Вопрос 2. Регулирование рынка труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Регулирование рынка труда



Политика регулирования рынка труда предусматривает достиже­ние трех основных целей: стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников; наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предо­ставление работы каждому, кто ее ищет.

Методы и меры государственного регулирования рынка труда можно дифференцировать по различным признакам.

1. По объектам воздействия выделяют меры общего воздействия и специальные меры. Объектами воздействия являются: все население, отдельные группы работников, предприниматели и их группы и др.

2. По направлению воздействия выделяют меры:

 * увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу;

 * увеличивающие (уменьшающие) предложение рабочей силы;

 * влияющие на структуру спроса и предложения;

* нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения.

3. По форме воздействия на рынок труда выделяют:

3.1. Прямые методы регулирования, включающие:

* государственное субсидирование занятости на предприятиях   различных форм собственности;

* стимулирование гибких форм занятости;

* изменение годового фонда рабочего времени и т.п.

3.2. Косвенные методы регулирования, включающие:

*  регулирование демографической ситуации;

* увеличение государственных заказов, закупок;

* смягчение налогового проса;

* поощрение инвестиционной деятельности;

* стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и др.

4. По характеру воздействия на рынок труда выделяют: поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные меры.

5. По содержанию регулирующих мер:

* меры экономического характера (поддержка экономически целесообразных рабочих мест, специализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса, организация общественных работ);

* меры административного характера (снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства, изменение определения экономически активного населения);

* смешанные меры, сочетающие экономическое и административное регулирование (финансовая, налоговая, таможенная, инновационно-инвестиционная политика).

6. По уровню управленческого воздействия определяют общегосударственные, региональные, отраслевые и внутрифирменные методы.

7. По источникам финансирования различают мероприятия, финансируемые из государственного бюджета, за счет внебюджетных средств, средств Фонда занятости, средств коммерческих организаций и др.

8. По продолжительности воздействия выделяют краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (5 лет и более) методы.

Все мероприятия в области государственной политики занятости группируются по двум направлениям: пассивная политика занятости и активная политика занятости.

Пассивная политика занятости включает следующие мероприятия:

1) субсидирование занятости, в том числе:

- субсидии в сферу регулирования занятости в частном секторе;

- поддержка безработных, открывающих собственное дело;

- субвенции на создание дополнительных рабочих мест в районах, где сложилась чрезвычайная ситуация на рынке труда;

- льготное кредитование;

2) оформление досрочного выхода на пенсию при условии наличия обязательного уровня трудового стажа, дающего право на получение пенсии в полном размере, но не ранее чем на 2 года до установленного законодательством срока выхода на пенсию;

3) социальная защита, в том числе выплата пособий по безработице.

       Активная политика занятости включает такие приоритетные направления, как содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение и консультирование, гибкие формы занятости, квотирование рабочих мест, содействие временной занятости, поддержку малого предпринимательства.

Регулирование рынка труда, проводимое государством, осуществля­ется в краткосрочном и долгосрочном периодах. Меры краткосрочного периода включают всевозможное стимулирование труда: увеличение государственных расходов на финансирование занятости в общественных работах; субсидирование новых рабочих мест; поддержание самозаня­тости населения.

Долгосрочные меры государства предполагают увеличение гибко­сти рынка труда. Это может быть достигнуто через систему определен­ных действий: переподготовку, переквалификацию работников; раз­витие всех видов информационной базы государственной и негосудар­ственной служб занятости.

Наряду с государственными органами власти в осуществлении политики занятости участвуют негосударственные органы и организа­ции. К таковым следует отнести Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, функционирую­щую на постоянной основе и состоящую из представителей общерос­сийских объединений работодателей, представителей общероссий­ских объединений профессиональных союзов и представителей Пра­вительства РФ. Эта комиссия функционирует на федеральном уровне, способствуя обеспечению единой согласованной политики в области регулирования социально трудовых отношений.

Аналогичные трех- и двухсторонние комиссии создаются и в субъ­ектах РФ, на отдельных территориях страны, что позволяет регулиро­вать рынок труда на всех уровнях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.008 с.)