Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы системного подходаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
· Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. · Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой. · Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры. · Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом. · Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы. Основные определения системного подхода Система — совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность или единство. · Структура — способ взаимодействия элементов системы посредством определённых связей (картина связей и их стабильностей). · Процесс — динамическое изменение системы во времени. · Функция — работа элемента в системе. · Состояние — положение системы относительно других её положений. · Системный эффект — такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей. · Структурная оптимизация — целенаправленный итерационный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений. Структурная оптимизация практически достигается с помощью специального алгоритма структурной переорганизации элементов системы. Разработана серия имитационных моделей для демонстрации феномена структурной оптимизации и для обучения. Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики[ к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы. Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов: 1. Системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей; 2. Системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы; 3. Системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы; 4. Системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой; 5. Системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы; 6. Системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность; 7. Системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой; 8. Системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития. Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале. Логический подход – воснове которого лежит применение в управлении законов и принципов логики. К методологическим принципам диалектической логики относят: · объективности; · всесторонности; · историзма; · тождества; · непротиворечия; · исключенного третьего; · достаточного обоснования. Процессный подход. Процессный подход к управлению представляет собой серию взаимосвязанных функций управления, представляющий собой непрерывный процесс. Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процессный подход в управлении - подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании. Процессный подход базируется на нескольких основных принципах: · Восприятие бизнеса как системы (см. Системный подход) o Любое предприятие рассматривается как система, а его развитие — как происходящее по законам сложных систем o Будучи в устойчивом состоянии, никакая система не может эволюционировать o Решение локальных проблем не может изменить систему. Ее изменение возможно лишь в целом · Восприятие деятельности как процесса o Можно рассматривать любую деятельность как процесс, и поэтому ее можно улучшить o Деятельность любого предприятия можно рассматривать как сеть связанных между собой процессов, поскольку все виды деятельности предприятия и процессы, соответствующие им, взаимосвязаны o В любой деятельности может иметь место разделение как по времени, так по материальным ресурсам и персоналу o Любая целенаправленная, спланированная и при этом использующая ресурсы деятельность преобразует входную продукцию в выходную o Каждый процесс имеет внешнего или внутреннего поставщика входных ресурсов и внешнего или внутреннего потребителя выходного продукта или услуги · Стандартизация и прозрачность ответственности o Высшее руководство должно полностью отвечать за создание системы качества на предприятии и управление качеством o Каждый процесс должен иметь владельца, то есть должна иметь место персонификация, и ответственность должна распределяться по всем видам деятельности o Все процессные составляющие должны быть по возможности максимально стандартизированными и прозрачными o Следует проводить стандартизацию на основе взаимосвязанных стандартов, которые реализуются в виде нормативной документации и корпоративных стандартов Процессный подход является базой построения Системы Менеджмента Качества на предприятии. Процессный подход, наряду с общей идеологией, включает в себя не только описание бизнеса как сети взаимосвязанных процессов, но и постоянный контроль, управление и совершенствование процессов. Таким образом, применение процессного подхода требует описания, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов. Здесь, в свою очередь, встает вопрос о программном обеспечении управления бизнес-процессами. Примером продукта, который обеспечивает выполнение указанных функций, может послужить "ПитерСофт: Управление процессами" на платформе "1С: Предприятие 8.2.", который сочетает в себе особенности систем электронного документооборота и систем класса Workflow, BPMS. Ситуационный подход. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организации. Центральным понятием ситуационного подхода является ситуация.Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые решающим образом влияют на организацию в конкретное время. Ситуационный подход - ориентация управления внутри предприятия на совокупность различных по своей природе воздействия переменных, характеризующих определенную ситуацию. Организация и методы управления строятся в соответствии с ситуацией, в которой находится в данное время предприятие или учреждение. Меняется ситуация - меняются методы управления и поведение лица, принимающего решение. Таким образом, в отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, в менеджмент входит постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию. Концепция процесса управления, ориентированная на ситуационный подход, применима ко всем организациям, потому что ситуационный подход пытается увязать конкретные принципы и методы работы с определенными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. При этом каждая ситуация рассматривается так, чтобы определить её уникальные свойства перед тем, как принять управленческое решение Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Реализация ситуационного подхода предполагает, что руководитель должен:уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для нее; принять соответствующее решение, которое бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовало бы требованиям, выдвигаемым к организациям со стороны ситуации; уметь предвидеть вероятные последствия - как положительные, так и отрицательные - от применения конкретной методики или концепции; создавать в организации потенциал и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации. С помощью ситуационного подхода руководитель пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Все факторы влияния можно сгруппировать по двум основным классам: внутренних и внешних переменных. Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые по существу являются результатом управленческих решений. К ним относятся цели, структура, трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы, технология и культура организации.При анализе внешних переменных обычно выделяют: переменные прямого воздействия, т. е. те, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации (поставщики, законы и государственные органы, потребители, конкуренты и собственники); переменные косвенного воздействия, т. е. те, которые опосредственно, а не прямо влияют на операции организации и не испытывают на себе прямое же влияние операций организации Воспроизводственно-эволюционный подход. Этот подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими (по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке) совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Каждая новая модель должна быть лучше заменяемой. Важным элементом воспроизводственно-эволюционного подхода является применение опережающей базы сравнения при планировании частных показателей качества и ресурсоемкости обновляемого объекта, базы, отвечающей достижениям научно-технического прогресса в данной области не к моменту планирования или разработки объекта, а к моменту приобретения объекта потребителем. Инновационный подход. Сущность инновационного подхода к управлению заключается в ориентации развития экономики страны на активизацию инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей, являющихся двигателями развития экономики. Факторы производства и инвестиции должны быть средствами научно обо-снованной инновационной деятельности, а не ее целью. Комплексный подход. При применении комплексного междисциплинарного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты управления и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов управления, то проблема не будет полностью решена. Виртуальный подход. Сущность виртуального подхода заключается в применении сети Интернет, сотовой связи и других средств электронной связи с целью формирования виртуальных организационных структур, получения, обработки, использования и передачи информации для удовлетворения соответствующих потребностей при возможности действовать на местном уровне, а конкурировать в глобальном масштабе без прямых контактов с клиентами и партнерами, виртуально преодолевая огромные расстояния. На основе виртуального подхода в настоящее время создаются виртуальные организации, осуществляется множество сделок и т.д. Глобальный подход. Развитие новых информационных технологий на основе электронной связи позволило значительно упростить международную интеграцию и кооперацию. Скорость заключения контрактов и осуществления сделок резко возросла. Современные коммуникации способствуют динамичному и эффективному развитию бизнеса, так как становятся реальностью конкурентные преимущества в любой точке Земли. Сущность глобального подхода заключается в том, что при формулировании и решении большинства проблем обеспечения конкурентоспособности крупных объектов точка обзора мысленно должна быть над глобальной системой, а не на уровне, где находится анализируемый объект. Интеграционный подход. Интеграционный подход к управлению нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:а) между отдельными подсистемами и компонентами системы менеджмента; б) между стадиями жизненного цикла объекта управления (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство и т.д.); в) между уровнями управления по вертикали; г) между субъектами управления по горизонтали. Стандартизационный подход. Целью стандартизации является упорядочение деятельности в какой-либо сфере, формулирование и рациональная унификация (сокращение) понятий, типоразмеров, составных частей какого-либо объекта или его инфраструктуры. Маркетинговый подход. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Эксклюзивный подход. Сущность эксклюзивного подхода к управлению конкурентоспособностью заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством в любой области деятельности или конкурентным преимуществом. Функциональный подход. Сущность функционального подхода заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. При применении функционального подхода идут от потребностей, от требований выхода системы, возможностей на ее входе. При этом абстрагируются от существующих объектов, выполняющих подобные функции. Создатели новых объектов, учитывающие запросы потребителей, ищут совершенно новые технические решения для удовлетворения существующих или будущих (потенциальных) потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с другими подходами, прежде всего с системным, воспроизводственно-эволюционным, маркетинговым. Структурный подход. Структурный подход к проблемам управления – это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов. Нормативный подход. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем: целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей. Оптимизационный подход. Сущность оптимизационного подхода к управлению заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи методов исследования операций, инженерных расчетов, статистических методов, экспертных оценок и др. Оптимизационный подход реализуется также путем установления зависимостей между технико-организационными и экономическими показателями, изучения механизмов действия закона масштаба и закона экономии времени, закона экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления, зависимостей между показателями качества товара и затратами в сфере его производства и др. Директивный (административный) подход. Сущность директивного подхода заключаетсяся в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, планы, программы, положения, методики и т. п.). Поведенческий подход. Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании его возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной задачей этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Деловой подход. Деловой подход - это очень широкое понятие, определяющее качество, эффективность и перспективность деятельности человека, его культуру, профессионализм, обязательность и другие особенности. 3.6. Классификация научного изучения направлений менеджмента: · маркетинг; · производственный менеджмент; · исследование операций и систем; · управленческие операционные системы; · бухучет и финансы; · экономика и бизнес – планирование; · сравнительный менеджмент; · трудовые отношения и методы управления человеческими ресурсами; · организационные отношения. · и т.д. Модели менеджмента. Модель – искусственно созданный процесс или процессор, отображающий и воспроизводящий в упрощенном виде либо измененном масштабе структуру, свойства, состояние, взаимосвязь и отношения элементов исследуемого объекта. Модель менеджмента – модель, отображающая форму и содержание определенной системы менеджмента, с присущей только ей структурой, свойствами, особенностями функционирования, качественными и количественными характеристиками. Основами формирования модели менеджмента являются: 1. Особенности ведения маркетинговой деятельности (ретроспектива и перспектива развития). 2. Структура производства как подсистемы управления. Особенности формирования производственных процессов. 3. Управление финансами. 4. Персонал. 5. Качество. 6. Стиль, политика и культура управления. 7. Инновации. Согласно рассмотренным выше основаниям выделяют следующие модели менеджмента: Американская модель Маркетинг: агрессивный; маркетинг – это концепция управления предприятием; маркетинговые технологии развиты на очень высоком уровне; развита реклама; связь с потребителем; Производство: высокотехнологичное производство; массовое; больше внимания уделяется массовости производства нежели качеству; строго иерархизированная структура управления производством и т.д. Финансы: американцы являются одними из законодателей «финансовой моды; управление финансами на американских предприятиях, основано на многолетнем опыте управления предприятиями как в среднесрочной перспективе, так и долгосрочной перспективе. Персонал: управление крайне индивидуализировано. Качество: уровень функционирования систем управления качеством – средний; Культура: культура индивидов; девизом американских предприятий является девиз: «Как вывести самого большого и сильного слона». Инновации: основа конкурентоспособности американских компаний. Европейская модель Маркетинг: ситуационный маркетинг, то есть европейцами маркетинг рассматривается не как панацея от низкой прибыли, а как инструмент помогающий решать производственные вопросы; больше внимания уделяется соответствию рекламы и качеству товара; сегментация рынка; система маркетинга строится в зависимости от тактики и стратегии развития предприятия и т.д. Производство: высокий уровень развития технологий, социально – ориентированное производство; смешанный тип американского и японского производства; развито не массовое производство, а производство по заказам. Финансы: зависимость финансовых систем предприятий от политики, проводимой государственной денежно – финансовой и кредитной системы. Персонал: форма и содержание проводимой политики управления персоналом, зависит от общегосударственной, общенациональной культуры и от менталитета нации, а также в зависимости от содержания законодательно-правовой сферы в области трудовых отношений. Качество: если рассматривать данную сферу менеджмента, то можно сказать, что впереди по уровню качества не только продукции, но и качества управления производством выступает Германия. Причем качество управления не только крупным производством, но и средним и малым. Культура: все зависит от менталитета персонала, от специфики предприятия, от социально-психологических характеристик работающих на предприятии. Инновации: развита проектная система управления производством, однако, необходимо отметить, что в одних странах инновации – это концепция устойчивого развития, в других странах – ситуационный менеджмент.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.147 (0.013 с.) |