Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Основы управления производствомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
13.1. Производство – процесс создания материальных и нематериальных благ, охватывающий как производительные силы, так и производственные отношения. Это процесс, посредством, которого создаются продукты, необходимые для удовлетворения потребностей человека и общества. Управление производством – это 1) процесс обеспечения эффективного и рационального использования ограниченных ресурсов; 2) процесс использования индивидуального и коллективного труда людей, находящихся в определенных производственных отношениях, создающих продукцию с такими качественными и количественными характеристиками, которые бы обеспечили необходимый уровень спроса у потенциального потребителя; 3) комплекс мероприятий, направленных на рациональное использование производственных ресурсов в пространстве и во времени. 13.2. Производственные процессы классифицируются по различным основаниям. Виды производственных процессов Наименование процесса |
Сущность процесса | Примеры | |||||
1. Подготовительный этап основногопроцесса | Процесс подготовки живого труда в пространстве и времени и орудия труда для преобразования предмета труда в полезный продукт | Процессы по резке металла, штамповке заготовок, их отливке в заготовительных цехах машино-строительного завода и т. п. Подготовка исследователем рабочего места для проведения экспериментов. Подготовка машины и документации для выполнения транспортных услуг. Подготовка больного к операции в хирургическом отделении больницы | ||||||
2. Преобразующий этап основногопроцесса | Процесс преобразования предмета труда путем изменения его форм и/или размеров, физических и/или химических свойств, внешнего вида, вида соединения с другими пред-метами труда, характеристик и/или показателей, состояния и/или потенциала в соответствии с плановым документом или творческим замыслом и т.п. | Изготовление токарем детали для машины и прутка или штамповки. Проведение исследователем лабораторных испытаний по проверке детали на прочность. Проверка шофером узлов грузового автомобиля в соответствии с производственным заданием. Проведение бригадой хирургов операции по удалению опухоли больного | ||||||
3. Заключите-льный этап основногопроцесса | Процесс подготовки преобразованного предмета труда к приобретению им формы товара для отправки или сдачи заказчику (комиссии) | Сборка, испытания, сертификация, упаковка товара. Сдача строительного объекта приемочной комиссии. Согласование и утверждение нормативного документа. Сдача шофером привезенного груза заказчику. Проверка хирургом или комиссией характеристик состояния больного после операции. Уборка рабочего места. Оформление документов | ||||||
4. Вспомогательный процесс | Процесс, конкретно несвязанный с данным предметом труда, обеспечивающий нормальное протекание основных и вспомогательных процессов путем оказания транспортных услуг, услуг по логистике на "входе" и "выходе" организации и т.п. | Изготовление инструмента и приспособлений для нужд всех подразделений организации. Ремонт технологического оборудования и транспортных средств. Выработка сжатого воздуха компрессорной станцией, горячей воды - котельной. Ремонт зданий и сооружений | ||||||
5. Обслуживающий процесс | Материально-техническое обеспечение производства в любой отрасли народного хозяйства, организация сбыта продукции (оказание услуг), оказание транспортно-складских услуг конкретному подразде-лению или заказчику. Выпол-нение обслуживающих функций в различных отраслях народного хозяйства | |||||||
6. Производственный процесс на рабочем месте | Любой вид процесса (основного, вспомогательного, обслуживаю-щего), протекающего на конк-ретном рабочем месте | Изготовление детали на конкретном станке. Работа оператора на компрессорной станции. Работа шофера и т.д. | ||||||
7. Производственный процесс на уровне подразделения | Процесс, протекающий в подразде-лении между рабочими местами, или естественный процесс | Внутрипроизводственное (внутрицеховое) транспортное обслуживание. Охлаждение детали после термообработки на свободной площадке цеха | ||||||
8. Межцеховой производственный процесс | Процесс, протекающий между подразделениями организации | Накопление межцехового страхо-вого или транспортного запаса изделий. Межпроизводственное транспортное обслуживание | ||||||
13.3. Производственные процессы могут быть описаны с помощью различных моделей:
· Каноническая. Описывает взаимосвязи процесса производства продукта с внешней средой включает в себя три элемента: производственный процесс; внешняя среда; входы и выходы процесса.
· Кибернетическая. Позволяет разделить описание производства или сервиса предприятия на две составляющие: 1) производство – как объект управления; 2) управление процессом – система управления (СУ) и разделение внешних связей на детерминированные и случайные.
· Иерархическая. Производственная структура. Организационная структура.
· Сетевая модель. Позволяет описать узловые события процесса производства и связи между ними, то есть рассмотрения с точки зрения бизнес – связей, бизнес – процессов. Сетевая модель используется для упорядочения операций процесса производства, их взаимных связей и оценок стоимостных, временных и технических характеристик процесса.
