Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экспериментальная деятельность.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Работа за столами. Дети разбиваются парами, и каждая пара выбирает вид исследования по табличкам. - подумать самостоятельно (сравнивать два камня, найти их сходство и различия); - рассказ о том, какую пользу приносят камни (из камней строят дома, известью белят, углём топят печи т.д.) - рассмотреть в энциклопедии, что такое горы, где они есть в нашей стране (из камней состоят горы, они могут разрушаться постепенно под воздействием воды, солнца и ветра); - наблюдать в лупу и микроскоп (на камнях есть трещинки, царапинки, ямки); - поэкспериментировать (камень твёрдый, а пластилин мягкий, камень тонет, а дощечка не тонет). Воспитатель ставит песочные часы, даёт 5 минут на исследование. Затем каждая пара рассказывает о своих исследованиях, отстаивает свою точку зрения. Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-opyty-s-kamnjami.html «Хлеб – всему голова!» Возрастная адресованность: 5-6 лет. Предполагаемое количество участников: 2 и более. Материал, оборудование: мука, ёмкость для муки, сосуд с водой, ложка, сито, клеёнка, дощечки для лепки, влажные салфетки, лупа. Ход игры (правила, игровые действия, руководство): Воспитатель загадывает загадку: Из неё пекут ватрушки, И оладьи, и блины, Если делается тесто, Положить его должны. (мука) Беседа с презентацией на тему «Из чего делают муку?», «Кто выращивает». Экспериментальная деятельность: 1. «Мука безвкусная» (в ложку набрать муки и попробовать на вкус) 2. Цвет (посмотреть через лупу, из чего состоит) 3.На ощупь – мягкая, пушистая. 4. Запах (имеет запах, но он особенный). 5.Просеять муку, какая она? (рассыпчатая) 6. На муке можно рисовать (на столе расстелить клеёнчатые салфетки и попробовать нарисовать пальчиком, ватной палочкой кисточкой) 7.Замесить тесто (смешать с водой, рассмотреть, что происходит с мукой, если добавить воду, молоко). 8. Сделать солёное тесто для лепки. 9. Лепка из солёного теста. Вывод: мука получается из зерна, а из муки пекут вкусный хлеб, булочки и сдобу. К хлебу надо относится бережно и с уважением, так как огромное количество людей трудятся, прежде чем он попадёт в магазин и на наш стол. Свойства муки: безвкусная, белая, мягкая, пушистая, имеет специфический запах, рассыпчатая, если смешать с водой или мукой, получится тесто. «Удивительная бумага» Возрастная адресованность: 5-6 лет. Предполагаемое количество участников: 2 и более. Материал, оборудование: бумага на каждого ребёнка, газета, ножницы, клеё, кисточки, ёмкости с водой, карандаши, салфетки. Ход игры (правила, игровые действия, руководство): Воспитатель загадывает загадку: На чём мы пишем что – нибудь, На чём мы любим рисовать, Что можно скомкать и согнуть И даже трубочкой свернуть? А ну, попробуй, угадай! Экспериментальная деятельность: 1. Рассмотреть бумагу и назвать её признаки (тонкая, лёгкая, белая, гладкая, цветная) 2.Сложить бумагу в несколько раз и вернуть в исходное положение. Вывод: бумагу можно сложить, на месте сгиба остаётся след 3. Разрезать бумагу по линии сгиба. Вывод: бумагу можно резать. 4. Одну половину разрезанного листа разорвать. Вывод: бумага рвётся, значит – непрочная. 5.Приклеить оторванную часть. Вывод: бумагу можно склеить. 6. Кусочки бумаги опускаем в воду. Вывод: бумага тонет, впитывает воду. В завершении: аппликация или рисование по выбору детей. Источник: 1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [тект]/ О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина.- М.:Сфера,2016. – 192с. 2. Дыбина О.В.Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников.- М.:Сфера, 2018г. 3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников М.:Сфера,2018г. 4. Королёва Л.А. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/ Л.А.Королёва.- СПб: Детство – Пресс, 2017.-64с. 5. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастныз группах. Выпуск 2/ сост. Н.В.Нищева. – СПб: Детство – Пресс, 2015 -240с.
«Лаборатория «ЛогикУМ» Возрастная адресованность: 3-7 лет Предполагаемое количество участников: 10-15 человек. Материал, оборудование: вода, соль, сахар, песок, гуашь, кисти, палочки для размешивания, пластиковые ложки и одноразовые стаканчики, тарелки, емкости разной величины и формы, весы, предметы из разных материалов (тонет – не тонет), жидкое мыло, соломинки, сито с крупными ячейками, приспособление для эксперимента «уровень жидкости» (два стаканчика, соединенные прозрачной трубочкой из полимерного материала) и т.