Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. - мгу, 1969 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. - мгу, 1969



С. 283. «Особенно отчетливо выступает патология мне-стической деятельности при поражении лобных долей мозга в опытах с заучиванием материала, состоящего из большого числа элементов (например, из 10 — 12 слов или цифр).

Если нормальному испытуемому в целях запоминания несколько раз подряд предъявляется подобный ряд, он, чтобы лучше выполнить эту задачу, сравнивает данный ряд с воспроизведенным, обращает специальное внима­ние на пропущенные слова, постепенно увеличивает чис­ло заученных слов и т. п.

Больной с выраженным «лобным синдромом» дает со­вершенно иную тактику выполнения этого задания. Как правило, он сразу удерживает лишь небольшое число слов или цифр (не больше 3 — 4) и при дальнейшем предъяв­лении образца продолжает повторять те же элементы, не сличая своих результатов с заданным рядом. Если он один раз допускает какую-либо ошибку, то инертно продолжа­ет повторять ее без всякой коррекции. Весь дальнейший процесс запоминания представляет собой чаще всего про­стое воспроизведение непосредственно удерживаемой группы без всяких активных попыток расширения числа удержанных элементов. Поэтому «кривая запоминания» приобретает характер «плато», остановившегося на низ­ком уровне (3—4 удержанных слова или цифры), не об­наруживая никакой тенденции роста. На рис. 50 мы при­водим несколько подобных кривых, взятых нами из опы­тов, проведенных Б. В. Зейгарник.

Нарушение активного характера мнестических про­цессов у больных с поражением лобных долей мозга проявляется и в том глубоком изменении «стратегии» за­поминания, которое выступает у этих больных в опытах с заучиванием. Как было показано выше в опытах Хоп-пе (1930), нормальный испытуемый, приступающий к выполнению определенного задания, формулирует для

Рис 50


себя определенный «уровень требований», учитывая успех или неуспех своих прежних действий. Так, запом­нив 6 слов, такой испытуемый не берется при следую­щем повторении ряда сразу запомнить 10 или 12 слов. Не выполнив соответствующего намерения, он не повыша­ет дальнейших требований к себе, прежде чем не спра­вится успешно с предшествующей задачей.

Такая «стратегия» уровня требований, как правило, сохраняющаяся при поражениях задних отделов мозга, резко нарушается у больных с «лобным синдромом». Ди­намика «уровня требований» при этом поражении извра­щается по сравнению с нормой, и на вопрос, сколько слов больной берется запомнить, он продолжает повто­рять одну и ту же цифру, не согласуя ее с уже достигну­тыми результатами. Рис. 50 приводит пример такого пато­логического изменения динамики «уровня требований» у больных с поражением лобных долей мозга, раскрываю­щий еще одну существенную сторону нарушения мнести-ческой деятельности этих больных.

Глубокое нарушение структуры мнестической деятель­ности больных с поражением лобных долей мозга высту­пает с особенной отчетливостью в опытах с так называе­мым опосредствованным запоминанием.

Еще 30 лет назад А. Н. Леонтьев (1931) показал, что развитие процессов запоминания в детском возрасте идет по пути выработки все более и более сложных форм опо-средствования, под которыми он понимал использова­ние вспомогательных связей с целью лучше запомнить тот или иной материал. Предложенный им метод давал возможность объективно исследовать этот процесс ис­пользования вспомогательных связей и измерить его эф­фективность. Существо опыта заключается в том, что ис­пытуемому предлагается запомнить ряд слов, каждый раз выбирая какую-либо картинку или делая на бумаге ус­ловную заметку. Просматривая затем отобранные кар­тинки или сделанные заметки, испытуемый должен вос­становить в памяти образованную им вспомогательную связь и с помощью этой связи воспроизводить требуе­мое слово.

Опыты, проведенные с помощью этой методики над больными с поражениями задних (височных и теменно-затылочных) отделов мозга, показали, что использова­ние вспомогательных связей для процесса запоминания остается у них принципиально сохранно. Более того, на использовании таких вспомогательных связей у данных

больных можно строить процесс восстановительного обу­чения (А. Р. Лурия, 1948).

В отличие от этого больные с поражением лобных до­лей мозга дают в данных опытах совсем иные результаты. Процесс образования вспомогательных связей, которые должны в дальнейшем сыграть роль средства для воспро­изведения заданного слова, глубоко нарушается, и даже возникшая ассоциативная связь между заданным словом и картинкой, как правило, не используется такими боль­ными. Поэтому последующее предъявление картинки не возвращает их к нужному слову, а чаще всего является лишь источником для появления побочных ассоциаций.

Опыты с опосредствованным запоминанием у больных с поражением долей мозга показывают, таким образом, что основной дефект мнестической деятельности в таких случаях связан с тем, что у них страдает не столько само возникновение словесных связей и ассоциаций, сколько избирательное использование этих связей соответственно с поставленной перед больным задачей.

Таким образом, нарушение структуры мнестической деятельности, использующей для запоминания ряд вспо­могательных средств, оказывается важным признаком на­рушения высших психических процессов при поражении лобных долей мозга».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1. Исследование процесса заучивания

С. 377. «Процессы заучивания и их изменения при патологических состояниях мозга также принадлежат к чис­лу наиболее хорошо изученных в современной общей и специальной психологии.

