Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика «конструирования предмета»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Суть заданий этой методики состоит в том, что ребенку предъявляется набор слов, обозначающих признаки, и предлагается назвать как можно больше предметов, обладающих этими признаками. Таких наборов было несколько, а число признаков в каждом наборе одинаково. При составлении наборов слов мы стремились, чтобы каждый из них очерчивал максимально широкий класс объектов. Вот примеры таких наборов: 1. Горячий 2. Зеленый 3. Узкий Мягкий Твердый Черный Желтый Быстрый Прямой Большой Длинный Круглый (Эти наборы печатались на отдельных карточках. —А. Г.) ...Инструкцию в ее традиционной форме мы заменяли «введением» в экспериментальную ситуацию, по ходу которого ребенок и усваивал ряд требований, которые он должен был соблюдать. Делалось это в следующей форме: Э к с п. — Сейчас мы будем с тобой отгадывать загадки. Ты когда-нибудь отгадывал загадки? И с п. — Отгадывал. Э к с п. — Ну назови мне какую-нибудь загадку. И с п. — (Называет). Э к с п. — Хорошо. Но мы с тобой будем отгадывать немного другие загадки. Вот скажи мне, например, что такое может быть: красное, сочное, сладкое? И с п. — Яблоко. После этого следует совместная проверка признаков. Э к с п. — (останавливает его). Хорошо. Ты говоришь «яблоко». А оно сладкое? И с п. — Сладкое. Э к с п. — Оно сочное? И с п. — Сочное. Э к с п. — Оно красное? И с п. — Бывает красным. Э к с п. — Вот видишь, ты назвал один предмет, и к нему подходят все (выделяет голосом) три признака. Так? И с п. — Так. Э к с п. — А теперь назови мне еще какие-нибудь предметы с этими признаками. И с п. — Помидор. Э к с п. — Все признаки подходят к помидору? И с п. — Все. Э к с п. — А еще какой-нибудь предмет? И с п. — Вишня. Затем следовало резюме. Э к с п. — Значит, что мы с тобой делали? Я называл тебе несколько признаков, а ты называл предмет, который имеет все эти признаки. И таких признаков может быть несколько. Так? И с п. — Так. Если экспериментатор не был уверен, что испытуемый понял, что от него требуется, то давалось еще одно задание такого же типа, но с другим набором признаков. После этого переходят к основным заданиям. Э к с п. — Вот такие загадки мы и будем с тобой отгадывать. Они написаны у меня здесь на карточках. Перед испытуемым кладут первую карточку, на которой написаны печатными буквами четыре слова, обозначающие признаки предмета. Э к с п. — Прочти вслух. И с п. — (читает). Э к с п. — А теперь назови мне такой предмет, у которого есть все (выделяется голосом) эти признаки *. Если испытуемый называет какой-либо предмет, то задается вопрос: «Какие признаки к нему подходят?» Если он называет эти признаки, то задается еще несколько вопросов для выяснения сути дела: есть ли вообще связь между признаками и предметом, т. е. явилось ли называние имени предмета следствием осознания (понимания) самим испытуемым связи всех использованных признаков? Пусть на группу признаков — «зеленый, твердый, длинный» назван «автомобиль». Э к с п. — Какие признаки подходят к нему? И с п. — Все. Э к с п. — Ну, а что значит, что автомобиль быстрый? И с п. — Это значит, что он обладает большой скоростью. Э к с п. — Так. А твердый? * Если исполнитель не может сразу придумать ответ или отказывается от него, то в ответе можно использовать два любых признака, а не все три. И с п. — Это значит, что он из металла. Надавишь, и следа не останется. Э к с п. — Хорошо. А другие признаки? И с п. — Зеленый — это значит его покрасили в такой цвет. Например, военная машина. Длинный — это значит он удлиненной формы, например военная машина. Э к с п. — Хорошо. Теперь назови мне еще предмет с этими же признаками. Если ребенок придумывает новый предмет, то задаются аналогичные вопросы. Если испытуемый не называет больше предметов, то предлагается карточка с новым набором признаков. Все ответы испытуемого фиксировались в протоколе. Фиксировались также его поведение во время опыта, легкость принятия задания, эмоциональное состояние. Выделенные параметры и их варианты А. Количество учитываемых признаков. Рассмотрим варианты этого параметра: признаков не больше 2; признаков не больше 3; признаков не меньше 4. Б. Количество используемых классов предметов и количество называемых предметов. Число классов 0; число предметов 12 (используют один признак, называют много предметов); число классов до 2; число предметов до 3; число классов до 3; число предметов до полного объема класса. В. Характер связи признаков с предметом. Ассоциативное соотнесение — не могут учесть одновременно более одного-двух признаков. Комбинаторное соотнесение — всеми заданными признаками обладает не каждый предмет, а только его «части» или вся совокупность названных предметов. Целостное конструирование — подбирается предмет, для которого заданные признаки являются определительными (атрибутивными) признаками....