Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Введение в менеджмент↑ Стр 1 из 33Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Введение в менеджмент Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Деятельность – форма активного отношения человека к окружающему миру. Управление – (1) форма воздействия субъекта на объект для достижения поставленных целей; (2) целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей; (3) элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающие сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ; (4) «цепочка» взаимосвязанных функций. Потребность в управлении. 1. Организация, согласование и координация действий одного человека или группы лиц для получения положительного синергетического эффекта. 2.Сложность, нестабильность внешней и внутренней среды предприятия. 3. Высокий уровень конкуренции. 4.Оптимизация, снижение затрат, повышения эффективности деятельности предприятия. 5.Производство благ, востребованных обществом. 6. Потребность во власти. 7.и т.д. Необходимость в управлении складывается из того, что предприятия это сложные социально – технические системы, воздействующие, к сожалению, не только положительно, но и отрицательно на внешнюю и внутреннюю среды. Поэтому управление на предприятии и, предприятием, необходимо осуществлять исходя из принципа безопасности. 1.2.Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность – вид трудовой деятельности человека, обладающего определенным набором знаний в результате особой подготовки и опыта работы. Менеджмент – как самостоятельный вид профессиональной деятельности – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Соответственно труд менеджера можно назвать профессиональным в случае, если субъект (менеджер) обладает следующими способностями: · Умение принимать правильные решения, с точки зрения развития предприятия на долгосрочную перспективу. · Коммуникабельность. · Лидерство. · Знание производства. · Знания в области психологии, экономики, технологии производства и т.д. Сегодня подготовка менеджеров-профессионалов в России это реальность, однако еще до конца не определено направление, в котором будет формироваться модель бизнес - образования в России и какова будет специфика этой модели. Вообще, в мире принято выделять: германскую модель (основана на идее квалифицированного руководителя и представляет собой совокупность: высшее профессиональное образование, дающее базовые знания и специальность плюс повышение квалификации руководителей, которое осуществляется уже в процессе практической работы); американская (основана на формировании так называемого профессионального менеджера; предполагает получение высшего профессионального образования в области менеджмента на базе уже имеющегося диплома об общем высшем образовании в объеме бакалавриата по любой специальности, далее получение степени магистра в рамках MBA; смешанная – сочетание традиционной европейской системы вузовской подготовки германского типа с американской (длительность обучения в них профессиональных менеджеров меньше, чем в США, но большее значение имеют работа над проектами, практика на фирмах и т.д.). Понятие и сущность менеджмента Менеджмент - вид профессиональной деятельности, основанный на использовании накопленного научно-методического и практического опыта управления и направленный на достижение поставленных перед предприятием кратко-, средне- и долгосрочных целей, в рамках имеющихся у предприятия возможностей, а также с учетом рисков внешней и внутренней среды. Менеджмент XXI – го века Менеджмент XXI – го века характеризуется: 1. Глобализацией социально-экономических, информационных и культурологических связей; 2. Гуманизацией управления; 3. Высококонкурентной и высокорискованной окружающей средой; 4. Постоянными изменениями; 5. Потребностью предприятий в высококвалифицированном персо-нале; 6. Интегрированностью компаний; 7. Переходом от многодивизиональных к сетевым компаниям; 8. Переходом от жестких структур управления, и соответственно стиля управления к более гибким структурам и стилю управления (в том числе к виртуальным); 9. Широко распространенными знаниями и информации; 10. Переходом от механистического к креативному стилю мышления при осуществлении управления предприятием; 11. Применением искусственных интеллектуальных систем в производстве и управлении; 12. Применением ресурсосберегающих технологий и т.д. Бизнес и менеджмент Важнейшей основой развития современного менеджмента было складывание и идейное оформление взаимоотношений класса бизнесменов (предпринимателей) и класса управляющих. Эти отношения складывались по–разному в разных странах и в контекстах разных культур в зависимости от их конкретных традиций. Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Бизнесмен и менеджер – это не одно и то же. Бизнесмен – это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Согласно контексту рассматриваемого вопроса бизнес, в лице бизнесменов и собственников являются: 1) субъектом воздействия, если взаимоотношения между бизнесом и менеджментом рассматривать с точки зрения формирования и претворения в жизнь интересов и волеизъявления бизнеса; 2) объектом взаимодействия. Определим сущность и дадим определение рассматриваемому нами явлению взаимодействия бизнеса и менеджмента. Для начала рассмотрим определение взаимодействия данное в энциклопедическом словаре «Управление организацией». Взаимодействие – взаимовыгодное (по цели, времени, месту, используемым ресурсам и т.