Наиболее существенное значение имеет анализ того, какие приемы применяет больной в процессе заучивания, как нарастает объем удержанного материала по мере зау­чивания и как больной относится к своим ошибкам, если они имеют место.

Для исследования процесса заучивания испытуемому предъявляют ряд слов (или цифр), не связанных между собой, число которых выходит за пределы того, что он может запомнить. Обычно такой ряд состоит из 10 — 12 слов или 8—10 цифр. Испытуемому предлагается запом­нить этот ряд и воспроизвести его в любом порядке. После записи числа удержанных элементов ряд предъявляется


снова и результаты снова записываются. Такая процедура повторяется 8—10 раз, и полученные результаты изобра­жаются в виде «кривой памяти». Для того чтобы лучше проследить за порядком запоминания и воспроизведения ряда, исследующий отмечает каждое воспроизведенное слово номерами, соответствующими порядку их воспро­изведения.

Очень полезно сочетать данный опыт с исследованием того, как меняется «уровень требований», предъявляемых испытуемым к процессу своего запоминания, и как это изменение зависит от учета достигнутых в предшествую­щем опыте результатов. Для этой цели испытуемого, ко­торый только что запомнил определенное количество слов, спрашивают, сколько слов он берется запомнить в после­дующем повторении ряда, после чего переходят к даль­нейшему заучиванию.

В результате протокол опыта с заучиванием приобре­тает следующий характер:

№№ Уровень Реаль­                                    
п/п требо­ ный дом лес кот ночь стол игла пирог звон мост
    ваний резуль­                                    
        тат                                    
  -         -   - - -  
            -     - -  
                  - -  
                  -    
                       

 

Примечание: цифры указывают на порядковые номера воспроизведе­ния слов.

Показатели результатов каждого опыта вычерчиваются в виде «кривой заучивания», которая, как правило, обна­руживает непрерывный рост с различным темпом. Боль­ные с общемозговыми изменениями корковой деятель­ности так же, как и больные с очаговыми поражениями задних отделов мозга, как правило, сохраняют те каче­ственные особенности процесса заучивания, которые ха­рактерны для нормальных испытуемых. Они ставят перед собой задачи, учитывающие результаты, полученные в предшествующем опыте, и их «уровень требований» обыч­но несколько превышает то число элементов, которое им удалось запомнить. Они стараются заучивать предложен-

НОРМА

РИГИДНАЯ КРИВАЯ

ные слова в извест­ном порядке, каж­дый раз обращая внимание на те сло­ва, которые им не удалось запомнить в предшествующий раз. Они относительно редко делают ошиб­ки, воспроизводя слова, не фигуриро­вавшие в предложен­ном ряду, и обычно не повторяют допу­щенной ошибки много раз подряд.

Результаты заучи­вания этих больных, однако, могут су­щественно отличать­ся от тех, которые обнаруживают здо­ровые испытуемые. Очень часто «кривая запоминания» растет у них очень медлен­но, а объем доступ­ного для заучивания материала оказыва­ется значительно ни­же нормального; во многих случаях боль­ной не может запом­нить больше 5—6 слов. Характерно, что ограниченный предел запоминания часто ведет к тому, что больной, который один раз запомнил определенную группу слов, при последующем предъявлении воспроизводит совершен^ но другую группу слов и пропускает те, которые он неод­нократно раньше воспроизводил.

Во многих случаях на ходе опыта начинает сказываться истощение, вследствие чего «кривая запоминания», дос­тигнув вершины при 4 — 5-м повторении, начинает сни­жаться и приобретает «куполообразный» характер. На рис. 51 приводятся образцы нормальных и патологических «кри­вых заучивания».

ИСТОЩАЮЩАЯСЯ КРИВАЯ

Рис.51


Другие результаты получаются при исследовании боль­ных с отчетливо выраженным «лобным синдромом». Мно­гие из этих больных проявляют патологические особен­ности в «уровне требований»; в ответ на предложение ска­зать, сколько элементов предложенного ряда они берутся запомнить, они называют любую цифру, часто совершенно не учитывая реальных возможностей. Иногда они инертно продолжают называть невысокую цифру, даже после того, как их реальные результаты оказались выше этой цифры.

Запоминая ряд, они часто воспроизводят слова в слу­чайном порядке, не выделяя специально тех слов, кото­рые они при предшествующем предъявлении не запом­нили, и в своем воспроизведении нередко продолжают пассивно давать случайный, неповторяемый ими стерео­типный ряд слов. Сделав ошибку, эти больные, как пра­вило, продолжают повторять ее при всех дальнейших вос­произведениях, не пытаясь ее исправить. Нередко они повторяют одно и то же слово дважды, также не корриги­руя допущенной ошибки.

«Кривая заучивания» этих больных часто отражает инак-тивный характер процесса запоминания и обычно не под­нимается выше определенного предела, принимая харак­тер обычного плато.

Описанные опыты позволяют сделать ценные выводы об особенностях процессов активной психической деятель­ности, характерных для различных групп больных».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.014 с.)