Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ПРОГРАММА № 2 (ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Ощущения, восприятия 1. Острота восприятии. Способность улавливать самые тонкие и малозаметные разницы между отдельными ощущениями. Количественная сторона. В сумерках и темной ночью хорошо видит, распознает самые мелкие звезды на небе, свободно разбирает мелкую печать. Улавливает самый незначительный шорох, чрезвычайно слабые и отдаленные звуки. Ясно и отчетливо различает самые слабые прикосновения, запахи и т.д. Качественная сторона. Хорошо подбирает цвета, различая тончайшие их оттенки. Обладает музыкальным слухом, способностью улавливать разницу между самыми близкими тонами. Тонко распознает различные запахи (например, разные духи). Не замечается ли преобладания одного какого-нибудь рода ощущений над всеми остальными. 2. Обилие и богатство восприятии. Наблюдателен: замечает все, что происходит вокруг него. Когда рассматривает что-нибудь, то ни одна мелочь не ускользнет от его внимания. Чрезвычайно подробно изучает все, что его привлекает. 3. Точность восприятии. Все его наблюдения, описания, рассказы о только что виденном или слышанном вполне соответствуют действительности; как отдельные подробности событий, так и их взаимные отношения переданы совершенно точно. Или же все его описания, даже при внимательном отношении к предмету, полны ошибок, неточностей и пробелов. II. Память 4. Запоминание. Хорошо запоминает предметы, лица, события, разговоры, хотя бы только один раз им виденные и слышанные. Легко и быстро заучивает самые длинные стихотворения и прозаические отрывки. В короткое время может усвоить во всех подробностях рисунок или описание сложного прибора, здания, местности. 5. Сохранение в п а м я т и. (Продолжительность сохранения и количество сохранившихся подробностей.) То, что раз видел или усвоил, сохраняет в памяти очень долго. По прошествии многих дней, месяцев, даже лет помнит все подробности событий почти так же хорошо, как помнил их на другой день. Или же все впечатления быстро изглаживаются из памяти, воспоминания очень бедны, отрывочны и неполны. 6.Способность узнавания. Легко узнает все то, что когда-нибудь видел, слышал, читал (лица, предметы, местности, музыкальные произведения, стихотворные отрывки и т. д.). Точно и правильно различает все старое, знакомое от нового, незнакомого. Или же не узнает даже тех людей, с которыми несколько раз встречался и разговаривал. 7. Легкость воспроизведения. В случае надобности или когда сам этого захочет, тотчас же припоминает все, что нужно. Или же воспроизведение совершается с большим трудом, приходится справляться с записной книжкой, спрашивать окружающих и т. д. Только в том случае может припомнить все подробности какого-нибудь (не особенно важного) происшествия, когда окружающая обстановка, разговоры и его собственное настроение напоминают ему о случившемся. 8. Точность воспроизведения. При чтении наизусть стихотворения, при пересказе прочитанного делает очень мало ошибок. Припоминая какое-нибудь событие, описывает совершенно правильно все те (хотя бы и очень немногие) подробности, которые сохранились в его воспоминании. Или же число ошибок очень велико, виденные ранее события передает (даже при самом добросовестном отношении к делу) очень неточно, часто перепутывает подробности, перемешивает лица, делает собственные вставки и т. д. 9. Прео б л ад ание одного из видов памяти (память материальная и формальная). Хорошо запоминает и удерживает в памяти: отдельные звуки и их сочетания, мелодии и отрывочные фразы; отдельные цифры и числа; движения, лица, картины, отдельные местности. Или же: ритм и быстроту звуков и движений, геометрические фигуры, чертежи. Не преобладает ли один какой-нибудь из этих видов в памяти над другими. 