Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальная деятельность.

Поиск

Работа за столами. Дети разбиваются парами, и каждая пара выбирает вид исследования по табличкам.

- подумать самостоятельно (сравнивать два камня, найти их сходство и различия);

- рассказ о том, какую пользу приносят камни (из камней строят дома, известью белят, углём топят печи т.д.)

- рассмотреть в энциклопедии, что такое горы, где они есть в нашей стране (из камней состоят горы, они могут разрушаться постепенно под воздействием воды, солнца и ветра);

- наблюдать в лупу и микроскоп (на камнях есть трещинки, царапинки, ямки);

- поэкспериментировать (камень твёрдый, а пластилин мягкий, камень тонет, а дощечка не тонет).

Воспитатель ставит песочные часы, даёт 5 минут на исследование. Затем каждая пара рассказывает о своих исследованиях, отстаивает свою точку зрения.

Источник:

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-opyty-s-kamnjami.html

«Хлеб – всему голова!»

Возрастная адресованность: 5-6 лет.

Предполагаемое количество участников: 2 и более.

Материал, оборудование:  мука, ёмкость для муки, сосуд с водой, ложка, сито, клеёнка, дощечки для лепки, влажные салфетки, лупа.

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

Воспитатель загадывает загадку:

Из неё пекут ватрушки,

И оладьи, и блины,

Если делается тесто,

Положить его должны. (мука)

Беседа с презентацией на тему «Из чего делают муку?», «Кто выращивает».

Экспериментальная деятельность:

1. «Мука безвкусная» (в ложку набрать муки и попробовать на вкус)

2. Цвет (посмотреть через лупу, из чего состоит)

3.На ощупь – мягкая, пушистая.

4. Запах (имеет запах, но он особенный).

5.Просеять муку, какая она? (рассыпчатая)

6. На муке можно рисовать (на столе расстелить клеёнчатые салфетки и попробовать нарисовать пальчиком, ватной палочкой кисточкой)

7.Замесить тесто (смешать с водой, рассмотреть, что происходит с мукой, если добавить воду, молоко).

8. Сделать солёное тесто для лепки.

9. Лепка из солёного теста.

Вывод: мука получается из зерна, а из муки пекут вкусный хлеб, булочки и сдобу. К хлебу надо относится бережно и с уважением, так как огромное количество людей трудятся, прежде чем он попадёт в магазин и на наш стол.

Свойства муки: безвкусная, белая, мягкая, пушистая, имеет специфический запах, рассыпчатая, если смешать с водой или мукой, получится тесто.

«Удивительная бумага»

Возрастная адресованность: 5-6 лет.

Предполагаемое количество участников: 2 и более.

Материал, оборудование: бумага на каждого ребёнка, газета, ножницы, клеё, кисточки, ёмкости с водой, карандаши, салфетки.

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

Воспитатель загадывает загадку:

На чём мы пишем что – нибудь,

На чём мы любим рисовать,

Что можно скомкать и согнуть

И даже трубочкой свернуть?

А ну, попробуй, угадай!

Экспериментальная деятельность:

1. Рассмотреть бумагу и назвать её признаки (тонкая, лёгкая, белая, гладкая, цветная)

2.Сложить бумагу в несколько раз и вернуть в исходное положение.

Вывод: бумагу можно сложить, на месте сгиба остаётся след

3. Разрезать бумагу по линии сгиба.

Вывод: бумагу можно резать.

4. Одну половину разрезанного листа разорвать.

Вывод: бумага рвётся, значит – непрочная.

5.Приклеить оторванную часть.

Вывод: бумагу можно склеить.

6. Кусочки бумаги опускаем в воду.

 Вывод: бумага тонет, впитывает воду.

В завершении: аппликация или рисование по выбору детей.

Источник:

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [тект]/ О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина.-

 М.:Сфера,2016. – 192с.

2. Дыбина О.В.Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников.- М.:Сфера, 2018г.

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников М.:Сфера,2018г.

4. Королёва Л.А. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/ Л.А.Королёва.- СПб: Детство – Пресс, 2017.-64с.

5. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастныз группах. Выпуск 2/ сост. Н.В.Нищева. – СПб: Детство – Пресс, 2015 -240с.

 

«Лаборатория «ЛогикУМ»

Возрастная адресованность: 3-7 лет

Предполагаемое количество участников: 10-15 человек.

Материал, оборудование: вода, соль, сахар, песок, гуашь, кисти, палочки для размешивания, пластиковые ложки и одноразовые стаканчики, тарелки, емкости разной величины и формы, весы, предметы из разных материалов (тонет – не тонет), жидкое мыло, соломинки, сито с крупными ячейками, приспособление для эксперимента «уровень жидкости» (два стаканчика, соединенные прозрачной трубочкой из полимерного материала) и т.д.

