Буддхапитубрахмана Ваттху. Притча о брахмане, который был «Отцом Будды» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Буддхапитубрахмана Ваттху. Притча о брахмане, который был «Отцом Будды»



Ахимсака йе мунайо ниччам кайена сармвута

те йанти аччутам [170] тханам йаттха гантва на сочаре.

 

Стих 225

Арахаты, которые не причиняют зла другим и сдержаны в своих действиях, приходят к бессмертной Нирване, где нет горя.

 


Во время пребывания в лесу Анджана, близ Сакета, Будда произнес стих (225) в связи с историей о брахмане, который говорил, что Будда его сын.

Однажды Будда в сопровождении нескольких монахов вошел в город Сакета за подаянием. Старый брахман, увидев Будду, пришел к нему и сказал: «О сын, почему ты так долго с нами не виделся? Пойдем со мной, пусть твоя мать также посмотрит на тебя». Сказав так, он пригласил Будду к себе в дом. Когда они пришли в дом, жена брахмана сказала Будде то же самое, представила его «большим братом» сво­им детям и заставила их выразить почтение ему. С того дня эта пара каждый день делала подношения Будде. Со временем, прослушав проповеди, как брахман, так его жена достигли Плода Анагами.

Монахи очень удивились, что в семье брахмана Будду называли сыном, и спро­сили об этом Будду. Тогда Будда ответил: «Монахи, они называют меня сыном, так как в прошлом я был сыном или племянником каждого из них в течение тысячи пятисот воплощений». Будда провел рядом с семьей брахамана три месяца; за это время брахман и его жена достигли просветления, а затем и париниббаны.

Монахи, не зная, что чета брахманов уже стала арахатами, спросили Будду, где они переродились. Будда же ответил им:

«Тот, кто стал арахатом, не перерождается больше; он достит Нирваны».

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Арахаты, которые не причиняют зла. другим и сдержанны в своих действиях, приходят к бессмертной Нирване, где нет горя.

 

Пуннадаси Ваттху. Притча о рабыне Пунне

Сада джагарамананам

ахораттануси ккхинам

ниббанам адхимуттанам

аттхам гаччханти асава.

 

Стих 226

Для того, кто всегда бдителен, кто днем и ночью развивает в себе три сиккха

(т.е. сила, самадахи и панна), чей разум нацелен на Нирвану,

моральная нечистота исчезает.

 

 


Во время пребывания на горе Гиджджхакута Будда произнес стих (226) в связи с историей о рабыне из Раджагаха.

Однажды ночью рабыня Пунна дробила рис для своего хозяина. Так как она очень устала, она решила немного отдохнуть. Во время отдыха она увидела, как тхера Дабба ведет монахов в монастыри после того, как они прослушали Дхамму. Девушка, увидев, что они так поздно не спят, подумала: «Я вынуждена бодрствовать в этот поздний час, так как я бедна, мне приходится много работать. Но почему эти люди так долго не спят? Может быть, какой-то монах заболел, или змея потревожила их?»

На следующий день рано утром Пунна взяла немного дробленого риса, замочи­ла его в воде и испекла блин. Затем, собираясь поесть у реки, она взяла с собой свой дешевый грубый блин. По дороге она увидела Будду, который шел за подаянием. Она хотела предложить Будде свой блин, но сомневалась, снизойдет ли Будда до того, чтобы есть такой дешевый грубый блин. Будда знал ее мысли. Он принял блин и попросил тхера Ананду расстелить на земле коврик. Будда сел на коврик и съел блин, предложенный девушкой. Затем Будда подозвал к себе Пунну и ответил на вопрос, который занимал ее. Будда сказал рабыне: «Пунна, ты не можешь лечь cпать, так как ты бедна и должна много работать. Что же касается моих сыновей, монахов, то они не ложатся спать, так как всегда должны быть бдительными и серьезными.

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Для того, кто всегда бдителен, кто днем и ночью развивает в себе три сиккха

(т.е. сила, самадахи и панна), чей разум нацелен на Нирвану,

моральная нечистота исчезает.

По окончании проповеди Пунна достигла Плода Сотапатти.


 

Атула Упасака Ваттху. Притча о мирском ученике Атуле

Поранаметам Атула

нетам аджджатанамива

нинданти тунхимасинам

нинданти бахубханинам

митабханимпи нинданти

наттхи локе аниндито.

На чаху на ча бхависсати

на четарахи виджджати

екантам ниндито посо

екантам ва пасамсито.

Йам че винну пасамсанти

анувичча суве суве

аччхиддавуттим медхавим

паннасиласамахитам.

Никкхам джамбонадассева [171]

ко там ниндитумарахати

девапи нам пасамсанти

брахмунапи пасамсито.

 

Стих 227

В этом нет ничего нового, О Атула! Так всегда было с незапамятных времен.

Они осуждают того, кто молчит, они осуждают того, кто много говорит,

они осуждают того, кто мало говорит. Нет никого, кого бы не осуждали.

 

Стих 228

Нет, нe было и не будет того,

кого все время осуждают или все время хвалят.

 

Стихи 229-230

Если мудрые хвалят его каждый день, зная, что он безупречен,

мудр и наделен знанием и добродетелью,

то кто же решится осуждать его, который подобен никкхе из чистого золота?

Боги хвалят его, его хвалят даже великие Брахмы.

 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стихи (227) - (230) в связи с историей об Атуле и его спутниках.

Однажды Атула и его пятьсот спутников, желая послушать слово Дхаммы, пош­ли к тхера Ревате. Но тхера был надменный, как лев, и ничего не сказал им. Они были очень недовольны и отправились к тхера Шарипутре. Когда тхера Шарипута узнал, зачем они пришли, он долго объяснял им Абхидхамму. Тхера Шарипутра им тоже не понравился, они ворчали, что он слишком долго и основательно объяснял. Тогда Атула и его спутники отправились к тхера Ананде. Тхера Ананда рассказал им только основы Дхаммы. В этот раз они сказали, что тхера Ананда был слишком кра­ток и поверхностен. Наконец, они пришли к Будде и сказали ему: «Достопочтенный Господин, мы пришли послушать Ваше учение. Мы приходили к другим учителям до Вас, но ни один из них нам не понравился. Тхера Ревата вообще не соизволил учить нас и просто молчал; тхера Шарипутра был слишком основателен, а Дхамма. которой он учил нас, была слишком сложна для нас. Что же касается тхера Ананды, то он был слишком краток и поверхностен. Нам не понравилась ни одна из этих проповедей».

Будда же сказал им: «Мои ученики, нет ничего нового в осуждении других. Нет никого в этом мире, кого бы не осуждали; люди осуждают даже правителя и даже Будду. Осуждение или похвала глупца не имеет никакого значения; истинно осужда­ют только мудрецы, истинно хвалят только мудрецы».


Затем Будда произнес следующие стихи:

 

В этом нет ничего нового, о Атула! Так всегда было с незапамятных времен,

Они осуждают того, кто молчит, они осуждают того, кто много говорит,

они осуждают того, кто мало говорит. Нет никого, кого бы не осуждали.

 

Нет, не было и не будет того,

кого все время осуждают или все время хвалят.

 

Если мудрые хвалят его каждый день, зная, что он безупречен,

мудр и наделен знанием и добродетелью,

то кто же решится осуждать его, который подобен никкхе из чистого золота?

Боги хвалят его, его хвалят даже великие Брахмы.

 

По окончании проповеди Атула и его спутники достигли Плода Сотапатти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.65.189 (0.014 с.)