Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. - Л. , 1925Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С. 59 — 60. «Итак, что такое сознание и в чем обнаруживается его деятельность?...В чем заключается особенность сознательного процесса? Для того чтобы объяснить это, я приведу пример. Положим, я сплю крепким сном без сновидений, затем я начинаю что-то испытывать, что-то совершенно неопределенное, какой-то толчок. Я не знаю, что это такое, не знаю даже — зрительное ли это впечатление или осязательное, слуховое. Вместе с тем это ощущение является очень смутным и слабым. Мало-помалу я начинаю различать звук, и он делается все более сильным, ощущение становится более ясным, отчетливым. Я начинаю слышать членораздельные звуки, различаю человеческую речь и, наконец, окончательно просыпаюсь, узнаю голос приятеля, который будит меня. Я перешел, значит, от бессознательного состояния к состоянию сознательному. Чем характеризуется этот переход? Во-первых, тем, что мои восприятия сделались более сильными, ясными и отчетливыми. Вместо слабого, неясного шума — громкие, отчетливые звуки человеческой речи. Во-вторых, он характеризуется еще тем, что эти восприятия поставлены мною в связь с окружающим. Вам, вероятно, часто приходилось испытывать, что, просыпаясь, вы сразу не можете ориентироваться: где вы, что с вами, каким образом вы сюда попали? В особенности это бывает, если вы просыпаетесь в малознакомом месте. Затем вы начинаете приводить свои восприятия в связь со своими мыслями и воспоминаниями, и мало-помалу сознание объединяется. Следовательно, вторая особенность — это большее объединение впечатлений. Наконец, третья особенность, о которой подробнее будет сказано ниже, — это связь впечатлений с нашим собственным «я», с нашей собственной личностью». С. 62. «Несмотря на то, что мы в сознании постоянно различаем более или менее отчетливые отдельные переживания, отдельные мысли, чувства и впечатления, все же в каждый данный момент мы сознаем, что наша душевная жизнь представляет собой нечто цельное, объединенное». «...Эти два признака — расчленение и объединение (дифференциация и интеграция) составляют характерную особенность не только психической жизни, не только сознания, но и всякой вообще органической жизни — всего живущего и существующего». С. 64. «Наблюдение обобщенной жизни также показывает, что сознание наше может вмещать несколько впечатлений, но что поле или объем сознания не беспредельны». С. 66. «...О постоянном отнесении сознательных переживаний к нашему «я», к нашей личности. Эта связь на- столько велика, что многие психологи отождествляют сознание с личностью. Когда сознание утрачивается, то личность человека также временно как бы замирает, ее активное отношение к окружающему миру прекращается или по крайней мере значительно ослабевает. Вместе с тем теряется возможность избирательного отношения к внешней среде, сосредоточения на одних впечатлениях и игнорирования других. В этом отношении деятельность сознания связана также теснейшим образом с деятельностью внимания, так что их можно до некоторой степени отождествить одно с другим....Это сосредоточение большей частью бывает следствием активной деятельности нашего «я», однако это случается не всегда, так что активное участие нашего «я» в сосредоточении внимания и в объединяющей деятельности сознания может быть выражено более или менее резко». С. 88. «...И в психической жизни наша личность, наша психическая организация дана нам как нечто целое, как связанное, организованное единство. Отдельные способности, например, воля, чувство, ум, память, внимание — все это представляет собой лишь отдельные стороны одной общей, цельной организации. Правда, так же, как и в организме, эти стороны до некоторой степени независимы друг от друга.... Тем не менее несомненно, что отдельные стороны этой общей психической или нервно-психической организации до некоторой степени независимы друг от друга... ...Все наши психические процессы соответствуют мозговым процессам, следовательно, все психические функции также имеют свою физиологическую сторону... ...Деятельность психической организации и ее отдельные функции мы будем рассматривать как деятельность вполне закономерную, подчиненную известным, вполне определенным законам.... ...Личность человека можно поставить в теснейшую связь с тем, что в психологии называют апперцепцией». С. 90. «Об апперцепции мы можем говорить в тех случаях, когда в психическом процессе участвует наше «я», ядро нашей личности, благодаря чему и самый процесс становится ярче и интенсивнее... ...