Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Методика организации сюжетно-ролевой игры, как должно быть.
Содержание книги
- I . Свободные практики детской деятельности (свободные игры)
- Предполагаемые игровые действия:
- Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
- Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
- Правила игры в классики «Улитка»
- Возрастная адресованность: 5–8 лет.
- Игра с картинками «Я беру с собой в дорогу»
- Сюжетно-ролевая игра «Семья»
- Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
- Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
- II. Игровые практики познания мира
- Практические материалы из опыта работы педагогов
- Нужно дать возможность жидкости высохнуть и тогда выбросить в мусорное ведро или снова добавить воды и поиграть еще.
- Опыт 1. Получение разноцветных жидкостей
- Окончание игры, подведение итогов.
- Окончание игры, подведение итогов.
- Предполагаемое количество участников: 5-6 детей
- Предполагаемое количество участников -4 ребенка
- Предполагаемое количество участников: 2 и более.
- Экспериментальная деятельность.
- Эксперименты со звуком в лаборатории «Наураша»
- Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
- Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
- III . Практики игрового взаимодействия
- Практические материалы из опыта работы педагогов
- Предполагаемое количество участников: 5-15 детей
- Возрастная категория: 7-8 лет
- Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
- Iv . Игровые практики здорового образа жизни
- Практические материалы из опыта работы педагогов
- Игра - эстафета «Собираем урожай»
- Предполагаемое количество участников: 10-20.
- V . Игровые практики формирования поведения
- Методика организации сюжетно-ролевой игры, как должно быть.
- Атрибуты и наглядный материал для игр
- Дидактическая игра «Причешем куклу красиво».
- Предполагаемые роли и игровые действия:
- Распределение ролей: (5 мин.)
- Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
- Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
- Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
- Окончание игры, подведение итогов
- Ход игры (правила, игровые действия, руководство):
- Поддержка игровой инициативы, интереса к игре и развития сюжетной линии игры:
- Организационно-мотивационный момент.
- Приезжает бригада «скорой помощи», папа встречает и приглашает в дом.
- Возрастная адресованность: 6-8 лет.
- Дети смотрят мультфильм по телевизору.
- Пожарные и спасатели ставят машины на стоянку, берут угощения и идут проведывать больных зверей.
- Возрастная адресованность: 5 – 8 лет
Воспитатель знакомится с перспективным планом развития и обогащения игровой деятельности, выявляет личных интересы детей и способность самостоятельного продумывания сюжета. С учётом полученных данных он приступает к организации сюжетно-ролевой игры в группе.
1. Выбор темы игры, составление примерного плана игры с возможными вариантами сюжета.
2. Подготовка игровой среды: предметы мебели, игровые атрибуты и заменители, детали костюмов, материалы для самостоятельного изготовления предметов по замыслу.
3. Создание мотивации и начало игры:
o воспитатель создаёт игровую или проблемную ситуацию («Ребята, Чебурашка никогда не был в цирке, покажем ему представление?», «Жители острова Чунга-Чанга приглашают нас в гости!», «У кукол скопилось много грязной одежды, устроим для них прачечную!»);
o проведение краткой беседы по теме игры («Какие номера исполняют в цирке?», «Что необходимо для морского путешествия?», «Какие бытовые приборы есть в прачечной?»);
o руководство к игре (для младших дошкольников - прямое, для ребят постарше — косвенное): распределение ролей, обозначение примерного сюжета;
4. Поддержание игровой ситуации: контроль за эмоциональным состоянием всех участников игры, подсказки для обогащения сюжета, подбадривание;
5. Завершение игры: анализ исполненных ролей, воплощения сюжетной задумки, похвала в инициативности и проявлении фантазии.
Картотека сюжетно-ролевых игр
Таблица 2
Возрастная группа
| Методические приёмы
| Примерная тематика
| Первая младшая (ясельная)
| Ролевое парное взаимодействие: воспитатель в качестве партнёра по игре развивает способности ребёнка, исполняет «ведущую» роль.
| · - Бытовые сюжеты: «Дом»,
«Семья», «Мама и малыш», «Семейное чаепитие», «Выставка животных» (с плюшевыми игрушками), «Обед для кукол».
