Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и категории интеллектуальной собственности.

Поиск
  версия для печати

Традиционно все объекты интеллектуальной собственности разделяются на две родовые категории: промышленная собственность и авторское право[1]. Критерием их разграничения служит предмет, являющийся продуктом интеллектуальной деятельности. Понятие промышленной собственности иногда ошибочно трактуют как относящееся к движимой и недвижимой собственности, используемой в промышленном производстве. Так, иногда к этой категории пытаются отнести заводы, станки и машины для производства промышленной продукции. На самом же деле промышленная собственность является одним из видов интеллектуальной собственности и распространяется на произведения, созданные человеком в научно-технической сфере. Наиболее характерными объектами промышленной собственности являются полезные модели, промышленные образцы, изобретения. К промышленной собственности относятся также товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и наименования мест происхождения товаров.

К другой категории объектов интеллектуальной собственности относится авторское право. В данном случае речь идет о праве на такие продукты интеллектуальной деятельности, как произведения искусства, в том числе литературные и музыкальные, произведения кинематографии, а также научные произведения, к которым относятся, в частности, программы для ЭВМ.

В англосаксонском праве категория авторского права охватывается термином copyright. Смысл данного термина отчасти отражен в его языковой форме: только автор художественного произведения либо его правопреемник вправе дать разрешение на изготовление копий произведения, например, книги или кинофильма.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению отдельных видов интеллектуальной собственности, назовем основные источники правового регулирования данных отношений. Таковыми являются федеральные законы: «О товарных знаках», «Патентный закон», «Об авторском праве и смежных правах».

Правовая природа интеллектуальной собственности

Смысл интеллектуальной собственности состоит в том, что лицо, обладающее исключительным правом на изобретение, полезную модель и промышленный образец, вправе использовать его по своему усмотрению. В частности, патентообладатель имеет право запретить использование изобретения, на которое выдан патент, другим лицам без его разрешения.

В настоящее время в России достаточно широкое распространение получила теория исключительных прав. Основу исключительного права составляет запретительная функция, позволяющая патентообладателю исключить несанкционированное использование запатентованного им изобретения каким бы то ни было третьим лицом. В России эта теория более века тому назад была разработана в трудах цивилиста Александра Александровича Пиленко (1873–1948). Его юридические построения сводились к следующему. Сущность права, защищенного патентом, заключается в том, что носитель этого права может запретить всем третьим лицам:

  • подражать запатентованному изобретению;
  • самостоятельно создавать то же изобретение;
  • заявлять такое же к патентованию.

Упомянутые выше правомочия создаются только выдачей патента, поскольку до выдачи изобретатель ими не располагает[2].

Поскольку в большинстве случаев патентоведы выделяют в исключительном праве его запретительную функцию, придавая ей главную роль, правомочие по распоряжению запатентованным изобретением становится дополнительным к праву запрета. Вместе с тем в патентных законодательствах большинства государств, в том числе и в Патентном законе РФ (ст. 10), исключительное право сформулировано как «исключительное право на использование изобретения». При этом термин «использование» употребляется в патентном праве в более широком смысле, чем в гражданском обороте, обозначая не только правомочие пользования изобретением, но и распоряжения им.

Обладатель исключительного права получает защиту на основании государственного акта, например патента, выдаваемого патентным ведомством. Таким образом, право интеллектуальной собственности не подпадает под регулирование антимонопольного законодательства, устанавливающего запрет на ограничение конкуренции. Таким образом, исключительное право представляет собой некий вид легальной монополии.

В этой связи становится понятным содержание на первый взгляд противоречивого положения, закрепленного во французском патентном законодательстве. Исключительное право на использование изобретения начинает действовать в этой стране с момента подачи заявки (ст. L. 613.1 Кодекса интеллектуальной собственности). Речь идет именно о положительной функции исключительного права, вступающей в действие с даты подачи заявки. Запретительная функция исключительного права вступает в действие значительно позже, с даты публикации сведений о выдаче патента, когда третьим лицам становится известно о чужой патентной монополии[3].

Фирменное наименование

Одним из наиболее актуальных вопросов в области права интеллектуальной собственности остается вопрос о правовой охране фирменных наименований — один из самых сложных и запутанных как в правовой литературе, так и в законодательстве.

Как уже было упомянуто выше, фирменное наименование относится к объектам промышленной собственности. Правовому регулированию фирменного наименования посвящена ст. 54 ГК РФ. Кроме данной статьи в Гражданском кодексе не так много иных положений, регулирующих фирменное наименование. Согласно п. 4 этой статьи, коммерческие юридические лица должны иметь фирменные наименования. Регистрация фирменного наименования предоставляет исключительное право на его использование. Порядок регистрации и использования фирменных наименований должен определяться отдельным законом или иными правовыми актами.

Из вышеизложенного следуют два предварительных вывода: разработчики, а затем и законодатель определили фирменное наименование как фирменное наименование юридического лица и придали регистрации фирменного наименование правоустанавливающее значение[4].

