Среднее время реакции (в млс) на звуки интенсивностью 40 — 120 дб и показатель наклона кривой вр у двух групп испытуемых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Среднее время реакции (в млс) на звуки интенсивностью 40 — 120 дб и показатель наклона кривой вр у двух групп испытуемых



Класс, группа     Зремя р еакции н а звуки,д Б Отношение
испытуемых                     ВР 40/120 дБ
                 
2-й класс I группа («сильные») 16 чел. 351,9 280,5 254,2 228,4 205,3 1,72
II группа («слабые») 14 чел. 274,1 242,9 215,2 198,6 191,2 1,43
Значение /-критерия Стьюдента 4,101*" 2,604** 3,20*** 2,702*** 1,206 7,312***
3-й класс I группа («сильные») 13 чел. 363,7 269,2 234,2 215,9 199,1 1,82
11 группа («слабые») 14 чел. 325,9 285,8 259,1 236,9 223,3 1,47
Значение /-критерия Стьюдента 2,705" 1,674 2,346*** 2,039* 2,150* 7,539***

 

Примечание. • р < 0,10; *• р < 0,05; *•* р < 0,01.

* «Психологический журнал». —Т.17. — № 1. — 1996. — С. 143.


Задание № 5. Эксперимент *

Можно ли, по вашему мнению, назвать эксперимен­том следующую ситуацию, в которой присутствуют два человека (41 и 42):

41: У кого из присутствующих есть фобии?

42: У меня возникает фобическая реакция, когда я еду на машине через мост, — я боюсь упасть в воду.

41: Если вы наблюдали за ней, то все, что вам нужно знать для того, чтобы ее изменить, вы уже знаете. Хотите ли вы избавиться от нее? Ограничивает ли эта фобия ваше поведение?

42: О, я так хотела бы избавиться от нее!

41: Вы уверены?

42: Да, я уверена. Я только не уверена в том, хочу ли я о ней рассказывать, но я уже рассказала!

41: Но вы могли этого и не делать! Можно было сохра­нить это в секрете. Мы не нуждаемся ни в каком содержа­нии. Фактически мы даже предпочитаем не знать содержа­ния. Есть ли тут кто-нибудь еще с фобией, кто не хочет раскрывать содержание? Всякий раз, когда мы приглаша­ем добровольцев, пусть они сохраняют содержание для себя. Никто из вас не знает, о чем думала Линда сегодня утром. Если мы что-то демонстрируем, то всегда используем эту форму, чтобы чувствовать себя свободно при демонстра­ции, мы делаем так, в частности, потому, что уважаем вашу интегрированность как человеческих существ — будь то в частной практике или на групповой демонстрации. Вы можете сохранять содержание для себя. Мы не нуждаемся в нем. Мы оперируем только с процессом. Содержание не имеет отношения к делу и, кроме того, часто действует угнетающе. Мы не хотим этого слушать. А вы, когда расска­зываете людям содержание вашей проблемы, выглядите как дурак. Хорошо, что мы вас прервали, пока вы не успели сказать, что там было за содержание, правда? ОК. Как вас звать?

42:Тамми.

41: Тамми. Очень хорошо. (Он нагибается и делает перед лицом Тамми несколько резких движений.) Тут годится любой странный невербальный аналог, в осо­бенности для клиентов, которые уже проходили психо­терапию. Вы должны сделать что-то, чтобы вывести их

* По кн.' Бэндлер Р, ГриндерДж. Из лягушек в принцы (нейролингви-стическое программирование): Пер. № 12892/2, Новосибирск, 1988.

из равновесия, нарушить привычные стереотипы. Ина­че они будут говорить вам то же самое, что говорили уже кому-то другому.

МЕТОД ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОНЯТИЙ

ПО СТ. П. Я. ГАЛЬПЕРИНА, Д. Б. ЭЛЬКОНИНА «ЖАН ПИАЖЕ. К АНАЛИЗУ ТЕОРИИ О РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ». -В КН.: ФЛЕЙВЕЛЛ ДЖ. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ. - М.,1967. - С. 609 и др.

«Вот почему мы придаем такое значение методу по­этапного формирования умственных действий и понятий:

в нем объединяется экспериментальная четкость условий с однозначным воспроизведением явления с заранее на­меченными, заданными свойствами. В этом методе разли­чаются две группы условий: условия построения действия и условия его усвоения; так как с помощью действия из его объектов выделяются определенные свойства, ко­торые в процессе поэтапного формирования превраща­ются в содержание понятий, то условия построения и усвоения действия составляют вместе с тем и основные условия их формирования.

В условия построения действия входит все, что необхо­димо испытуемому (И), обладающему необходимыми пред­варительными знаниями и умениями, чтобы с первого раза и каждый раз далее правильно выполнять новое дей­ствие; новое, т. е. действие, которое И выполнять не умеет и без какой-либо части этих условий может выполнить успешно лишь случайно. Такую систему условий мы назы­ваем «полной ориентировочной основой действия» (ОДП). Она представляет собой ясный, четко дифференцирован­ный план, в который входят: строение и характеристика объекта, явления или процесса — того, что подлежит воспроизведению; строение и характеристика исходного материала действия, затем его орудий и, наконец, его самого, то есть состав, последовательность и способ вы­полнения его отдельных операций. Все это объединяется в общую картину, и ее характеристика в целом составля­ет самостоятельный раздел плана.

