Вопрос 3. Фазы воспроизводства трудовых ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Фазы воспроизводства трудовых ресурсов



Воспроизводство трудовых ресурсов – это процесс возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения, включающий три взаимосвязанные фазы (стадии) формирования (или непосредственного производства), распределения, использования. Каждой из этих фаз присущи свои самостоятельные отношения.

Фаза формирования трудовых ресурсов  включает естественное воспроизводство населения, приобретение и развитие способности к труду посредством системы общего и специального образования.

Возможны два типа воспроизводства трудовых ресурсов:

1) экстенсивный тип означает увеличение их численности в отдельных регионах или в стране без изменения качественных характеристик экономически активного населения;

2) интенсивный тип связан с изменением их качества – ростом образовательного уровня, квалификации, физических и интеллектуальных способностей, повышением работоспособности и эффективности труда.

Воспроизводство трудовых ресурсов охватывает процессы, протекающие не только в сфере экономики, но и политические, правовые, моральные, этические, социальные, национально-этнические и др. Процесс воспроизводства является постоянным, непрерывным и обусловлен воспроизводством населения.

Воспроизводство трудовых ресурсов осуществляется за счет населения трудоспособного возраста, а также работников моложе и старше этого возраста. Численность населения трудоспособного возраста зависит от естественной миграции этой части трудовых ресурсов, а работников моложе и старше трудоспособного возраста – от их численности и уровня занятости.

Различают три типа воспроизводства населения (расчет проводится на 1000 человек населения):

A. Простое воспроизводство, когда число рождений и смертей равно, а численность населения стабильна;

Б. Расширенное воспроизводство, характеризуемое превышением числа рождений над числом смертей;

B. Суженное воспроизводство, означающее сокращение численности населения вследствие превышения смертности над рождаемостью.

Уделяя особое внимание процессу воспроизводства населения, как части воспроизводства трудовых ресурсов, государство целенаправленно инвестирует средства общества в общественное развитие. Со второй половины 1980-х гг. наблюдаются негативные демографические изменения: сокращение рождаемости, рост смертности населения, сокращение средней продолжительности жизни людей. Преодолению отрицательных тенденций в процессах воспроизводства населения призвана служить политика государства, направленная на стимулирование рождаемости, упрочение семьи, снижение заболеваемости и смертности населения. На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей социалистической экономики, поэтому в СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость: на предприятиях и в организациях был раздутый управленческий аппарат, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и, как парадокс, одновременно существовала безработица.

Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. Поэтому в частности Роструд совместно с Координационным советом объединений работодателей России, выступает за профессиональную подготовку молодежи как одного из стратегических потенциалов в развитии экономики страны.

На формирование трудовых ресурсов оказывают воздействие такие законы как: соответствие трудовых ресурсов характеру и уровню развития средств производства, перемены труда, возвышения потребностей и др. Для данной фазы важное значение имеет принятие мер, направленных на повышение рождаемости, улучшение охраны здоровья и сокращение смертности. Процесс формирования рабочей силы – это не только восстановление численности трудоспособного населения, но и сохранение качества рабочей силы.

Всю совокупность целей по формированию трудовых ресурсов можно разделить в зависимости от конкретных форм воздействия, назначения и содержания, к которым относят экономические, социальные, экологические, научно-технические, политические и др. Такая дифференциация целей опирается на сущность и социальную ориентацию при формировании трудовых ресурсов для обеспеченности региона рабочей силой.

Например, научно-техническая цель при формировании трудовых ресурсов заключается в обеспеченности количественного и качественного состава организации рабочей силой на этапах разработки и внедрения инновационных технологий в промышленность, а также повышения уровня производительности и эффективности трудоиспользования.

Формирование рынка трудового резерва в основном связано с главной целью – вовлечением трудоспособной части населения в процесс трудоиспользования. Трудовой резерв представлен различными учебными заведениями, которые готовят рабочих, специалистов, управляющих; военнослужащих, подлежащих увольнению; лиц, лишенных свободы и ожидающих освобождения; домашних хозяек, находящихся в поисках работы и т.д.

Однако формирование трудовых ресурсов с учетом потребности региона в рабочей силе может быть осуществлено только на основе использования функции регулирования этой системы.

Фаза распределения включает распределение и перераспределение совокупной рабочей силы по сферам, отраслям экономики и регионам; организованное распределение подготовленных квалифицированных кадров; размещение работников по рабочим местам на предприятиях.

На данной фазе воспроизводства трудовых ресурсов большую роль играет управление процессами трудоустройства населения; совершенствование форм и методов распределения.

О распределении трудовых ресурсов дает представление их структура. Структура трудовых ресурсов выражает соотношение конкретных социально-демографических и профессионально–квалификационных групп населения в составе занятых в экономике и формируется под влиянием различных факторов:

структурных сдвигов в экономике;

состояния рынка труда;

институциональных изменений в собственности;

изменения в благосостоянии семей и др.

Структура трудовых ресурсов включает распределение людей по определенным квалификационным признакам: пол, возраст, образование, место жительства (город или село), общественные группы, национальность и язык, религия, занятость по регионам, отраслям, сферам деятельности и секторам экономики, профессия.

