Вопрос 1. Политика занятости населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Политика занятости населения



В обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, заключается суть политики занятости. Достижение и поддержание такой занятости является целью политики занятости. Но целью такой политики является не просто сохранение общего уровня жизни, создание условий для развития человека, включая создание и совершенствование системы непрерывного образования (начиная с детей и подростков и кончая переподготовкой, повышением квалификации работника в течение всей жизни через определенные промежутки времени). Политика занятости должна формироваться с учетом возможности трудиться разных категорий населения.

Механизм регулирования занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления пу­тем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения про­грамм обеспечения занятости населения.

Направления политики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной политики заня­тости; методы ее проведения и типы государственного воздействия на занятость населения.

Все меры по регулированию занятости подразделяются: по объекту воздействия на рынок труда (общие меры и специализированные); по источнику финансирования.

Методы проведения политики занятости могут быть как прямые (законодательное регулирование), так и косвенные (экономические).

Различают следующие типы государственного воздействия на занятость населения: пассивный (социальная помощь незанятому насе­лению) и активный (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных ра­бот, стимулирование самозанятости, меры помощи регионам).

Государственное регулирование занятости включает разработку целевых и комплексных программ содействия занятости. В настоящее время можно выделить три уровня программ обеспечения занятости населения:

• федеральный;

• субъекта РФ (республиканские, краевые, областные, автоном­ных округов и т.д.);

• местный (на территории органа местного самоуправления).

Каждая программа в общем виде состоит из четырех блоков: аналитического, программно-целевого, ресурсно-обеспечивающего, организационно-координирующего.

При формировании и реализации политики занятости государство руководствуется определенными принципами. Некоторые из них вытекают из основополагающих документов, прежде всего из Конституций РФ и КБР, Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», другие подсказываются опытом рыночных преобразований экономики. Исходя из этого выделяют следующие основные принципы занятости:

· добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду;

· учет национальных, культурных традиций, исторически сложившихся региональных и отраслевых особенностей и потребностей в рабочих местах;

· приоритетное внимание содействию занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы;

· необходимость комплексного подхода к решению проблем занятости, включающего координацию усилий государственных органов, профсоюзов, объединений работодателей всех уровней, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан;

·  учет и обеспечение долговременных национальных интересов.

К основным направлениям государственной политики содействия занятости населения (определенными в ст. 5 «Закона о занятости населения Российской Федерации»), в частности, относятся:

развитие трудовых ресурсов;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

обеспечение социальной защиты в области занятости населения (проведение социальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы);

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места и другие.

В обеспечении занятости населения участвует не только государство, но и работодатели. Эту деятельность они призваны осуществлять в соответствии с законодательством РФ, содействовать проведению государственной политики занятости. Это содействие осуществляется на основе:

* соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения;

* реализации мер, предусмотренных трудовым кодексом РФ, коллективными и договорами и соглашениями по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников;

* создание условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и подготовки работающих и т.д.

Работодатели должны постоянно контактировать с органами службы занятости, профсоюзными органами и предоставлять им информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, их числе и категориях работников, которых они могут коснуться. Кроме того, они должны ежемесячно информировать службу занятости о наличии важнейших мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Политика занятости во взаимосвязи с экономической и социальной политикой реализует экономическую и социальную функции занятости. Экономической функцией занятости является обеспечение работников экономически целесообразными рабочими местами в целях создания материального и духовного богатства общества. Иначе говоря, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Реализация экономической функции зависит от возможностей государства создавать экономически целесообразные рабочие места, от полноты занятости трудоспособного населения на рабочих местах и эффективности использования как рабочих мест, так и рабочей силы. Поэтому достижение полной, продуктивной и эффективной занятости является важнейшей задачей социально-экономической политики в широком смысле, включая и политику занятости, доходов и инвестиционную политику. Под экономически целесообразным рабочим местом понимается физическое рабочее место, обеспеченное оборотными средствами (предметами труда, энергией, заработной платы и т.д.) позволяющее труженику реализовать свой интерес, добиваться высокой производительности труда и иметь достойный заработок, дающий возможность нормально жить и реализоваться работнику и его семье. Подобные рабочие места должны заполняться подготовленной рабочей силой. Лучших результатов можно достигнуть только тогда, когда профессионально-квалификационная структура рабочей силы будет соответствовать структуре рабочих мест, создаваемых с учетом научно-технического прогресса. Поэтому, если спрос на такие рабочие места будет удовлетворяться соответствующим предложением рабочей силы, то можно говорить о состоянии равновесия рабочей силы и рабочих мест. Экономически целесообразные рабочие места должны быть общественно полезными и оплачиваемыми. В этом смысле можно говорить о том, что они являются продуктивными.

Социальная функция занятости показывает зависимость всестороннего развития человека от занятости в различных его видах, но прежде всего от занятости в народном хозяйстве. Вместе с тем, она раскрывает обратную связь, заключающуюся в том, что сама занятость ориентирована не только на достижение экономических, политических задач, но и на развитие самого человека как высшей ценности, как цели жизнедеятельности общества. Всесторонне развитый человек может более активно и плодотворно участвовать в управлении производством и обществом, в защите окружающей среды, в принятии решений, затрагивающих его жизнь.

Все виды человеческой деятельности выполняют социальную функцию, Но особая роль принадлежит профессиональному труду в экономике. Обесценивание труда, сведение его только к обеспечению условий существования обедняет жизнедеятельность человека, снижает его потребности, стимулы. Занятие трудом должно обеспечиваться не принуждением, а созданием атмосферы уважительного отношения к труду, достойным его вознаграждением.

Социальная функция разнообразных видов занятости способствует развитию человека и общества, и наоборот, отсутствие занятости тормозит их развитие. Рынок труда самостоятельно не справляется с решением проблем занятости. В этих целях нужна активная политика государства. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.006 с.)