в овладении приемами познавательной деятельности определяется не возрастом субъекта, а типом обучения, в рамках которого эти приемы усваиваются. ...Описанные Ж. Пиаже стадии отражают не возрастные характеристики в развитии интеллекта, а констатируют дефекты мышления, которые в условиях стихийного его становления могут иметь место в любом возрасте». Задание № 18. Исследование процесса замещения предметных действий* С. 150. «Задачи исследования: 1) проанализировать особенности процесса замещения и обуславливающие их механизмы у детей разных возрастных групп (с 3 до 7 лет); 2) ответить на вопрос о зависимости механизмов замещения от показателей развития психологической структуры личности ребенка. В основу методики был положен принцип расхождения (вплоть до конфликта) между усвоенным значением предмета (за которым стоят определенные, нормативные способы действования с ним) и способом (также хорошо * Сб.: Опыт системного исследования психики ребенка. — М., 1976. — С. 150. усвоенным), которым испытуемый должен был действовать с ним. По своим деталям она во многом была аналогична методике, примененной Г. Д. Луковым (Г. Д. Луков, 1939). Предложенные ребенку предметы обозначались другими словами: например, ложка называлась куклой, вилка — хлебом и т. д. После того как он мог безошибочно воспроизвести переименования и правильно показать переименованные предметы, ему предлагалось выполнить ряд отдельных действий: «покорми куклу», «покорми куклу ложкой», «дай кукле хлеб», «свари в кастрюле обед». Если он выполнял действие с предметом старым способом, мы проверяли, не забыл ли он новое название, при необходимости повторяли его, еще раз просили показать предметы, названные в инструкции. При стойком повторении действий согласно привычному значению предмета такое действие засчитывалось как ошибочное.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.223.255 (0.012 с.) |