В условия усвоения входит все, что обеспечивает фор­мирование действий, а на их основе и понятий с заранее намеченными, заданными свойствами. Здесь первое ме­сто занимает полнота «ориентировочной основы действия» и способ ее разъяснения, — от них зависят ход формиро-


вания и заключительные качества знаний и умений. Затем идут условия, обеспечивающие правильное применение ориентировочной основы действия. Это сначала ее внеш­нее изображение и такое же внешнее, развернутое и за­медленное выполнение ее (ОДП) указаний.

Для обеспечения желательного обобщения действия подбираются все типы материала (в диапазоне намечен­ного обобщения), а задания по этим типам предъявля­ются в порядке, максимально благоприятствующем от­делению существенного от несущественного. По мере обобщения материала и освоения общей схемы действия процесс ориентировки в условиях начинает сокращать­ся, а исполнение действия становится все более слитным и ускоренным. Эти изменения доводятся лишь до такой степени, которая необходима для перехода на следую­щий уровень освоения.

Он заключается в том, что все действие — и оно само, и его материал, и его общая схема (ОДП) пере­носятся в план громкой речи, подчиненной контролю другого лица и непосредственно не опирающейся на какие-нибудь внешние средства, кроме звуков самой речи. Здесь действие отрывается от своего первоначаль­ного материального плана и получает форму, в кото­рой оно может быть планомерно перенесено во внут­ренний умственный план благодаря ориентации на тре­бования контролирующего лица. И человек начинает относиться к своему действию с точки зрения других людей, а действие приобретает свойство, которое на­зывается сознательностью.

На следующей стадии это социализированное громко-речевое действие тщательно воспроизводится во внутрен­нем плане, где звуки речи сменяются ее звуковыми обра­зами. Так получается новая форма действия — «внешняя речь про себя». Требуя от испытуемого сообщения о ре­зультате каждой операции, мы сохраняем контроль и над этим, уже умственным, действием.

Когда и в этой форме действие выполняется правиль­но, быстро, безостановочно, мы снимаем поопераци­онный контроль, и тогда действие, уже хорошо к тому подготовленное, сокращается во всем, что освоено и только задерживало его течение. Благодаря такому сокра­щению действие приобретает форму, в которой для са­монаблюдения оно выступает как мысль — мысль об этом действии, его объектах и результатах.

Внешняя четкость разделения отдельных этапов зави­сит от того, как формируется ОДП. Если она преподно­сится в «готовом виде», то дальнейший ход формирова­ния идет с подчеркнутым разделением этапов. Если же ОДП составляется самим И путем решения последова­тельного и обширного ряда задач, предлагаемых Э, то этот первый этап растягивается, но зато на его протяже­нии одновременно происходит освоение нового содер­жания, ОДП и ее речевой формы.

Вследствие этого не только сокращаются последующие этапы, но и стираются границы между ними, нередко некоторые из них (этапов), особенно «громкоречевой» или «внешней речи про себя», уже не требуют специальной отработки и для неопытного глаза вообще перестают вы­деляться. Конечно, в этом случае особенно необходима проверка того, насколько действительно сложились те свойства действий и понятий, которые образуются на этих этапах, а эта проверка снова ведется по шкале поэтапно­го формирования.

Формирование действий и понятий по схемам поэтап­ной методики разрывает тесную связь, которая до сих пор наблюдалась и признавалась между качеством ум­ственных действий и понятий и возрастными особеннос­тями мышления детей.

Таким образом, процессы обучения и развития мыш­ления были отчетливо разграничены. Возможности тео­ретического обучения оказались значительно выше на­личного уровня мышления и гораздо большими, чем предполагалось до сих пор».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1. Формирующий эксперимент

Какие этапы формирования умственных действий и понятий представлены в следующих примерах:

1. Родители мальчика 6 лет уверяют, что их ребенок прекрасно умеет считать и решать задачи, ведь они сами его этому научили. Перед психологом лежит тетрадь, в которой ребенком решены сложные примеры и записаны решения задач, где выполнены действия сложения, вы­читания, деления, умножения.

Психолог показывает ребенку десять фишек и спраши­вает его:


— Если ты возьмешь себе половину фишек, то сколько фишек останется у меня?

Мальчик с недоумением смотрит то на фишки, то на психолога. После повторения вопроса ситуация не изме­нилась.

Психолог записывает в тетради мальчика такой при­мер: 10:2=? Ребенок сразу выполняет действие в уме и верно называет ответ, записывая его.

2. Мальчику-первокласснику предлагается задание со­ставить рассказ, где действуют арбуз, кот, банан, авто­мобиль. Все предметы, о которых должна идти речь, чет­ко и в цвете изображены на карточках, которые выложе­ны перед ребенком.