Все заданные признаки относятся ко всему объекту в целом. Конфабулятивное соотнесение. Испытуемый старается учесть максимально большое число заданных свойств, теряет предмет, привлекая нереальные, вымышленные обстоятельства, когда он «сочиняет» и «фантазирует» при обосновании своего использования выбранных признаков. Полученный экспериментальный материал позволяет в настоящий момент выделить две принципиально различные формы организации содержания сознания, обуславливающие в конечном счете и специфику того или иного содержания, и специфику соответствующей позиции ребенка. «Эмпирическая» форма организации Свойства вещей, открываемые ребенком в ситуации практического функционирования, в процессе утилитарного потребления и в опыте манипулирования вещами, являются главными образующими «эмпирической» формы организации... Любое из них может быть абстрагировано от предмета и противопоставлено ему, любое из них может стать, по существу, фактическим заместителем этого предмета....Они оказываются в одном-единственном отношении друг к другу — отношении рядоположенности, простого сосуществования. Принятие связи между впечатлениями и мыслями ребенка за связи вещей, житейские ситуации в целом в качестве детерминанты объединения разнородных объектов в некоторую общность — вот неполный ряд оснований такой формы упорядоченности опыта ребенка. «Теоретическая» форма организации При такой форме организации делается попытка определить предмет во всем многообразии его проявлений и взаимосвязей. С самого начала он оказывается не рядопо-ложенным с другими, а некоторым элементом системы более высокого порядка как точка пересечения многих объективных отношений субъекта, приобретая тем самым антициптирующее значение в процессах сознания. В конечном счете это ведет к тому, что становится возможным дальнейшее, все расширяющееся отражение предметных отношений, которое имеет решающее значение при становлении понятийной иерархии в организации опыта ребенка. Плоскости анализа: 1) Внешнее выражение успешности при решении задач на синтезирование: а) число элементов, которое может быть использовано при конструировании объекта; б) продуктивность. 2) Механизмы, лежащие в основе успешности: а) способ организации заданных элементов; б) «манера» подхода к проблемной ситуации. 3) Плоскость содержания, в которой осуществляется организация опыта ребенка: а) форма организации содержания сознания. В возрастном аспекте эти изменения (параметров сознания.— А. Г.) суть результаты обучения и развития ребенка. Относительной самостоятельностью обладают следующие параметры: способ организации и форма организации предметного содержания сознания, которые, в сущности, и лежат в основе ряда других особенностей. Характеристика групп испытуемых (учащиеся I—ГУ классов) -—-~-——— -,^„,ww«iuT«a nniulHUQ
Задание № 6. Эмпирическое исследование общей структуры деятельности* С. 118. «Общая структура деятельности — один из компонентов целостной структуры личности. В общем виде это система некоторых устойчивых психологических образований, сконцентрировавших в себе опыт участия индивида в прежних деятельностях и оказывающих существенное влияние на характер выполнения новой деятельности. * См. кн.: Опыт системного исследования психики ребенка/Под ред. Н. И. Непомнящей. — М., 1975. Следовательно, это особое личностное образование....Особая связь психического и поведения. Оно существует в тесной связи с другими компонентами структуры личности — с ценностью и конструкцией сознания. Ход эксперимента «Елочные игрушки». Эксперимент проводился в форме индивидуального устного собеседования. Сначала дается устно первая, основная инструкция (И—1): «Представь себе, что тебя позвали в детский сад помочь. Ты пришел, а заведующая говорит: «Знаешь, (имя ребенка), ведь у нас детский сад особенный: у нас живут дети, папы и мамы которых уехали надолго, на целый год. Маленькие дети скучают, плачут. Мы хотим их развеселить и устроить веселый праздник елки. Не мог бы ты нам помочь? Надо сделать елочные игрушки — столько, чтобы хватило всем. Мы их потом подарим детям». Затем экспериментатор говорит как бы от себя: «Если бы тебя так позвали и попросили помочь — ты бы согласился?» Если ребенок выражает согласие, то экспериментатор продолжает: «А сейчас ты мне просто расскажешь, если тебя позовут помочь, как и что ты будешь делать. Поподробнее расскажи». Если ребенок начинает рассказывать не об изготовлении елочных игрушек, а перечисляет названия игрушек, говоря о самом празднике и т. п., дается вторая инструкция (И—2): «Расскажи, как ты будешь делать елочные игрушки». Если затем речь идет не об изготовлении какой-либо определенной игрушки, а об изготовлении игрушек вообще, то дается третья инструкция (И—3): «Расскажи о какой-нибудь одной игрушке — как ты ее будешь делать». Каждый испытуемый самостоятельно рассказывает об изготовлении 3—4 игрушек. Выделенные параметры Анализ рассказов дает возможность выделить следующие параметры, по которым отличаются особенности описания деятельности у разных детей: — 1-й параметр: место будущего продукта (представления о нем) в описании деятельности. Здесь выделяются различные варианты — от полной детерминации процесса изготовления будущего продукта до полной невыделенное™ его как особого элемента деятельности; — 2-й параметр: выделенность объективной или операционной стороны деятельности; — 3-й параметр: включение в рассказ ситуаций, не связанных непосредственно с изготовлением продукта.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.196 (0.012 с.) |