13.4. Тип производства
Производственные системы производят продукцию разной степени стандартизации: от высокостандартизированной до специальной. В зависимости от степени стандартизации и объема производства товаров различают следующие типы производства: единичное крупномасштабное; серийное производство; массовое производство; непрерывное производство; инновационное производство.
13.5. Производственная структура
В зависимости от формы специализации производственные подразделения предприятия организуются по:
· технологическому принципу (на выполнение отдельной операции или вида работ);
· предметному (на изготовление отдельного вида продукции или ее составной части;
· смешанному (предметно – технологическом)
Основными факторами развития производственных структур предприятия являются:
· регулярное изучение достижений в области проектирования и развития производственных структур с целью обеспечения мобильности и адаптивности структуры предприятия к нововведениям и новой продукции;
· оптимизация числа и размеров производственных подразделений предприятия;
· обеспечение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими подразделениями;
· обеспечение конструктивной однородности выпускаемой продукции;
· рациональность планировки подразделений и генерального плана предприятия;
· повышение уровня автоматизации производства;
· обеспечение соответствия компонентов производственной структуры предприятия принципу пропорциональности по производственной мощности, прогрессивности технологических процессов, уровня автоматизации, квалификации кадров и др. параметров;
· обеспечение соответствия структуры принципу прямоточности технологических процессов;
· сокращение нормативного срока службы основных фондов;
· соблюдение графиков планово – предупредительного ремонта.
Производственная стратегия
Производственная стратегия – часть общей стратегии, направленной на производственную деятельность предприятия. Производственная стратегия относится к производственному аспекту деятельности (продукция, процессы, методы и ресурсы производства, качество и цены, сроки изготовления и графики работ).
Производственная стратегия включает в себя структурные решения, технологические решения, конкурентные решения, ресурсные решения.
Факторы, определяющие эффективность производства
· Производственные мощности.
· Планирование и управление производственными процессами.
· Управление качеством производственного процесса.
· Управление ресурсным обеспечением производственного процесса.
· Влияние человеческого фактора.
13.6 .Организация производственных процессов в пространстве
Организация производственного процесса в пространстве представляет собой способ сочетания основных, вспомогательных и обслуживающих процессов на территории организации по переработке ее "входа" в "выход".
Для обеспечения высокого качества процесса в системе сначала (на первом этапе) следует проанализировать: а) силу конкуренции на входе системы; б) обоснованность параметров "выхода", насколько они отвечают требованиям конкурентоспособности; в) степень влияния на процесс параметров внешней среды (политической, экономической, технической) а также инфраструктуры региона; г) конкурентоспособность поставщиков комплектующих изделий, сырья, материалов, и др. Затем, на втором этапе анализируются параметры процесса в системе.
Рис. Взаимосвязи компонентов структуры в организации
производственных процессов в пространстве:
С - секретариат организации; Б - бухгалтерия; ДМ - директор по маркетингу;
КД - коммерческий директор; ТД - технический директор; ДП - директор по производству; ИХ, РХ, ТХ, ЭХ и СХ - соответственно инструментальное, ремонтное, транспортное, энергетическое и складское хозяйства; 1, 2, 3 - связи управления организацией с производством; ПП - подготовительное производство; ПРШ и ПРП2 - преобразующие производства; ЗП - заключительное производство.
Для соблюдения принципа прямоточности, т.е. сокращения пути прохождения предмета труда в организационной и производственной структурах, необходимо располагать подразделения на территории по ходу управленческих и производственных процессов. Кроме того, подразделения одного функционального, производственного назначения на территории должны располагаться рядом.
После анализа соблюдения принципа прямоточности рассчитывается коэффициент прямоточности важнейших частичных управленческих и производственных процессов по формуле:
где Дiопт — оптимальная длина прохождения предмета труда по i-му процессу;
Дiф — фактическая (проектная) длина прохождения предмета труда по i-му процессу.
Основными факторами оптимизации прямоточности процессов являются:
· расположение подразделений организационной и производственной структур по ходу соответствующих процессов;
· концентрация процессов под одной "крышей";
· сокращение расстояния между компонентами процессов;
· системный анализ и оптимизация коэффициента прямоточности единичных управленческих и производственных процессов;
· автоматизация процессов;
· обеспечение пропорциональности частичных процессов;
· анализ рационализации структур и процессов.
13.7. Организация производственных процессов во времени
Организация производственного процесса во времени представляет собой способ сочетания во времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов по переработке "входа" организации в ее "выход". Важнейшим параметром организации производственного процесса во времени является производственный цикл изготовления предмета труда, оказания услуги или выполнения работы от подготовительных операций до заключительных. Длительность производственного цикла состоит из рабочего времени и времени перерывов.