д. Ход игры (правила, игровые действия, руководство): Дети распределяются по желанию на малые подгруппы в зависимости от предпочтительной деятельности. Дети могут перемещаться по лаборатории, меняя виды деятельности. Содержание деятельности детей: эксперименты «растворяется – не растворяется», «тонет – не тонет», «сравни по весу», «как получить тот или иной цвет», «форма и объем жидкости», «мыльные пузыри», «уровень жидкости». Содержание деятельности педагога: следит за соблюдением правил техники безопасности, оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения при выборе деятельности, следит за наличием и распределением материалов и инструментов, регулирует взаимоотношения во избежание конфликтов. Источник: 1. Гришечкина Н. В., 365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый день 2. Гришечкина Н.В, Рымчук Н.С., - М.: Академия развития, 2010. - 320c. 3. Гришечкина Н.В., 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений 4. Гришечкина Н.В., Козюлина В.А., Матюшкина О.П., - М.: Ярославль: Академия развития, 2009. - 192 c. «Песочные фантазии». Возрастная адресованность: дети 5 – 7 лет Предполагаемое количество участников: от 2 до 12. Материал, оборудование: настольные песочницы (по одной песочнице на двоих детей) в количестве от 1 до 6;игрушки и предметы малого размера (фигурки животных, людей, сказочных героев, растений, цветные камешки, бусины);листы бумаги размером с песочницу по количеству песочниц; - фломастеры, цветные карандаши; наборы геометрических фигур (по количеству игроков). Ход игры (правила, игровые действия, руководство): Предлагаемая серия игр направлена на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. На первых этапах играми руководит взрослый, на последующих этапах, когда дети усвоят правила и ход игр, взрослый лишь задает игру и направляет детей. Дети играют в парах – одна песочница на двоих игроков, общее количество игроков – от 2 до 12. Каждая серия игр начинается с приветствия: «Здравствуй, песок!»: дети различными способами дотрагиваются до песка. Игра на развитие умения различать правую и левую стороны «Право – лево»: Взрослый предлагает поиграть: кто быстрее и правильнее выполнит команды: - поставить отпечаток на песке правой рукой; - поставить отпечаток на песке левой рукой; - поставить два отпечатка левой рукой; - поставить одновременно отпечатки правой и левой рукой; - разровнять песок. Игра на развитие умения различать правую и левую руки и углы «Рука – угол»: Взрослый предлагает поиграть: кто быстрее и правильнее выполнит команды: - поставить отпечаток правой рукой в правом верхнем углу; - поставить отпечаток правой рукой в правом нижнем углу; - поставить отпечаток левой рукой в левом нижнем углу; - поставить отпечаток левой рукой в левом верхнем углу; - поставить отпечаток правой рукой в левом верхнем углу; - поставить отпечаток правой рукой в левом нижнем углу; - поставить отпечаток левой рукой в правом нижнем углу; - поставить отпечаток левой рукой в правом верхнем углу. Игра на развитие умения определять местоположение по словесному описанию «Кладоискатель»: Взрослый просит детей отвернуться или закрыть глаза. В песочнице прячутся геометрическая фигура или буква из магнитной азбуки, детям сообщается ее «координата», например: «Клад спрятан в верхнем левом углу». Дети должны найти клад и на ощупь определить, что они нашли. Игра на определение углов «Садовник»: Дети «сажают» растения (используя фигурки из киндер-сюрприза) по инструкции взрослого: - цветы посадить в нижний левый угол; - деревья посадить в правый верхний угол; - пальму посадить в нижний правый угол; - кактус посадить в левый верхний угол. Игра на определение пространственного расположения предметов относительно друг друга «Рисуем фигуры»: Взрослый предлагает поиграть: кто быстрее и правильнее выполнит команды: - нарисовать треугольник в центре песочницы; - нарисовать справа от треугольника круг; - нарисовать над кругом квадрат; - нарисовать под треугольником овал; - нарисовать слева от треугольника прямоугольник; - нарисовать слева от квадрата точку; - стереть все нарисованное, разровнять песок; - нарисовать в центре большой треугольник; - слева от большого треугольника нарисовать маленький квадрат; - справа от большого треугольника нарисовать большой круг; - над маленьким квадратом нарисовать маленький овал; - под большим треугольником нарисовать маленький треугольник; - в левом верхнем углу нарисовать маленький круг; - в правом верхнем углу нарисовать маленький квадрат; - в левом нижнем углу нарисовать одну длинную линию; - в правом нижнем углу нарисовать две коротких линии; - поверх всех нарисованных фигур надо оставить отпечатки ладоней. Игра на развитие умения ориентироваться на плоскости «Выложи фигуры»: Взрослый дает каждому ребенку набор геометрических фигур и предлагает играть сначала одному игроку из пары, потом – второму, выполняя быстро команды: - положить квадрат в центре песочницы; - положить синий треугольник справа от квадрата; - положить круг над квадратом; - положить прямоугольник под треугольником; - положить фиолетовый треугольник в левом верхнем углу; - положить три круга в правом верхнем углу. После взрослый предлагает детям играть в паре: один задает фигуру, ее цвет и место, куда ее надо