п.) действий участников, в качестве которых могут выступать субъекты хозяйствования и управления, физические, юридические и должностные лица. Взаимодействие бизнеса и менеджмента: явление отражающее, процесс воздействия бизнеса и менеджмента друг на друга, взаимную обусловленность их существования. Результатом взаимодействия является удовлетворение различных потребностей и интересов этих двух групп. Взаимодействие между бизнесом и менеджментом осуществляется согласно Конституции РФ; согласно действующим Гражданского, Трудового и Уголовно-процессуального кодексам РФ и стран с которыми производится взаимодействие; согласно проводимым политикам: производственной, финансово-экономической, управления персоналом и т.д.; а также согласно имеющейся на предприятии организационной культуры и деловой культуры страны в которой производится и/ или реализуется продукция. Классическая школа Процессный подход Этот подход предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Управление рассматривается как процесс, как работа по достижению целей с помощью других людей. Это не какое – то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция также представляет сбой процесс. Процесс управления является общей суммой всех функций. При процессном подходе управление рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию. Системный подход Этот подход рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими составляющим ее элементам. Все системы имеют устойчивую внутреннюю структуру и состоят из взаимосвязанных элементов, обладающих специфическими функциями. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Поэтому другой важной особенностью этого научного направления является наличие так называемого системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отлично от простой суммы составляющих его частей. Простая система ориентирована на достижение одной цели, а сложная система стремиться к достижению нескольких взаимосвязанных целей. Поскольку все организации являются системами, управление системой будет эффективным, если в процессе преобразований внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе – входе будет увеличиваться. В противном случае управление организацией не является эффективным. Ситуационный подход Ситуационный или кейсовый подход к управлению, так же как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий. Метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США). Этот подход требует принятия оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся факторов. Ситуационный подход чаще используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях. Ситуационный подход признает использование специфических приемов в зависимости от обстоятельств. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он определяет каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс: 1) руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность; 2) каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики, в случае, когда они применяются к конкретной ситуации; руководитель должен предвидеть вероятные последствия от применения данной методики или концепции; 3) руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию; 4) руководитель должен уметь связывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект. Инновационный подход Высокий уровень влияния факторов внешней среды, высокий уровень конкуренции привел к появлению нового подхода к управлению предприятием. Инновационный подход – подход к управлению предприятием, основанный на постоянном внедрении новаций и инноваций. Так как в обратном случае предприятие может оказаться за бортом рыночной ниши. Инновационный подход основан на выработке и достижении организацией цели получения конкурентных преимуществ, развития и выживания в долгосрочной перспективе в соответствии со своей миссией и динамично изменяющейся внешней средой. Средствами достижения целей в этом случае служат как интенсивное развитие всех элементов производственно-хозяйственной системы предприятия, так и их инновационное развитие. Новация – это какое - либо изменение: новый продукт, изменение структуры предприятия, изменение процесса и т.д. Управление предприятием, основанное на данном подходе является сложным, креативным, подразумевающем наличие высоко-профессионального персонала, наличие продуманной долгосрочной стратегической политики, наличие различного рода ресурсов, начиная от административных и заканчивая денежными ресурсами. Функции организации Функция организации – социальная (главная) цель существования /предназначения организации Главная – функция, для осуществления которой создан объект (подразделение, организация). Основные – функции, необходимые для реализации главной. Вспомогательные – способствуют осуществлению основной. Внешние – направлены на реализацию связей организации со смежными и вышестоящими организациями, с различными элементами внешней среды. Внутренние – возникают внутри и между подразделениями организа-ции как одного, так и разных уровней. Латентные – «лежат на дне» Цели и функции управления Цели управления Опережающее отражение будущего; вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики развития конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем. К специальным функциям прогнозирования можно отнести: сбор информации о проблемной ситуации; определение (выбор) объекта прогнозирования, разработка модели прогнозирования, определение метода прогнозирования, анализ и оценка полученной прогнозной информации. К вспомогательным функциям прогнозирования относятся организация работ по прогнозированию, технико-технологическое, методическое и информационное обеспечение, контроль реализации прогнозных работ, оценка качества прогнозных работ и т.д. Мероприятия по прогнозированию проводятся либо подразделением отвечающим за определенный функционал, либо аналитическим центром, либо финансово-экономическим/ планово-экономическим отделом, либо консалтинговой компанией. К методам прогнозирования можно отнести: · нормативный; · экспериментальный; · параметрический; · экстраполяции; · индексный; · экспертный; · функционально-стоимостной; · наивный; · адаптивный и др.