· - Профессии людей: «Магазин», «Почта», «Водитель и пассажир», «Строители», «В парикмахерской».
| Вторая младшая
| Ролевой диалог:
· с воспитателем;
· с ребёнком.
| - Бытовые: «День рождения», «Праздник в кругу семьи», «Собираемся на прогулку», «Зоопарк» (с игрушками-заместителями или масками животных).
- Деловые: «На приёме у врача», «Больница для кукол», «Поварята», «Магазин игрушек», «Почтальон».
- На темы литературных произведений: сюжеты народных сказок «Рукавичка», «Лиса и заяц», «Теремок», «Колобок», по мотивам авторских сказок «Путешествие с Айболитом», «Мойдодыр в гостях у ребят».
| Средняя
| Построение игры основывается на умении менять роль одного и того же ребёнка во время одной игры:
· на первоначальном
этапе освоения нового способа игры воспитатель является партнёром, помогает детям («Сейчас я тоже пассажир автобуса. Теперь я кондуктор/дорожный инспектор/работник заправки/автослесарь»);
· игры с партнёром и в небольших подгруппах.
| - Бытовые: «У нас в семье появился младенец», «Мамин праздник», «Большая стирка»/«Генеральная уборка», «Банный день» (с куклами), «В метро».
- Деловые: «Водители грузовиков», «Универсальный магазин», «Стройка» (дома, моста, башни, крепости), «Скорая медицинская помощь», «В аптеке», «Ветеринарный центр», «Моряки и рыбаки», «В цирке».
- Литературные: «Почтальон Печкин в Простоквашине», «Путешествие к Чебурашке на родину», «Праздник на острове Чунга-Чанга».
- Героико-патриотические: «Пожарные».
| Старшая
| Дети развивают умение действовать в сюжетно-ролевой игре по принципу «Смысловой куст»: у одного ребёнка сменяется несколько ролей за игру. Развивающий элемент в игре старший дошкольников — введение нестандартного персонажа (Баба-Яга в парикмахерской, крокодил Гена в музее, Чебурашка в космосе и т. д.).
| - Бытовые: «Переезд в новую квартиру»/«Новоселье», «Правила дорожного движения».
- Деловые: «В детском саду» (куклы заменяют воспитанников, дети исполняют профессиональные роли — воспитатель, заведующая, нянечка, завхоз и др.), «Процедурный кабинет»/«Травмопункт», «В сберегательной кассе»/«Банк», «Дизайнерская студия», «Автосервис», «Модное ателье», «Фотосалон», «Салон красоты»/«Студия маникюра», «Библиотека».
- Литературные: «Серая шейка», «Царевна-лягушка», «Незнайка в цветочном городе».
- Героико-патриотические: «Спасатели», «Пограничные», «Оборона крепости», «Запуск спутника».
| Подготовительная
| Сюжетно-ролевые игры строятся детьми 6–7 лет по принципу придумывания:
· «расшатывание» сюжета знакомой сказки;
· придумывание новой сказочной истории;
· телефонные разговоры;
· придумывания реальных историй из жизни.
| - Бытовые: «Прогулка по городу», «Экскурсия в музей», «Новый год в кругу семьи», «Ремонт в квартире», «Участвуем в субботнике», «Наши питомцы».
- Деловые: «Корреспонденты», «Кафе», «В театре», «Город мастеров», «В офисе», «Турагенство», «Салон связи», «Модница — ателье для леди», «На телевидении», «Школа», «Железнодорожный вокзал»/«В аэропорту».
- Литературные: «Зимовье», «Чук и Гек», «В поисках подснежников», «Принцесса на горошине».
- Героико-патриотические: «Служба спасения»/«МЧС», «Полицейский участок», «ГИБДД», «Полёт Юрия Гагарина», «Высадка на Луне».
- Режиссёрские: дети учат персонажей кукольного или пальчикового театра исполнять свои роли.
|
Временной план игры в детском саду
Положения СаНПин по организации режима работы в ДОУ не содержат прямых указаний по длительности игровой деятельности дошкольников. Поскольку организованная педагогом сюжетно-ролевая игра считается формой обучения в детском саду, приравняем её длительность к временным нормам образовательных и физкультурных занятий.
Если воспитатель видит заинтересованность детей в более длительной игре и не наблюдает признаков переутомления или чрезмерного перевозбуждения, стоит немного увеличить время на игру.
|