Иными словами, фирменное наименование призвано индивидуализировать юридическое лицо, собственника предприятия, а не само предприятие. Об этом также свидетельствует упоминание фирменного наименования в ряде статей ГК (ст. 69, 82, 87, 95, 96, 107), которые определяют соответственно основные положения о юридических лицах, являющих ся коммерческими организациями — собственниками имущества[5]. Таким образом, очевидно, что фирменное наименование принципиально отличается от товарного знака, индивидуализирующего продукцию или даже предприятие как объект права, а не его субъект.

Представляет интерес зарубежный опыт, связанный с правовой охраной фирменных наименований. Целесообразно рассмотреть его на примере французской практики, поскольку она была определяющей при составлении текста Парижской конвенции[6].

Во Франции никогда не существовало особых формальностей, связанных с регистрацией как условием возникновения исключительного права на фирменное наименование. Такое право приобретается в этой стране путем первого публичного использования фирменного наименования. При этом публичным использованием фирменного наименования не признается регистрация коммерческой организации в Реестре торговли и товариществ, хотя фирменное наименование, используемое этой организацией, упоминается при такой регистрации.

Далее. Между наименованием юридического лица и фирменным наименованием предприятия, собственником которого является это юридическое лицо, делается принципиальное разграничение. Наименованием юридического лица считается название, которое индивидуализирует юридическое лицо как самостоятельный субъект права, обладающий совокупностью прав и обязанностей. Наименование служит для юридического лица тем же, чем для физического лица его имя, т. е. личным (неимущественным) правом, которое не может быть предметом оборота.

Фирменное наименование — название, которым физическое или юридическое лицо обозначает предприятие и которое оно использует для идентификации своих отношений с клиентурой. Поэтому фирменное наименование, являясь объектом промышленной собственности, может передаваться, т. е. быть предметом оборота, но только совместно с предприятием, которое оно обозначает. Именно в таком смысле используется понятие «фирменное наименование» (nom commercial, trade name) в тексте ст. 8 Парижской конвенции, а также в законодательстве многих государств.

Следует особо подчеркнуть, что в большинстве промышленно развитых стран право на фирменное наименование возникает из факта использования этого наименования, а последующая его регистрация в реестре компаний лишь закрепляет ранее возникшее право (Великобритания, Италия, Канада, США, Франция, ФРГ, Япония).

Сочетание двух оснований предоставления охраны фирменному наименованию — факта приобретения известности на рынке в процессе использования фирменного наименования и факта его регистрации — характерно, например, для законов Мексики, Перу, Испании. При этом регистрация фирменных наименований имеет факультативный характер — она производится в специальных реестрах в патентных ведомствах на десятилетний срок с возможностью возобновления регистрации на последующие десятилетние периоды. Сведения о регистрации фирменных наименований (воспроизведение регистрируемого обозначения, место расположения предприятия и род его деятельности и др.) публикуются для всеобщего сведения в официальных бюллетенях[7].

В России субъектами права на фирменное наименование признаются только юридические лица (причем только коммерческие организации). Представляется необходимым (и это соответствует мировой практике) различать наименование и фирменное наименование юридического лица. Первое ассоциируется с личным неимущественным правом и является средством индивидуализации юридического лица в целом как организации, наделенной обособленным имуществом и выступающей в имущественных и личных неимущественных отношениях от своего имени. Второе есть объект промышленной собственности, т. е. имущественного права. Фирменное наименование индивидуализирует юридическое лицо как участника гражданского оборота, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Оно призвано отличать предпринимательскую деятельность одного юридического лица от идентичной или сходной предпринимательской деятельности другого юридического лица.

Часто наименование и фирменное наименование юридического лица совпадают. Главное здесь то, какую функциональную нагрузку несет то или иное наименование.

В целом по такому принципу построена ст. 54 ГК, где говорится о наименовании юридического лица и фирменном наименовании юридического лица, являющегося коммерческой организацией.

Такой подход снимает некоторые противоречия, существующие между отдельными статьями ГК. Речь идет в первую очередь о ст. 132. В ней сказано, что в состав предприятия как имущественного комплекса входят также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания). Термин «предприятие» используется в этой статье как один из объектов гражданских прав. Между тем ГК РФ, определяя разновидности и особенности юридических лиц в качестве субъектов гражданских прав, не называет такой формы, как предприятие (за исключением унитарного предприятия).

Кроме того, в ст. 1027 предусмотрена возможность выдачи разрешения на использование фирменного наименования в составе комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии. Примечательно, что сторонами по такому договору могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Следовательно, субъектом права на фирменное наименование могут быть не только коммерческие организации, как это указано в п. 4 ст. 54, но и граждане — индивидуальные предприниматели.

Представляется, что необходимо внести соответствующие изменения в ряд статей ГК РФ.

Так, п. 1 ст. 23, где говорится, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, целесообразно дополнить следующими словами: «и использовать фирменное наименование для индивидуализации своей предпринимательской деятельности»[8].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.233 (0.008 с.)