Процесс и результат определения качественных и количественных характеристик объекта с целью познания, либо с целью определения их соответствия норме. К специальным функциям оценки можно отнести: сбор информации об объекте и проблемной ситуации, определение метода оценки свойств и характеристик объекта, разработка системы оценочных показателей, анализ полученных результатов оценки, разработка рекомендаций по более эффективному использованию потенциала объекта/ по выводу данной структурной единицы в связи с несоответствием требованиям из системы. К вспомогательным функциям оценки относятся организация и контроль реализации оценочной деятельности, технико-технологическое, мето-дическое и информационное обеспечение и др. Мероприятия по оценке проводятся либо подразделением отвечающим за определенный функционал, либо аналитическим центром предприятия, либо финансово-экономическим/ планово-экономическим отделом, либо консалтинговой компанией. К методам оценки можно отнести: · расчетно-аналитический; · экспертный; · нормативный; · экспериментальный; · параметрический; · социологический; · статистический (индексный); · стоимостной; · функционально-стоимостной; · статистический; · аналоговый метод и др. Анализ Операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе и с целью его познания К специальным функциям анализа можно отнести: сбор информации об объекте и проблемной ситуации, определение предмета анализа, определение метода анализа, обработка результатов анализа. К вспомогательным функциям анализа можно отнести, мониторинг, диагностику, прогнозирование, учет, оценку, организацию и контроль реализации аналитической деятельности, технико-технологическое, методическое и информационное обеспечение и др. Аналитическая деятельность предприятия осуществляется либо подразделением, отвечающим за определенный функционал, либо аналитическим центром предприятия, либо финансово-экономическим/ планово-экономическим отделом предприятия. К методам анализа можно отнести: · расчетно-аналитический; · экономико-математический анализ; · факторный анализ; · экспертный; · нормативный; · параметрический · статистический; · аналоговый; · STEP, SWOT анализ; · метод диаграммы потоков, данных значений; · графический; · контент-анализ; · имитационного моделирования и др.
Процесс разработки, анализа и определения возможных вариантов реализации (стратегий) управленческого решения, в результате которого осуществляется выбор оптимального решения поставленной цели/ задачи. К специальным функциям выбора оптимальной стратегии и тактики относятся: сбор информации об объекте стратегической деятельности предприятия, сбор информации о ситуационных переменных, определение конкурентных преимуществ предприятия, ключевых факторов успеха и ключевых компетенций, выбор метода определения оптимальной стратегии и тактики, разработка и анализ сценариев развития ситуации, разработка и анализ альтернативных вариантов, (стратегий и тактик), анализ и оценка рисков реализации альтернативных вариантов стратегии и тактики, определение затрат на реализацию стратегии тактики, определение оптимальной стратегии и тактики управления. К вспомогательным функциям выбора оптимальной стратегии и тактики можно отнести, мониторинг, диагностику, анализ, прогнозирование, учет, оценку, организацию, координацию, регулирование, корректировка и контроль реализации аналитической деятельности, технико-технологическое, методическое и информационное обеспечение и др. Разработка и выбор оптимальной стратегии и тактики осуществляется либо на уровне руководства и собственников предприятия, либо на уровне среднего звена управления, либо на низовом уровне. Все зависит от значения, масштабности и роли разрабатываемой стратегии в жизнедеятельности предприятия. К методам выбора оптимальной стратегии и тактики можно отнести: · математического моделирования; · экономико-математического моделирования; · методы теории игр; · имитационное моделирование; · сценарного исследования и др.
Процесс и результат распределения активов предприятия и их использования в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, с учетом влияния различных факторов: количественные и качественные характеристики ресурса, время, деньги, человек, информация, тип производства, культура и т.д. Планирование как функция управления охватывает все уровни и виды управленческой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия: стратегическое, тактическое, текущее и оперативное, производственное, финансовое, маркетинговое и т.д. К специальным функциям планирования можно отнести: выбор объекта и предмета планирования, выбор метода планирования, сбор инфор-мации, необходимой для разработки планов, разработка, документирование и внедрение плана в деятельность предприятия. Также к специальной функции планирования относится выбор модели (профиля) системы планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия. К вспомогательным функциям планирования можно отнести: информационное, методическое и технико-технологическое обеспечение, а также все функции управления, которые информационно и методически взаимосвязаны с планированием. Методы планирования: · бюджетирования; · балансовый метод; · нормативный метод; · опытно-статистический методы (основой является метод прогнозирования); · графические методы (сетевой график); · экономико-математические методы; · расчетно-аналитические методы; · метод чувствительности; · метод оптимизации плановых решений; · программно-целевой и др.