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

Дети распределяются по желанию на малые подгруппы в зависимости от предпочтительной деятельности. Дети могут перемещаться по лаборатории, меняя виды деятельности.

Содержание деятельности детей: эксперименты «растворяется – не растворяется», «тонет – не тонет», «сравни по весу», «как получить тот или иной цвет», «форма и объем жидкости», «мыльные пузыри», «уровень жидкости».

Содержание деятельности педагога: следит за соблюдением правил техники безопасности, оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения при выборе деятельности, следит за наличием и распределением материалов и инструментов, регулирует взаимоотношения во избежание конфликтов.

Источник:

1. Гришечкина Н. В., 365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый день

2. Гришечкина Н.В, Рымчук Н.С., - М.: Академия развития, 2010. - 320c.

3. Гришечкина Н.В., 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений

4. Гришечкина Н.В., Козюлина В.А., Матюшкина О.П., - М.: Ярославль: Академия развития, 2009. - 192 c.

«Песочные фантазии».

Возрастная адресованность: дети 5 – 7 лет

Предполагаемое количество участников: от 2 до 12.

Материал, оборудование: настольные песочницы (по одной песочнице на двоих детей) в количестве от 1 до 6;игрушки и предметы малого размера (фигурки животных, людей, сказочных героев, растений, цветные камешки, бусины);листы бумаги размером с песочницу по количеству песочниц;

- фломастеры, цветные карандаши; наборы геометрических фигур (по количеству игроков).

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

Предлагаемая серия игр направлена на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

На первых этапах играми руководит взрослый, на последующих этапах, когда дети усвоят правила и ход игр, взрослый лишь задает игру и направляет детей.

Дети играют в парах – одна песочница на двоих игроков, общее количество игроков – от 2 до 12.

Каждая серия игр начинается с приветствия:

«Здравствуй, песок!»: дети различными способами дотрагиваются до песка.

Игра на развитие умения различать правую и левую стороны «Право – лево»:

Взрослый предлагает поиграть: кто быстрее и правильнее выполнит команды:

- поставить отпечаток на песке правой рукой;

- поставить отпечаток на песке левой рукой;

- поставить два отпечатка левой рукой;

- поставить одновременно отпечатки правой и левой рукой;

- разровнять песок.

Игра на развитие умения различать правую и левую руки и углы

 «Рука – угол»:

Взрослый предлагает поиграть: кто быстрее и правильнее выполнит команды:

- поставить отпечаток правой рукой в правом верхнем углу;

- поставить отпечаток правой рукой в правом нижнем углу;

- поставить отпечаток левой рукой в левом нижнем углу;

- поставить отпечаток левой рукой в левом верхнем углу;

- поставить отпечаток правой рукой в левом верхнем углу;

- поставить отпечаток правой рукой в левом нижнем углу;

- поставить отпечаток левой рукой в правом нижнем углу;

- поставить отпечаток левой рукой в правом верхнем углу.

Игра на развитие умения определять местоположение по словесному описанию «Кладоискатель»:

Взрослый просит детей отвернуться или закрыть глаза. В песочнице прячутся геометрическая фигура или буква из магнитной азбуки, детям сообщается ее «координата», например: «Клад спрятан в верхнем левом углу». Дети должны найти клад и на ощупь определить, что они нашли.

Игра на определение углов «Садовник»:

Дети «сажают» растения (используя фигурки из киндер-сюрприза) по инструкции взрослого:

- цветы посадить в нижний левый угол;

- деревья посадить в правый верхний угол;

- пальму посадить в нижний правый угол;

- кактус посадить в левый верхний угол.

Игра на определение пространственного расположения предметов относительно друг друга «Рисуем фигуры»:

Взрослый предлагает поиграть: кто быстрее и правильнее выполнит команды:

- нарисовать треугольник в центре песочницы;

- нарисовать справа от треугольника круг;

- нарисовать над кругом квадрат;

- нарисовать под треугольником овал;

- нарисовать слева от треугольника прямоугольник;

- нарисовать слева от квадрата точку;

- стереть все нарисованное, разровнять песок;

- нарисовать в центре большой треугольник;

- слева от большого треугольника нарисовать маленький квадрат;

- справа от большого треугольника нарисовать большой круг;

- над маленьким квадратом нарисовать маленький овал;

- под большим треугольником нарисовать маленький треугольник;

- в левом верхнем углу нарисовать маленький круг;

- в правом верхнем углу нарисовать маленький квадрат;

- в левом нижнем углу нарисовать одну длинную линию;

- в правом нижнем углу нарисовать две коротких линии;

- поверх всех нарисованных фигур надо оставить отпечатки ладоней.