Реалистически же понятый процесс апперцепции является выражением того, что накопленный личностью и окрашенный ее интересами опыт всегда так или иначе участвует в психической деятельности личности... Это и может быть в тесном смысле названо апперцепцией». С. 77. «По мнению Джемса, личность можно рассматривать с трех различных точек зрения. Во-первых, к личности в широком смысле слова относится все то, что так или иначе может быть причислено к моему «я». В этом смысле мы относим к своей личности не только самих себя, но также и многое из окружающей среды, например нашу репутацию в обществе, наше имущество, наш дом, обстановку, наших близких знакомых — все это относится нами к нашей личности в наиболее широком смысле этого слова. В более тесном смысле слова сюда относится наше тело с его физиологическими и патологическими особенностями. Наконец, в еще более узком смысле, так сказать, ядро личности составляют наши психические переживания и их основа, т. е. наши склонности, способности. Обстановка меняется, знакомые меняются, репутация моя в обществе может измениться, наконец, даже мое тело может измениться, оно старится, у меня могут произвести ампутацию ноги и руки, — тем не менее останется совокупность склонностей, способностей, т. е. своеобразный способ реагирования моего «я» на окружающую среду, и это именно мы склонны называть своим «я» в наиболее тесном смысле слова». «Я» и его проявления чувствований С. 213. «Я не знаю, как их обозначить: личными было бы слишком неопределенно; эгоистичными очень двусмысленно (эгоистные было бы более подходяще); отождествлять их с гордостью или ее противоположностью значило бы чересчур их ограничивать, ибо они принимают другие формы. Можно бы, точно говоря, понимать их в смысле себялюбия (в этимологическом смысле, amor proprius), т. е. как удовлетворение или довольство собою под всеми его различными видами. Под каким бы именем они ни обозначались, эти эмоциональные формы сводятся к первичному факту, выражением которого в сознании они являются; это — чувство, основанное или нет на личной силе или слабости, со стремлением к деятельности или задержке последней, являющейся двигательным проявлением этого чувства... Она обнаруживается довольно поздно (около трехлетнего возраста), появляясь последней в хронологическом порядке, исключая половой инстинкт. В силу этого она быстро принимает характер размышления, так как предполагается, что «я» уже сложилось и что индивидуум со- знает себя самого как такового. Self-feeling проявляется в двух формах: положительной и отрицательной, за типы которых могут быть приняты гордость и смирение». С. 275. «Положительное или отрицательное чувство личной силы представляет собой нормальную, здоровую эмоцию, когда оно проявляется в границах подходящих, ибо оно приносит индивидуальную и даже специальную пользу. Для индивидуума оно является отраженным инстинктом самосохранения и, смотря по сознанию силы или слабости, позволяет ему соразмерять свои притязания со степенью своего могущества. С социальной точки зрения, оно нас ставит в известной мере в зависимость от других». СОЛОВЬЕВ ВЛ. СОЧИНЕНИЯ. - М„ 1990. - Т. 2 С. 244. «Сущее, сущность или содержание, бытие или модус существования суть три первые логические категории, общие всему существующему. Когда я утверждаю что-нибудь как существующее, например, когда я говорю: «Я есмь», — то в этом выражении подразумевается: 1) я как сущий или субъект бытия; 2) известный способ (modus) или образ бытия, ибо я могу просто быть или быть вообще, я должен иметь известное, определенное бытие, я должен быть так или иначе, тем или другим, иметь ту или другую природу; в данном случае я есмь существо мыслящее, хотящее и т. д., то есть мое бытие (способ бытия) или природа есть мышление, воля и т. д., следовательно, я есмь, значит, здесь я мыслю, хочу и т. д. Но 3) я не могу просто мыслить, просто хотеть или мыслить, или хотеть вообще: я должен мыслить о чем-нибудь, хотеть чего-нибудь, то есть мое мышление и хотение определяются не только как такие, субъективно или как способ моего субъективного бытия, но еще и объективно в своем содержании или идеальной сущности. То, что я мыслю и чего хочу, есть объективное содержание или сущность моего бытия и составляет особенный, необходимый и самостоятельный момент моего существования, не сводимый к предыдущему, а напротив, его определяющий».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.234 (0.007 с.) |