Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Игровые практики познания мираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ) Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, непрерывное стремление к экспериментам, желание все время находить решение при наличии проблемной ситуации. Сведения об окружающем мире усваиваются более прочно и надолго тогда, когда ребенок видит, слышит и делает все самостоятельно. Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние. Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность актуальна как никогда Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Поэтому, необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Исследовать, открыть, изучить – это предполагает выполнить шаг в то, что неизведанно. В свое время Иван Михайлович Сеченов писал о прирожденной и «крайне драгоценной» характеристике нервно-психической организации детей – безотчетном стремлении к пониманию окружающей жизни. Организуя игры-экспериментирования, необходимо предусмотреть включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, детям предоставляется возможность приобретать знания самостоятельно. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности: наблюдением, развитием речи, изобразительной деятельностью, трудовой деятельностью, чтением художественной литературы, физической культурой, музыкой, формированием элементарных математических представлений. О важности в жизни детей игр экспериментов вы можете познакомиться на слайде. Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища, готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера. Главное, создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира. Структура игры-экспериментирования: - постановка проблемы; - поиск путей решения проблемы; - проведение наблюдения; - обсуждение увиденных результатов; - формулировка выводов. Цели игры-экспериментирования: - развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию; - развитие словаря; - ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира; - углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе. Задачи образовательные: -познакомить детей со свойствами предмета исследования; -формировать умение делать открытия и выводы; -обучать плавному направленному выходу на предмет. Задачи развивающие: -развивать экспериментальную деятельность; -развивать речь детей; -развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику; -развивать внимание, мышление, память. Задачи воспитательные: -воспитывать самостоятельность и активность; -воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость; -воспитывать аккуратность в работе. Игры - экспериментирования классифицируются: -по характеру объектов; -по месту проведения опытов; -по количеству детей; -по причине их проведения; -по характеру включения в педагогический процесс; -по продолжительности; -по количеству наблюдений за одним и тем же объектом; -по месту в цикле; -по характеру мыслительных операций; -по характеру познавательной деятельности детей; -по способу применения. Объекты детского экспериментирования: неживая природа, живая природа, другие материалы. Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития, в свободном доступе должен быть центр экспериментирования который включают в себя: - разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы; - бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.); - разные виды бумаги, пластилин; - медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.); - прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито); - детские фартуки; - полотенца, салфетки, щетка, совок. В центре экспериментирования должны быть выделены: - место для постоянной выставки, где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы); - место для приборов; - место для хранения материалов (природного, "бросового"); - место для проведения опытов; - место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) В соответствии с возрастом детей проводится отбор игр-экспериментов и оформляется картотека. Используются карточки – схемы проведения игр – экспериментов, что в свою очередь помогает заинтересовать детей процессом экспериментирования. Игры-эксперименты разработаны (и должны использоваться воспитателем) с учётом следующих факторов: - возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности; - доступность содержания игр; - сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей; - обеспечение «культурной практики» детей в игре; - сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности; - соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе; - постепенное усложнение игр; - цикличность организации игр. Для детей каждого возрастного периода следует подбирать игры – эксперименты, соответствующие ведущей игровой деятельности. Так, например, в младшем возрасте игры – эксперименты должны быть предметного содержания, поскольку познавательная жизнь ребёнка до трёх лет строится вокруг мира предметов и манипуляций с ними. В среднем дошкольном возрасте экспериментирование всё больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребёнка. В игре 4 – 5 – летнему дошкольнику даётся определённый сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит ему экспериментировать в заданных условиях. Для детей старшего дошкольного возраста игры – эксперименты ориентированы на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую как можно больше «культурной практики». Такая практика позволяет самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления в систему знаний, установить простейшие причинно-следственные связи, сделать правильные выводы. Самое главное, что ребёнок делает их самостоятельно, при косвенном участии взрослого. В заключение хочется процитировать слова Климента Аркадьевича Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» Список используемой литературы: 1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26. 2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. 3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с. 4. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12. 5. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.240 (0.008 с.) |