Игра на развитие умения ориентироваться на плоскости

«Выложи фигуры»:

Взрослый дает каждому ребенку набор геометрических фигур и предлагает играть сначала одному игроку из пары, потом – второму, выполняя быстро команды:

- положить квадрат в центре песочницы;

- положить синий треугольник справа от квадрата;

- положить круг над квадратом;

- положить прямоугольник под треугольником;

- положить фиолетовый треугольник в левом верхнем углу;

- положить три круга в правом верхнем углу.

После взрослый предлагает детям играть в паре: один задает фигуру, ее цвет и место, куда ее надо положить, другой ребенок выполняет задания, после дети меняются местами.

Игра на развитие умения использовать в речи слова, отражающие пространственные представления «Скажи, где?»:

Взрослый просит детей быть внимательными. Он кладет в песочницу предмет и просит назвать его месторасположение, например: «Бусина в центре. Камешек в правом верхнем углу. Игрушка справа от бусины».

После взрослый предлагает детям играть в паре: один ребенок размещает в песочнице предмет, другой называет его месторасположение. После дети меняются.

Игра на закрепление умения определять пространственное расположение предметов «Карта сокровищ»:

Взрослый раскладывает перед каждой парой игроков лист размерами с песочницу и предлагает нарисовать карту сокровищ. Он помогает им нарисовать карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и т.д.

В процессе рисования он задает детям вопросы типа: какая это дорога – широкая или узкая? Куда она ведет? Что расположено за домом? Что расположено перед домом? Где по отношению к реке располагается лес? Что справа от дороги? И т.д. Это способствует развитию пространственных представлений.

После того, как карта нарисована, взрослый предлагает детям самостоятельно построить песочный город в соответствии с картой. Затем взрослый просит детей отвернуться или закрыть глаза и прячет игрушки в различных местах песочного город и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». Дети ищут предметы в песке, используя карту.

Потом дети играют в паре: по очереди каждый на карте своим условным знаком отмечает место сокровища и прячет его, а другой ребенок находит сокровище.

Игра повторяется два раза, пока каждый не побудет в роли того, кто прячет клад.

Игра на закрепление умения определять пространственное расположение предметов «Волшебные сюрпризы»:

Взрослый предлагает детям найти все сюрпризы и точно описать то место в песочнице, где будут найдены все сюрпризы. Дети отворачиваются или закрывают глаза, взрослый прячет в песочнице сюрприз (игрушку, камешек), один ребенок из пары находит его и называет расположение (в центре, в левом нижнем углу и т.д.), потом игра повторяется для другого ребенка из пары.

Потом взрослый предлагает детям играть в паре: один отворачивается, другой прячет сюрприз, отвернувшийся ребенок поворачивается, находит сюрприз, называет его расположение, далее дети меняются местами.

Источник:

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1997Грабенко

2. Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

3. Воронина Ю.Г., Градова Г.Н. Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР // Логопед в детском саду. – 2006. – №5. – С. 46 – 49.

4. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста // Вестник практической психологии образования. 2006. – № 1. – C. 66 – 74.

5. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

«Археолог» (или «Ледяные раскопки»)

Возрастная адресованность: 5 лет

Предполагаемое количество участников: от 1 человека и более

Материал, оборудование: миска, вода, мелкие предметы (игрушки, пуговицы, мячики).

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

Положить все предметы в миску. Заполнить миску водой. Поставить в морозильник. Когда вода застынет, достать миску. Взять тёплую воду и постепенно выливать её на лёд. Обращаем внимание, что все предметы находятся на разном уровне.

Почему так происходит? Вес у всех предметов разный. Тяжёлые падают на дно, а легкие остаются наверху.

Источник: Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

«Испарение воды»

Возрастная адресованность: 5 лет

Предполагаемое количество участников: от 1 человека и более

Материал, оборудование: растение, вода, целлофановый пакет, нитки.

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

Надеть на листок целлофановый пакет и закрепить его нитками. Полить растение и поставить в теплое светлое место. Обращаем внимание, что пакетик запотел. Через несколько часов снимаем пакет и обнаруживает там капли воды.

Почему так происходит? Вода, которая поступает, движется из почвы от корней по стеблям к листочкам. На листьях мы её не видим, потому что она испаряется в окружающий воздух.

Источник: Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

«Соль и перец» (или «Золушка»)

Возрастная адресованность: 6 лет

Предполагаемое количество участников: от 1 человека и более

Материал, оборудование: соль, перец, надутый воздушный шарик, шерстяная ткань.

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

Перемешиваем соль и перец. Воздушный шарик трем о шерстяную ткань. Затем подносим к рассыпанным соли и перцу. Перец оказывается на шарике, а соль остается на столе.

Почему так происходит? От трения о шерсть шарик получил отрицательный заряд. Перчинки заряжены положительно, поэтому они притягиваются к шарику. А крупинки соли имеют нейтральный заряд, поэтому они никуда не притягиваются.

Источник: Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.009 с.)