10. Тип воспроизведенных представлений (зрительный, слуховой, моторный и смешанный). Во всех его воспоминаниях, мечтах и сновидениях преобладают яркие, живые зрительные образы, подробно и точно может описать их цвет, форму, положение. Обладает способностью к живописи. Или же преобладают слуховые образы (способность к музыке) и воспоминания о движениях. II. Способность точно локализировать воспроизведенные представления. Всякий раз может точно определить, когда и при каких обстоятельствах видел данного человека. Может указать, в какой книге и в каком месте страницы находится цитированная им фраза. III. Ассоциации 12. Обилие или бедность ассоциаций. Каждое впечатление вызывает целый ряд мыслей, воспоминаний и образов. Обладает неисчерпаемым запасом тем для разговора, большим количеством самых разнообразных сведений. Или же круг представлений очень узок и ограничен, воспоминания немногосложны. 13. Развитие внешних а с с о ц и а ц и и. Рассказывая о чем-нибудь, передает подряд все то, что он видел и слышал, не заботясь о внутренней связи. В рассуждениях преобладают поверхностные аналогии. Заучивает не по смыслу, а чисто механически. Повторить заученное может лишь в том порядке, в каком его усвоил, иначе становится в тупик и все забывает. 14. Развитие внутренних ассоциаций. Не довольствуясь простым пересказом событий, старается передать их внутреннюю, причинную связь. IV. Внимание 15. Легкость привлечения внимания. Всякая перемена в окружающей обстановке, все необычайное, выдающееся, а также все, что сколько-нибудь затрагивает его чувства и интересы, тотчас привлекает его внимание. Или же наоборот — ко всему относится невнимательно. 16. Сила сосредоточения внимания. Сосредоточившись на каких-нибудь внешних впечатлениях или углубившись в свои собственные мысли, совершенно не замечает окружающего; чтобы отвлечь его, нужно несколько раз назвать по имени, тронуть за плечо и пр. Или наоборот — ничтожное неудобство, помеха, громкий разговор тотчас же развлекает. 17. Развитие произвольного внимания. Если нужно, может сосредоточить внимание даже на скучном и неприятном предмете. По желанию или в случае нужды легко переносит внимание с одного объекта на другой. Или же занимается только тем, что пред- ставляет интерес в данную минуту, бросая дело тотчас же, как только найдется другой, более интересный объект. 18.У с т о и ч и в о с ть или неустойчивость внимания. Долгое время может заниматься одним и тем же предметом, поддерживать разговор на одну и ту же тему. Или, наоборот, беспрестанно меняет тему разговора, спросив что-нибудь, не дослушивает объяснения и задает уже новый, посторонний вопрос. 19. Объем внимания. Может ли заниматься несколькими делами одновременно. V. Мышление 20. Наклонность к составлению суждений. По поводу сколько-нибудь значительного факта начинает рассуждать, сопоставлять его с другими и делает выводы. Наклонность перерабатывать и дополнять свои прежние впечатления, мысли и воспоминания, как только опыт даст что-нибудь новое. Или же совершенно не способен рассуждать, не в состоянии понять самой простой мысли, не замечает вопиющих противоречий в своих суждениях. 21.Пра в и льно с т ь, обоснованность суждений. Значительное большинство его мнений и взглядов вполне соответствует действительности. На его суждения можно положиться, так как они все достаточно обоснованны. 22. Субъективность или объективность суждений. В своих суждениях о предметах, людях и событиях передает, главным образом, то впечатление, которое они на него произвели. Оценивает их значение всегда с точки зрения своих собственных взглядов, не будучи способен встать на чужую точку зрения. Или же рассматривает их вполне объективно. Пример: противоположность между художественным и научным отношением к объекту. 23. Большая или меньшая способность к отвлечению. Всегда занят каким-нибудь общим вопросом. Каждое отдельное явление природы или факт общественной жизни умеет обобщить, отыскав в нем черты, общие для целого класса явлений. Собирая растения, камешки, рисунки, всегда делит их на группы по известным общим признакам. Может дать более или менее точное определение различным отвлеченным понятиям. Наклонность к занятию отвлеченными науками: математикой, философией. Противоположные качества: каждое явление интересует его само по себе, без всякого отношения ко всему остальному. Каждый отдельный факт всегда представляет себе образно, конкретно, со всеми подробностями. Отвлеченные мысли и рассуждения старается для ясности иллюстрировать примерами, схемами, рисунками. 