Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III . Практики игрового взаимодействияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(ДВОРОВЫЕ ИГРЫ, НАРОДНЫЕ ИГРЫ) Игровые практики, или как их еще обозначают практики игрового взаимодействия, представляют собой организацию образовательного процесса в формате различных игровых заданий, игровой среды, игрового взаимодействия. Они представляют собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни – игру. Игровое взаимодействие – это организованный процесс игровой коммуникации или общения, по крайней мере, двух субъектов или общности, в которых систематически осуществляется воздействие на объект совместной творческой деятельности (игры), имеющее целью вызвать определенные изменения в существующей действительности. Игровое взаимодействие в детских объединениях обычно проводит к становлению новых норм отношений, принципов поведения, ценностных ориентации участников игры, побуждает к самоанализу и рефлексии. Практики игрового взаимодействия – это организованный процесс игровой коммуникации или общения, по крайней мере, двух субъектов или общности, в которых систематически осуществляется воздействие на объект совместной творческой деятельности (игры), имеющее целью вызвать определенные изменения в существующей действительности. Создание системы использования игрового взаимодействия для успешной социализации личности детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ – это последовательная деятельность педагога по отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. Результативность игрового взаимодействия, как, впрочем, и любого взаимодействия вообще, обеспечивается совокупностью четырех основных принципов. • Первый принцип — это принцип ситуативности игрового взаимодействия. • Второй принцип — это принцип вариативности игрового взаимодействия. • Третий принцип— это принцип личностной адаптивности игрового взаимодействия. • Четвертый принцип — это принцип целесообразности игрового взаимодействия. На протяжении дошкольного возраста можно проследить динамику игрового взаимодействия: от первичных непосредственно эмоциональных контактов с близкими взрослыми и активных ориентировочно-исследовательских действий при появлении сверстника через освоение предметных, сюжетных действий, выполняемых индивидуально и совместно со сверстниками. И проявление отношений, выражаемых в симпатиях (антипатиях) к формированию игрового общения на уровне ролевого взаимодействия и познанию партнера как субъекта деятельности и к проявлению социально-направленного игрового взаимодействия, опосредованного ролью и способами взаимоотношений и общения со сверстниками. Игровое взаимодействие дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях». Оно представляет собой культурную и событийную среду жизнестроения личности ребенка, социума, культуры коммуникаций и взаимоотношений. Это пространство приобретения ребенком дошкольного возраста опыта коммуникативной культуры через игровое взаимодействие Игровое взаимодействие детей позволяет не только развивать совместные действия, но и обратить внимания ребенка на партнера, как субъекта совместной деятельности, на определенный тип поведения ребенка в игре, раскрывающий новые социальные роли и способы воздействия на партнера по деятельности и отношением ребенка к сверстникам. Игровое взаимодействие способствует обмену определенным игровым опытом со стороны каждого участника, позволяет проявлять разнообразные эмоции в ходе игрового общения. Другими словами, вступив в совместную игру, дети познают друг друга, обмениваются индивидуальным игровым опытом и проявляют как личностные, так и ролевые отношения друг к другу. При организации игрового взаимодействия важно содержание игры. Структура игрового взаимодействия в детских объединениях тесно связана с характером игр, обеспечивающим позитивные изменения ребенка в результате разнообразных, постепенно усложняющихся, эмоционально насыщенных испытаний, задач, упражнений. Рассмотрим практики игрового взаимодействия дошкольников на примере дворовых и народных игр. Дворовые игры – это игры, возникающие по инициативе детей, самостоятельные игры, не требующие участия взрослого. Дети старшего возраста являются хранителями и носителями знаний о дворовых играх. Они учат младших играм и контролируют выполнение правил. При этом младшие играют наравне со старшими. Дворовая игра - это своеобразный результат освоения и присвоения ребенком социокультурного опыта. В детском игровом сообществе это причастность к миру взрослых, соотнесение себя с группой сверстников, проявление дисциплины и адекватности поведения в соответствии с взятой ролью. Именно в дворовой игре возникают основные психологические новообразования и развиваются волевые и физические качества ребенка. Ведь в совместных играх дети развивали не только двигательные моторные навыки, но и внимательность, ловкость, умение договариваться друг с другом, сотрудничать. Культура дворовых игр воспитывала в детях социальные навыки. Дворовые игры имеют большое значение для развития детей дошкольного возраста – это интеллектуальное развитие, испытание себя и своих возможностей, понимание другого человека, сострадание и сопереживание ему. Игры способствуют развитию навыков общения, дети учатся договариваться (ведь необходимо вспомнить правила, установить очередность и т.д.), разрешать конфликтные ситуации. Игры учат достойно проигрывать, развивают физические качества: ловкость, силу, быстроту реакции. Значение дворовых игр в развитии личности: 1. Игра как развлечение - одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие. 2. Воспроизводство игровых традиций - своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием собственных детей и внуков, передача игровых традиций «по наследству». 3. Развитие двигательных способностей: быстроты, силы, ловкости, выносливости. 4. Воспитывают чуткость к людям, учат детей общаться, помогают усвоить нормы и ценности культуры, расширяется процесс взаимодействия подрастающего поколения с окружающими людьми, дети учатся отстаивать свои интересы и своё место в социальной группе. 5. Помогают находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Дворовые игры можно условно разделить на 3 группы: подвижные, словесные, сюжетные. Словесные дворовые игры: · «Я ЗНАЮ ПЯТЬ ИМЕН» · «Я САДОВНИКОМ РОДИЛСЯ» · «КИС-МЯУ» · «МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОРОЛЬ» · «ЗЕМЛЯ, ВОДА, ОГОНЬ, ВОЗДУХ» · «ЧЕРВИЧКИ-СТОП!» · «ЗАЙЧИК, ЗАЙЧИК, СКОЛЬКО ВРЕМЯ?» · «КАМЕНЬ-НОЖНИЦЫ-БУМАГА» · «СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ» Малоподвижные и Подвижные дворовые игры: · «РЕЗИНКИ» · «КЛАССИКИ» · «ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ – СТОП!» · «ВЫШИБАЛЫ» · «КАРТОШКА»". · «СИМОН ГОВОРИТ…». · ПРЯТКИ · САЛОЧКИ · ЛАПТА · ЖМУРКИ · ШТАНДЕР-СТОП (ХАЛИ-ХОЛО) · РЫБАК И РЫБКИ · «ПУТАНИЦА» · «ВОДЯНОЙ» Сюжетные дворовые игры: · «КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ». · САДЖО · МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ, РАЗ …» · «СЕКРЕТИКИ» · «ЗОЛУШКА» · «АЛИ–БАБА И РАЗРЫВНЫЕ ЦЕПИ» Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры ребенок входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Она связана с песней, плясками, потешками, загадками, сказками Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. На основе исследований О. И. Капицы, Г. М. Науменко игры условно можно разделить на виды: а) подвижные (спортивные) игры; б) обрядовые (календарные); в) по отношению к природе (природные); г) трудовые (бытовые) д) с ведущим (водящим); ж) драматические (с элементами театрализованных действий) В народных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Таким образом, дворовые и народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Народные и дворовые детские игры – это неотъемлемая часть культуры, они обогащают ребенка духовно, так как они образовывают, воспитывают, совершенствуют человека. Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть, нужно обязательно восстановить ту «ниточку», когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.176 (0.006 с.) |