Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Трудовые ресурсы как социально-экономическая категорияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Трудовые ресурсы – это сложная социально-экономическая категория. Социальную сущность их в определенных производственных условиях составляют люди, а экономическую – их рабочее время, возможное для использования в общественно-полезном труде. Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». Население – это естественно-исторически складывающаяся и непрерывно возобнавляющаяся в процессе производства и воспроизводства жизни совокупность людей, проживающих на определенной территории – в селе, городе, районе, регионе, стране. В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе. Трудовые ресурсы = население трудоспособного возраста – неработающие инвалиды I и II групп трудоспособного возраста – неработающие льготные пенсионеры + работающие подростки + работающие пенсионеры. Трудовые ресурсы – социально-экономическая категория, характеризующая потенциальные запасы труда, которыми обладает общество на данном этапе своего развития, и отношения, складывающиеся в процессе их воспроизводства. В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную). Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников. Возраст является критерием отнесения населения к трудовым ресурсам. Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов. Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ – верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста.
Численность трудовых ресурсов может быть увеличена за счет естественного прироста населения в трудоспособном возрасте, сокращения доли нетрудоспособных среди лиц трудоспособного возраста, пересмотра возрастных границ трудоспособности. Возрастные границы устанавливают в каждой стране действующим законодательством. В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин – 16-59 лет (включительно), у женщин – 16-54 года. Для женщин-механизаторов, имеющих 15-летний стаж работы, верхняя граница трудоспособного возраста 50 лет. Границы трудоспособного возраста могут меняться в зависимости от особенностей социально-экономического развития страны. Например, в годы первой пятилетки, ВОВ и первый послевоенный период нижний предел был установлен на уровне 14 лет. Начиная с 1956 года и по настоящее время эта граница находится на уровне 16 лет. В России законодательная власть неоднократно рассматривала вопрос о необходимости увеличения возрастного порога для мужчин – с 60 до 65 лет, для женщин с 55 до 60 лет. Однако низкая продолжительность жизни, высокая смертность в трудоспособном возрасте вынуждают государство откладывать решение этого вопроса до более благоприятного времени. Численность населения нашей страны можно подразделить на три группы: в дорабочем возрасте – с момента рождения до 15 лет включительно; в рабочем возрасте – мужчины 16-59 лет, женщины – 16-54 года (включительно); в послерабочем возрасте – мужчины старше 60 и женщины старше 55 лет. Не все население, находящееся в рабочем возрасте, принимает участие в трудовой деятельности. Трудоспособное население – это совокупность лиц, преимущественно в трудоспособном возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовой деятельности. Показатель трудоспособного населения рассчитывается как разность между численностью его в рабочем возрасте и той частью населения, которая не работает по независящим от нее причинам (инвалиды; больные, длительно находящиеся на лечении). С 1993 года состав и статус трудовых ресурсов в России по методике Международной организации труда (МОТ) делятся на «экономически активное» и «экономически неактивное население». Экономически активное население представляет собой совокупность лиц, способных участвовать в общественном производстве, т.е. в производстве материальных ценностей и оказании услуг.
По классификации МОТ население старше определенного минимального возраста, установленного для учета экономически активного населения (в России – 16 лет), подразделяется на три категории: занятые, безработные и вне рабочей силы. 1 категория – занятое население – это лица, вовлеченные в производственную и непроизводственную деятельность. К занятым относят: работающих по найму постоянных, временных, сезонных работников; предпринимателей (занятых на собственных предприятиях); лиц свободных профессий; военнослужащих; учеников, осваивающих специальность и получающих заработную плату. 2 категория – безработные – это трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. Занятые и безработные составляют рабочую силу, или население, активное в данный период. Они характеризуют число лиц, образующих предложение рабочей силы. 3 категория – лица вне рабочей силы включают остаточные группы, которые не имеют работы, не ищут ее и не готовы работать, том числе лица моложе трудоспособного возраста. Эта группа представляет население, которое в данный момент экономически неактивно. Экономически неактивное население – это население, которое не входит в состав экономически активного население, включая лиц младшего возраста, установленного для измерения численности. Численность экономически неактивного населения включает следующие категории: *учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие учебные заведения (включая дневные аспирантуры); *лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсию по случаю потери кормильца при достижении ими пенсионного возраста; *лица, получающие пенсии по инвалидности (I, II, III группы); *лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными членами семьи и т.п.; *лица, отчаявшиеся найти работу и прекратившие её поиск; *другие категории граждан, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода. Понятия «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» не тождественны. Первое из них более широкое, так как включает в себя и не участвующую в процессе производства определенную долю запасов труда, которая, например, по всем категориям работников сельского хозяйства состоит из фактически работающих в общественном секторе; занятых в личном и домашнем хозяйстве; находящихся на профессиональной подготовке. Рабочая сила – это люди, реально функционирующие в процессе производства; она составляет первую часть трудовых ресурсов, две последние их части представляют собой потенциальную рабочую силу. Рабочая сила и трудовые ресурсы имеют качественные определенности, которые лежат в различных плоскостях. Превращаясь в совокупную рабочую силу, трудовые ресурсы приобретают качественную определенность. Совокупная рабочая сила представляет определенным образом используемые трудовые ресурсы, а трудовые ресурсы – это та основа и источник, за счет которого происходит формирование рабочей силы общества. Для определения участия человека в экономических процессах используют понятия «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий капитал».