Рабочий период изготовления предмета труда состоит из времени технологических операций, транспортно-складских операций и контрольных операций.
В свою очередь, время технологических операций состоит из подготовительно-заключительного времени и штучного времени. Подготовительно-заключительное время затрачивается в начале рабочей смены на подготовку рабочего места, отладку оборудования, приспособлений, установку инструментов и в конце рабочей смены на снятие приспособлений, инструментов и т. п. Это время тратится на партию обрабатываемых в течение смены предметов труда.
Рис. Структура производственного цикла
Перерывы в рабочее время подразделяются на естественные процессы (сушка, нормализация после термообработки и другие операции, протекающие без участия человека), организационные перерывы (ожидание освобождения рабочего места, задержка поставки комплектующих изделий и т.п.), регламентированные перерывы (перерывы на обед, отдых и т. п.).
Длительность производственного цикла изготовления изделия в целом рассчитывается после построения графика протекания сложного процесса сборки изделия и расчета длительности производственных циклов изготовления штучных деталей или их партий. Эта работа выполняется технологами.
Основными факторами сокращения длительности производственных процессов являются:
· упрощение кинематической схемы изделия, его конструкции, повышение уровня блочности для изделий крупносерийного и массового производства. "Простота конструкции — мерило ума конструктора";
· упрощение и совершенствование технологических процессов изготовления изделия;
· унификация и стандартизация составных частей изделия, его конструктивных элементов, элементов технологических процессов, оборудования, оснастки, организации производства;
· углубление подетальной, технологической и функциональной специализации на основе унификации и увеличения программы выпуска изделий и его составных частей;
· сокращение удельного веса механически обрабатываемых деталей;
· анализ соблюдения принципов рациональной организации производственных процессов: пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности и др.;
· механизация и автоматизация учета времени, контрольных и транспортно-складских операций;
· сокращение времени естественных процессов путем замены их соответствующими технологическими процессами;
· сокращение межоперационных перерывов;
· увеличение удельного веса технически обоснованных норм времени, норм обслуживания, норм расхода ресурсов. Стимулирование экономии времени и выполнения требований по качеству.
13.8. Организация и обслуживание рабочих мест
Под рабочим местом понимается часть производственной площади с размещенным на ней технологическим оборудованием и инвентарем, необходимым для эффективного выполнения рабочим или бригадой определенного производственного задания. Рабочее место является первичной ячейкой производственной структуры предприятия. Организация рабочего места представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание на рабочем месте всех необходимых условий для высокопроизводительного труда, на повышение его содержательности и охрану здоровья рабочего. Она включает: выбор рациональной специализации рабочего места и его оснащение оборудованием, оснасткой и инвентарем; создание комфортных условий труда; рациональную планировку; бесперебойное обслуживание рабочего места по всем функциям. Конкретное содержание работ по рациональной организации рабочих мест зависит от многих факторов: вида труда (умственный или физический, тяжелый или легкий, разнообразный или монотонный), условий труда (комфортные или неблагоприятные), типа производства и т. д. [20].
Компонентами рабочих мест являются:
· производственная площадь;
· предмет труда;
· орудие труда;
· технология;
· работник;
· менеджмент.
Рабочие места могут быть в организационной и производственных структурах, их виды и взаимосвязи показаны на рис.
Рис. Виды рабочих мест на предприятии и их взаимосвязи
Обозначения:
РМУ — рабочие места управленческих работников; РМС — рабочие места специалистов; РМП — рабочие места обслуживающего персонала; РМР — рабочие места основных рабочих; РМВ — рабочие места вспомогательных рабочих; РМО — рабочие места обслуживающих рабочих
Основные параметры рабочих мест:
для производственных помещений:
· размеры, площадь, объем;
· эргономические показатели;
· экологические показатели;
· коммерческие показатели;
для предметов и орудий труда:
· качество товара;
· цена товара;
· затраты на эксплуатацию (применение);
· качество сервиса товара;
· внешние факторы (факторы времени, риска и др.).
для технологии:
· прогрессивность;
· ресурсоемкость;
· возраст;
· уровень безопасности выполнения работ;
· экологичность и эргономичность технологии.
для работника:
· творческий потенциал (образование, профессионализм, навыки и т.п.);
· способности;
· интеллигентность;
· темперамент;
· характер;
· воля.
для менеджмента:
· качество системы управления (менеджмента);
· качество управленческого решения;
· применяемость научных подходов к управлению;
· качество работ по нормированию и планированию и др.
К системам обслуживания рабочих мест предъявляются следующие требования: 1) плановость; 2) предупредительность; 3) надежность; 4) комплексность; 5) экономичность; 6) мобильность.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.199 (0.013 с.)