24. Широта или узость понятий. Все его взгляды и наблюдения отличаются значительной узостью и односторонностью. Педант и формалист, из-за частностей не видит главного, из-за средств забывает о цели. Наклонность к мелочной специализации. Или же обладает широким кругозором, способностью понимать и оценивать самые разнообразные и противоположные явления. 25. Способность к умозаключению. В области, ему хорошо знакомой, очень дальновиден: задолго вперед может рассчитать все возможные комбинации и предсказать вероятные последствия поступка. В своих рассуждениях очень последователен. Обладает способностями формальной логики, математики и т. п. 26. На к л онно с ть к анализу и синтезу. Приступая к ознакомлению с каким-нибудь предметом, прежде всего подробно изучает одну за другой отдельные его стороны, не оставляя без внимания ни одной мелочи. Или же, наскоро ознакомившись с некоторыми подробностями вопроса, старается, исходя из них, сразу представить себе общую организацию дела, уловить главные причины явления. 27. Наклонность к индукции и дедукции. Делает вывод только тогда, когда собрано достаточно фактов, вообще в своих суждениях придерживается фактов и старается не слишком удаляться от них. Или же, усвоивши себе известный принцип или закон, делает из него обширные и разнообразные выводы, не считаясь уже более с фактами. VI. Речь 28. Обилие словесных образов. Обыкновенно не чувствует недостатка в словах и выражениях. Для каждого предмета, для каждой мысли у него тотчас имеется целый ряд слов, названий, готовых фраз и оборотов речи. Или же речь очень бедна, в ней часто повторяются одни и те же слова и обороты. 29. Преобладающий тип словесных образов. Каким образом охотнее читает и заучивает, про себя или вслух? Каким образом охотнее заучивает — по книге или с чужих слов? Если по книге, то заучивает ли молча, следя только глазами, или же повторяет слова про себя? Что больше сохраняет в памяти: строчки, буквы, печатный шрифт или звуки, рифмы? 30. Легкость сочетания словесных образов. Речь льется плавно, связно и свободно, без всяких задержек. Легко и быстро пишет письма, сочинения и т. п. Или же речь и письмо изобилуют тяжелыми, неуклюжими оборотами, каждую фразу по нескольку раз исправляет и переделывает. 31.Связь представлений и понятий с их словесными обозначениями. Для каждого предмета или отношения находит самые подходящие, наиболее соответствующие названия и обороты речи. VII. Воображение 32. Способность к образованию новых представлений и их комбинаций. Высказываемые мысли часто бывают новы, оригинальны, не похожи на все прежнее. Или, наоборот, шаблонны, являются повторением общеизвестных истин. Изобретателен, находчив. Легко решает загадки, шарады. По нескольким данным ему намекам может легко составить себе целую картину какого-нибудь события или местности. Способность к сочинению стихов, повестей и т. д. Способность к остроумным научным гипотезам, техническим гипотезам, открытиям. 33. Богатство или бедность воображения. Все создания его воображения отличаются крайней несложностью, примитивностью; или же, наоборот, изобилуют богатством образов, сравнений и т. д. На одну и ту же тему может придумать целый ряд различных вариаций. 34. Живость, яркость воображения. Образы фантазии до того ярки, что в воспоминании иногда перемешивает их с действительностью. Или же они бледны, неясны и неопределенны, с трудом поддаются описанию и передаче. 35. Степень реальности новообразованных представлений. Его стремления и замыслы, даже самые широкие и отдаленные, вполне осуществимы и не заключают в себе ничего несбыточного. Его научные построения вполне оправдываются дальнейшим опытом; различные технические усовершенствования, планы и проекты оказываются практическими и целесообразными. Или же, наоборот, склонен мечтать, строить воздушные замки, составлять фантастические гипотезы и неосуществимые проекты. Противоположность между реализмом и идеализмом в искусстве.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.52 (0.013 с.) |