В начале XX в. люди рассматривались как специфический вид ресурсов, потребляемых общественным производством, и использовались понятия «рабочая сила» и «трудовые ресурсы», под которыми понималась совокупность физических и умственных способностей людей, используемых ими в производстве материальных благ и услуг. Рабочая сила – способность человека к труду, т.е. совокупность физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется показателями здоровья, образования и профессионализма. Трудовые ресурсы представляют собой трудовой резерв; их способности к труду могут быть использованы в будущем. Трудовые ресурсы региона характеризуются показателями численности, демографической, отраслевой, профессиональной структурой. Процесс превращения трудовых ресурсов в рабочую силу проходит ряд стадий. На первой стадии трудовые ресурсы существуют в виде потенциальной рабочей силы (некоторого множества трудоспособных работников, обладающих совокупностью физических и духовных способностей), которая вне трудового процесса, т.е. вне предметов и орудий труда, не проявляется. На второй стадии трудовые ресурсы распределяются по рабочим местам. Начинается процесс расходования физических и умственных способностей, и трудовые ресурсы становятся рабочей силой. На третьей стадии рабочая сила, расходуясь во времени и реализуясь в трудовом процессе, создает потребительные стоимости. С момента прекращения трудовой деятельности рабочая сила вновь становится трудовыми ресурсами. В отличие от трудовых ресурсов трудовой потенциал – это конкретные работники, степень возможного использования которых в производстве известна. Трудовой потенциал – это предельная величина возможного участия человека в производстве с учетом его психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта. Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, т.е. по отношению к индивиду трудовой потенциал – это часть потенциала человека который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания, жизненного опыта. Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и накапливаемые в процессе трудовой деятельности способности работника повышаются по мере развития и совершенствования знаний и навыков, укреплении здоровья, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т.п.
Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств человека, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами считают здоровье, природные способности, образование профессионализм, мобильность. Понятие «человеческий капитал» соответствует современной оценке роли и места человека в экономической системе общества, и ценность этой концепции состоит в следующем: -человек в ней рассматривается в единстве экономического, социального и индивидуального аспектов; -в понятии «человеческий капитал» выделяют три группы качеств и способностей, характеризующих человека в трудовой деятельности: физические, интеллектуальные и психологические; -использование понятия «капитал» для определения роли человека в экономической системе общества указывает на необходимость инвестирования в человеческий капитал и возможность получения длительного эффекта от этих вложений; -понятие «человеческий капитал» является характеристикой свободного индивида, самостоятельного агента на рынке труда. Человеческий капитал представляет собой сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности. Приобретая форму капитала в связи с непрерывностью процесса накопления, он содействует росту производительности труда и влияет на рост доходов человека и экономики в целом. Сущность концепции человеческого капитала состоит в утверждении определяющего значения в воспроизводственном процессе накопления человеком знаний, опыта и квалификации. Человеческий капитал, как производственный и финансовый, способен приносить доход. Он включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию. Человеческий капитал может быть приобретен как в процессе образования, так и в процессе труда, по мере накопления опыта. Чем выше человеческий капитал, тем больший доход он приносит. Работники с более высоким уровнем образования получают в среднем более высокий доход. Однако те, кто решит повысить уровень своего образования, должны учитывать, что они первое время теряют в заработке, и только в перспективе их средний доход будет превышать доходы работников с более низким уровнем образования. Процесс обучения и повышения квалификации должен быть непрерывным. Государственная политика занятости должна быть непосредственно связана с потребностями рынка и быть достаточно динамичной. Затраты государства на науку и образование следует рассматривать как долговременные инвестиции, которые в дальнейшем принесут прибыль в виде научных знаний, навыков и опыта работников. Принимая решение сегодня, не следует забывать, что его результаты будут ощущаться через много лет, так как это необходимый диапазон преемственности поколений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.236 (0.013 с.) |