Вопрос 3. Оценка безработицы. Пути минимизации безработицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Оценка безработицы. Пути минимизации безработицы



Для анализа безработицы следует определить ее продолжитель­ность, т.е. величину, характеризующую в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматрива­емого периода, а также численность безработных, которые в этот пери­од были трудоустроены.

По российскому законодательству размеры пособий по безработи­це дифференцируются в зависимости от категории граждан, признан­ных безработными. Уволенным с предприятий и признанным Госу­дарственной службой занятости безработными пособие по безработи­це выплачивается:

• в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их средне­месячного заработка, исчисленного за последние три месяца по по­следнему месту работы (службы);

• в последующие четыре месяца — в размере 60%;

• в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаях не ниже уста­новленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области и т.д.

Продолжительность выплаты пособия не может превышать 12 мес. в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев; исключе­ние составляют лица предпенсионного возраста, для которых период выплаты пособия при определенных условиях может достигать 24 ка­лендарных месяцев.

По истечении 12-месячного периода выплаты пособий по безрабо­тице граждане, не нашедшие работу, теряют в последующие 6 мес. пра­во на их получение.

При анализе безработицы изучается ее структура по следующим половозрастным, профессионально-квалификационным и социаль­ным признакам:

• по возрасту, с выделением молодежной безработицы и безрабо­тицы лиц предпенсионного возраста;

• по социальным группам (рабочие, служащие);

• по уровню образования;

• по профессиональным и стажевым группам;

• по уровню доходов и обеспеченности;

• по причинам увольнения;

• по ментальным группам.

Анализ структуры безработицы целесообразно проводить на осно­ве сочетания экономико-статистических, оперативных и социологи­ческих методов исследования.

Оценивая уровень безработицы, следует вернуться к понятию «естественная безработица». Она отражает равновесное состояние рынка труда, когда число ищущих работу совпадает с количеством свободных вакансий. Превышение фактического уровня безработицы по сравне­нию с естественной нарушает сбалансированность рынка труда. Сле­довательно, возникает потребность в определении нормы естествен­ной безработицы, которая является расчетным показателем.

Норма естественной безработицы — это доля безработных в общем объеме трудовых ресурсов страны в состоянии полной занятости.

В разных странах уровни безработицы различны, поскольку зави­сят от естественной безработицы, фазы экономического цикла, в кото­рой находится страна, а также проводимой государством политики за­нятости. В экономически развитых странах естественный уровень без­работицы составляет 4—6%, в России — 3—5%.

Когда экономика не может обеспечить рабочими местами всех желающих работать, ее производственный потенциал сужается на вели­чину непроизведенных благ. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема валового национального продукта (ВНП), которое представляет собой разность объемов потенциального и фактического ВНП. Потенциальный ВНПопределяется исходя из предположения, что существуют естественный уровень безработицы, «нормальные» темпы экономического роста.

Известный американский исследователь в области макроэкономи­ки Артур Оукен математически выразил соотношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП, известное во всем мире как закон Оукена. Согласно этому закону, если фактический уровень без­работицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объе­ма ВНП составляет 2,5%. И наоборот, каждые 2,5% прироста реально­го ВНП обусловливают снижение безработицы на 1 %. Это отношение позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с уровнем безработицы.

Безработица и ее рост имеют серьезные последствия: экономиче­ские, социальные, демографические, политические и др. К экономи­ческим последствиям роста безработицы следует отнести увеличение предложения на рынке труда, изменение требований к нанимаемым работникам, структурные сдвиги на рынке труда, усиление нагрузки на социальную инфраструктуру и др.

Для социальных последствий роста безработицы характерным яв­ляется снижение жизненного уровня оставшихся без работы, утрата ими квалификации, обострение криминогенной обстановки в стране.

Издержки безработицы распределяются неодинаково. Уровень без­работицы среди специалистов и служащих ниже, чем у рабочих; уровень безработицы среди молодежи выше, чем у взрослых. То же самое наблю­дается при сравнении уровня безработицы среди мужчин и женщин.

Любое регулирование, в том числе и рынка труда, может быть административным или экономическим. Административные методы предполагают прямое вмешательство в функционирование рынка труда. Экономические методы регулирования – рекомендательные, стимулирующие, а не приказные.

К экономическим методам регулирования занятости относятся следующие меры:

*общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности, стабилизации и в дальнейшем достижение экономического роста;

*государственный контроль за процедурой увольнения работников с предприятий, соблюдение трудового законодательства;

*создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе поддержка малого бизнеса и самозанятости;

*обеспечение профессионального обучения, переподготовки и консультация в целях формирования рациональной структуры занятости;

*финансовая поддержка государством отечественных товаропроизводителей.

В настоящее время тактическая задача в области занятости – приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии.

В КБР была разработана ведомственная целевая Программа содействия занятости населения Кабардино-Балкарской Республики на 2011-2013 годы. Государственным комитетом КБР по занятости населения и его структурными подразделениями в 2011 году реализовывался комплекс мер по содействию трудоустройству населения и социальной поддержке безработных граждан. При содействии органов службы занятости трудоустроено 12348 человек, социальные выплаты были назначены около 28,0 тыс. человек, в том числе пособие по безработице – более 26,0 тыс. безработных граждан, материальная помощь оказана около 1000 безработным гражданам, при содействии службы занятости всего на досрочную пенсию было оформлено 318 человек. За отчетный период службой занятости были организованы оплачиваемые общественные работы для 3,7 тыс. граждан республики. Были организованы и проведены 40 ярмарок вакансий, участниками которых стали 6,0 тыс. граждан, ищущих работу.

Литература

1.Кибанова А.Я. Управление трудовыми ресурсами: Учебник для вузов.- М.: ИНФРА, 2009, с.71-73

2.Корнейчук Б. В. Рынок труда для вузов. - М.: Гардарики, 2007, с.27-33

3.Федеральный Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. Федеральных законов от 30.04.1999 № 85-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, от 27.12.2009 № 367-ФЗ).

4.Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 января 2012 года № 9-ПП «О Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Кабардино-Балкарской Республике в 2012 году»

тЕМА 6. Регулирование занятости и рынка труда

П Л А Н

1). Политика занятости населения.

2). Регулирование рынка труда.

3).Органы Государственной службы занятости и негосударственные структуры содействия занятости



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.008 с.)