Показатели структуры трудовых ресурсов непосредственно связаны с динамикой трудовых ресурсов, т.е. с их движением. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются показателями абсолютного прироста, темпа роста и темпа прироста.

Абсолютный прирост трудовых ресурсов определяется как разница между численностью трудовых ресурсов на конец и начало календарного года.

Темп роста – это отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода. Если берется темп за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как среднегеометрическая величина.

 На фазе использования трудовых ресурсов происходит непосредственное соединение рабочей силы со средствами труда. В содержание этой фазы входят:

 *сам труд как процесс, в котором фактически реализуется рабочая сила как способность к труду;

 *обеспечение занятости трудоспособного населения трудом;

 *эффективное использование совокупной рабочей силы в интересах развития общества;

 *рациональное использование профессионально подготовленных работников в региональном и отраслевом аспектах;

 *использование индивидуальной рабочей силы в процессе труда с целью достижения его высокой эффективности.

Вопрос 4. Развитие форм и систем подготовки квалифицированных кадров для сельского хозяйства.

       Осуществляемые в сельском хозяйстве экономические преобразования, спад сельскохозяйственного производства, сокращение занятости населения и безработица не могли сказаться на подготовке и повышении квалификации рабочих кадров, а также их использовании.

С изменением отношений собственности, появлением фермерских (крестьянских) хозяйств новое содержание приобрел индивидуальный труд, делающий ставку на универсализм. Требуется, чтобы человек, занятый производством продукции земледелия, обслуживающий животных, владел несколькими профессиями и специальностями. Универсализм был всегда характерен для сельскохозяйственного работника, который должен иметь разнообразные знания и практические навыки, так как без этого невозможно добиться высоких результатов.

Развитие работников в организации предполагает использование различных видов обучения: подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Подготовка персонала – это формирование у работников знаний и навыков в определенной профессиональной сфере, т.е. обучение лиц, ранее не имевших профессии. Начальную профессиональную подготовку осуществляют профессиональные образовательные учреждения (сельские профессионально-технические училища, учебно-курсовые комбинаты, различные курсы). Сельские профессионально-технические училища готовят рабочих более чем по 100 специальностям, дают достаточно широкую общеобразовательную подготовку, как правило, в объеме средней школы. Опыт, накопленный ими, позволяет готовить рабочих широкого профиля, быстро перестраиваться на подготовку новых профессий, появляющихся в связи с изменением производственных условий.

Переподготовка персонала – обучение лиц, имеющих определенные профессии, т.е. получение новых профессий или специальностей. Разновидностями переподготовки кадров являются: 1) обучение вторым (смежным) профессиям с целью расширения профессионального профиля; 2) переподготовка с целью освоения новых профессий в результате внедрения новой техники и для желающих сменить профессию.

Повышение квалификации работников – это углубление, расширение и дополнение приобретенной квалификации, т.е. обучение лиц, имеющих профессию, с целью их профессионального совершенствования.

Развитие производства требует постоянного повышения профессионального мастерства. Лица, имеющие начальный уровень квалификации (прошедшие профессиональное образование в учебных комбинатах или получившие какие-либо знания и навыки на предыдущем месте работы) направляются на дополнительное обучение. А лица, имеющие профессиональную квалификацию, но желающие сменить ее, направляются на переподготовку по другой профессии.

Стимулом повышения квалификации является материальная заинтересованность. Квалифицированный труд оценивается по более высоким тарифным разрядам и ставкам; за совмещение профессий дополнительно выплачивается определенный процент тарифной ставки.

Методы обучения, используемые современными предприятиями:

-подготовка и переподготовка рабочих, специалистов и руководителей;

-повышение квалификации за пределами организации;

-однодневные или недельные семинары в организации;

-конференции, дискуссии;

-система методов содействия развитию творчества (деловые игры);

-тренинги (поиск решения конкретных хозяйственных задач совместно с учеными) и др.

Своеобразными формами повышения квалификации рабочих кадров являются систематический производственный инструктаж, участие в семинарах и ярмарках, посещение выставок. Большой опыт накоплен у нас по проведению конкурсов рабочих различных профессий: механизаторов, операторов машинного доения, строителей. Это тоже является эффективной формой повышения профессионального мастерства, распространения передовых методов труда.

Полезны и такие формы подготовки и повышения квалификации рабочих кадров, как наставничество, шефство высококвалифицированных, опытных рабочих над молодыми, только что начинающими свою трудовую деятельность.

Литература

1. Вайсбурд В. А. Экономика труда. Учебное пособие - М.: Омега-Л, 2011, с.23-28

2.Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика труда: Учебник. Издательство: М.:Волтерс Клувер, 2011, с.18-24

3.Рофе А. И. Экономика труда. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011, с.35-38

4..Шлендер П.Э., Кокин Ю.П.

 Экономика труда: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. Издательство: Магистр, 2011, с.81-83

Тема 3. Организация использования трудовых ресурсов

П Л А Н

1).Особенности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве

2).Распределение трудовых ресурсов по отраслям, по профессиональным группам, по режимам работы

3).Тенденции в изменении численности и состава трудовых ресурсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.27 с.)