положить, другой ребенок выполняет задания, после дети меняются местами. Игра на развитие умения использовать в речи слова, отражающие пространственные представления «Скажи, где?»: Взрослый просит детей быть внимательными. Он кладет в песочницу предмет и просит назвать его месторасположение, например: «Бусина в центре. Камешек в правом верхнем углу. Игрушка справа от бусины». После взрослый предлагает детям играть в паре: один ребенок размещает в песочнице предмет, другой называет его месторасположение. После дети меняются. Игра на закрепление умения определять пространственное расположение предметов «Карта сокровищ»: Взрослый раскладывает перед каждой парой игроков лист размерами с песочницу и предлагает нарисовать карту сокровищ. Он помогает им нарисовать карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и т.д. В процессе рисования он задает детям вопросы типа: какая это дорога – широкая или узкая? Куда она ведет? Что расположено за домом? Что расположено перед домом? Где по отношению к реке располагается лес? Что справа от дороги? И т.д. Это способствует развитию пространственных представлений. После того, как карта нарисована, взрослый предлагает детям самостоятельно построить песочный город в соответствии с картой. Затем взрослый просит детей отвернуться или закрыть глаза и прячет игрушки в различных местах песочного город и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». Дети ищут предметы в песке, используя карту. Потом дети играют в паре: по очереди каждый на карте своим условным знаком отмечает место сокровища и прячет его, а другой ребенок находит сокровище. Игра повторяется два раза, пока каждый не побудет в роли того, кто прячет клад. Игра на закрепление умения определять пространственное расположение предметов «Волшебные сюрпризы»: Взрослый предлагает детям найти все сюрпризы и точно описать то место в песочнице, где будут найдены все сюрпризы. Дети отворачиваются или закрывают глаза, взрослый прячет в песочнице сюрприз (игрушку, камешек), один ребенок из пары находит его и называет расположение (в центре, в левом нижнем углу и т.д.), потом игра повторяется для другого ребенка из пары. Потом взрослый предлагает детям играть в паре: один отворачивается, другой прячет сюрприз, отвернувшийся ребенок поворачивается, находит сюрприз, называет его расположение, далее дети меняются местами. Источник: 1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1997Грабенко 2. Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 3. Воронина Ю.Г., Градова Г.Н. Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР // Логопед в детском саду. – 2006. – №5. – С. 46 – 49. 4. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста // Вестник практической психологии образования. 2006. – № 1. – C. 66 – 74. 5. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2004. «Археолог» (или «Ледяные раскопки») Возрастная адресованность: 5 лет Предполагаемое количество участников: от 1 человека и более Материал, оборудование: миска, вода, мелкие предметы (игрушки, пуговицы, мячики). Ход игры (правила, игровые действия, руководство): Положить все предметы в миску. Заполнить миску водой. Поставить в морозильник. Когда вода застынет, достать миску. Взять тёплую воду и постепенно выливать её на лёд. Обращаем внимание, что все предметы находятся на разном уровне. Почему так происходит? Вес у всех предметов разный. Тяжёлые падают на дно, а легкие остаются наверху. Источник: Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. «Испарение воды» Возрастная адресованность: 5 лет Предполагаемое количество участников: от 1 человека и более Материал, оборудование: растение, вода, целлофановый пакет, нитки. Ход игры (правила, игровые действия, руководство): Надеть на листок целлофановый пакет и закрепить его нитками. Полить растение и поставить в теплое светлое место. Обращаем внимание, что пакетик запотел. Через несколько часов снимаем пакет и обнаруживает там капли воды. Почему так происходит? Вода, которая поступает, движется из почвы от корней по стеблям к листочкам. На листьях мы её не видим, потому что она испаряется в окружающий воздух. Источник: Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. «Соль и перец» (или «Золушка») Возрастная адресованность: 6 лет Предполагаемое количество участников: от 1 человека и более Материал, оборудование: соль, перец, надутый воздушный шарик, шерстяная ткань. Ход игры (правила, игровые действия, руководство): Перемешиваем соль и перец. Воздушный шарик трем о шерстяную ткань. Затем подносим к рассыпанным соли и перцу. Перец оказывается на шарике, а соль остается на столе. Почему так происходит? От трения о шерсть шарик получил отрицательный заряд. Перчинки заряжены положительно, поэтому они притягиваются к шарику. А крупинки соли имеют нейтральный заряд, поэтому они никуда не притягиваются. Источник: Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.009 с.) |