Ребенок придумывает короткий рассказ (сам объявля­ет о его окончании), где действуют только арбуз и кот.

3. Ребенок, который давно читает про себя, встречая в тексте незнакомое слово, прочитывает его шепотом по слогам.

4. Ребенок обрывает взрослого, пытающегося ему объяс­нить, кто и что делает:

— Не говори словами, я все глазами понимаю.

5. Маленький ребенок пробует написать букву и со­крушается: «Почему мои руки глаз не слушаются?»

Задание № 2. Для самопроверки

Их можно использовать для самопроверки или группо­вой проверки на занятиях.

1. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Любая система объективного научного знания может быть ис­пользована в качестве...... познания действительности».

2. Вместо точек вставить пропущенные слова:

«Метод — это определенным образом упорядоченная...... для достижения поставленной цели».

3. Вместо точек вставить пропущенные слова:

«Метод — это «совокупность...... и операций практи­ческого и теоретического освоения действительности».

4. Вместо точек вставить пропущенные слова:

«Важен не только хороший метод, но и опыт его........

5. Вместо точек вставить пропущенные слова: «Основу объективного метода в психологическом исследовании составляет единство сознания и........

6. Вместо точек вставить пропущенные слова:

«Наблюдение становится методом в том случае, если оно не ограничивается регистрацией психологических......

а приходит к научному объяснению вызвавших их........

7. Вместо точек вставить пропущенные слова:

«Эксперимент предполагает активное...... исследова­теля в изучаемый процесс».

8. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:

«Психология — это наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанав­ливаются внечувственным путем, интроспективно».

9. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:

«Психология — наука, изучающая процессы актив­ного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятии, понятий, чувств и других явлений психики».

10. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:

«Психология — наука о закономерностях, механиз­мах и фактах психической жизни человека и животных».

11. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:

«Психология — наука о феноменальных (бестелес­ных) сущностях, которые образуют содержание отдель­ного «Я», т. е. сознания индивида.

12. Расскажите ваше мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Единственный источник познания психических про­цессов есть само наблюдение».

13. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:

«О сознательности человека судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что и как он делает».

14. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:

«Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или других действиях, дви­жениях, речевых реакциях, в изменениях работы внут­ренних органов и т. д».

15. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:

«Чужой душевной жизни мы не можем воспринять, сама она навсегда остается вне пределов возможного опыта».

16. Выскажите ваше мнение по поводу следующего выс­казывания:

«При изучении психических явлений всегда следу­ет устанавливать материальные причины их возникно­вения».

17. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:

«Психическое определяется только психическим, поэтому невозможно ставить эксперимент над мыслью».

18. Сформулируйте ваше отношение к высказыванию:


«Предметом психологии является не внутренний мир сам по себе, а отражение во внутреннем мире внешнего мира, иначе говоря, активное взаимодействие человека с реальностью».

19. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Знание методологии важнее знания самой дисцип­лины... Для творцов науки важнее всего сам светильник, т. е. метод, освещающий дорогу, нежели пройденный уча­сток пути»\

20. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Ни одна теория не рождается без участия соответ­ствующего метода. И все же во взаимодействии теорети­ческих знаний и методов первичными оказываются те или иные объективные связи, отношения объективного мира, зафиксированные в человеческих знаниях».

21. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Метод — это та же теория, но повернутая своим острием на процесс дальнейшего познания и преобразо­вания мира».

22. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Метод — самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследо­вания. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет рабо­тать впустую и не получит никаких ценных, точных зна­ний».

23. Выскажите свое мнение по поводу следующего утверждения:

«С непогрешимой достоверностью я различаю только свои ощущения, свои мысли и чувства, ни о чем другом я не имею такого отчетливого знания, как о порождениях собственной души — незримых для других психических продуктах».

24. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Мыслящий индивид не может расщепиться так, чтобы одна его часть рассуждала, а другая наблюдала за рассуждениями».

25. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Поскольку психика — это особый, замкнутый в себе внутренний мир, особая духовная субстанция, не связан­ная с внешним миром, то ее познание возможно только единственным способом — внутренним зрением, интрос­пекцией».

26. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Объективный метод в психологии требует, чтобы объяснение субъективного как вторичного, производного шло из того объективного, что является по отношению к психике первичным».

27. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Все материальное, физическое, внешнее дано опос­редованно через психику, психические же переживания субъекта есть единственная первичная, непосредственная данность. И поэтому данные интроспекции абсолютно достоверны, безошибочны».

28. Выскажите свое мнение по поводу следующего ут­верждения:

«Метод самонаблюдения, как один из наиболее ча­стных и специфических методов, имеет достаточно узкую, хотя и разнообразную, сферу применения. Его едва ли целесообразно использовать как самостоятельный метод. Вместе с тем он может быть эффективным дополнением и источником ценного материала в структуре психологи­ческого исследования в комплексе с другими методами... Ни один из психологических методов не гарантирует по­лучения совершенно достоверных и ценных научных дан­ных».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.037 с.)