Процесс и результат создания условий для объединения, и объединение активов предприятия для осуществления им производственно-хозяйственной деятельности/ достижения поставленной цели. К специальным функциям организации можно отнести: определение объекта организационной деятельности предприятия, сбор информации: об объекте и специфике его функционирования, о ресурсах необходимых для стабильного и устойчивого функционирования объекта, о рисках, связанных с функционированием объекта, документирование, формализация, контроль, корректировка, координация и регулирование функционирования объекта. К вспомогательным функциям организации относятся: информационное, технико-технологическое, нормативно-правовое и нормативно-административное обеспечение, а также все другие функции управления, которые информационно и методически взаимосвязаны с организацией. Методы организации: · нормативный; · психологический; · социально-психологический; · расчетно-аналитический; · структурно-функциональный анализ; · ресурсный метод; · бюджетирования; · графический и др.
Процесс и результат побуждения персонала к качественной трудовой деятельности, посредством применения различных способов внешней мотивации и стимулирования. К специальным функциям мотивации можно отнести: определение кадровой политики и кадровой стратегии предприятия, политики мотивации и стимулирования персонала предприятия, разработка системы мотивации и стимулирования персонала предприятия, оценка, контроль и корректировка действующей системы мотивации и стимулирования персонала. К вспомогательным функциям мотивации относятся: информационное, методическое, технико-технологическое, нормативно-правовое и нормативно-административное обеспечение, а также все другие функции управления, которые информационно и методически взаимосвязаны с мотивацией. Методы мотивации и стимулирования: · социально-экономические; · административные; · экономические; · социально-психологические; · психологические и др. · Регулирование Процесс и результат упорядочения, налаживания, приведения системы/ объекта в порядок. · Координация Процесс согласования и результат достижения согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Сущность этих функций заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержания и совершенствования установленного режима работы производственного механизма. При помощи этих функций решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров. Цели координации и регулирования – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов, устранение помех и отклонений от заданного режима работы. К специальным функциям координации и регулирования функ-ционирования/ работы объекта можно отнести: сбор информации об объекте координации и регулирования, о свойствах и характеристиках объекта, установление норм, параметров, критериев, стандартов нормального функционирования объекта, выбор метода/механизма координации и регулирования функционирования объекта, текущий контроль, корректировка. К вспомогательным функциям можно отнести: информационное, методическое, технико-технологическое, нормативно-правовое и норма-тивно-административное обеспечение, а также все другие функции управления, которые информационно и методически взаимосвязаны с координацией и регулированием. Методы координации и регулирования функционирования объекта: · маркетинговый; · логический; · нормативный; · директивный; · административный; · стандартизационный; · расчетно-аналитический; · статистический; · психологический; · социально-психологический; · социологический; · социально-экономический; · экономический; · графический; · экспертный и др. · Контроль Процесс и результат выявления соответствия процесса функционирования системы/объекта заданным параметрам. Система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий. Н аблюдение за происходящими процессами в управляемом объекте, сопоставлении реально достигаемых результатов с запланированными и выявлении отклонений. Эта функция наиболее тесно связана с функцией планирования, поскольку контролирует движение организации к поставленным целям. Контроль как функция менеджмент представляет собой взаимосвязь целей, задач, видов и характеристик данного процесса. К специальным функциям контроля можно отнести: выбор объекта и предмета контрольной деятельности, выбор метода и механизма контроля, разработка системы критериев, индикаторов, показателей контроля, формализация и документирование процесса контроля и системы контрольных показателей, анализ полученных контрольных данных, корректировка. К вспомогательным функциям можно отнести: информационное, методическое, технико-технологическое, нормативно-правовое и норма-тивно-административное обеспечение, а также все другие функции управ-ления, которые информационно и методически взаимосвязаны с контролем. Методы контроля: · расчетно-аналитические методы (показатели функционирования объекта, показатели эффективности и результативности функционирования объекта и др.); · социологические методы; · нормативный; · директивный; · ревизия; · обследование; · инвентаризация; · контент-анализа; · статистические методы и др. · Аудит Процесс, во время которого компетентное, независимое лицо собирает и оценивает количественную и качественную (юридически подтвержденную) информацию, касающуюся конкретного экономического субъекта, с целью установления и отражения в отчете степени соответствия этой информации установленным нормативным критериям, параметрам, показателям. К специальным функциям аудита можно отнести: выбор объекта и предмета аудита, выбор метода и механизма аудита, разработка системы критериев, индикаторов, показателей аудита, формализация и документирование процесса и результатов аудиторской проверки, анализ полученных контрольных данных, написание отчета, разработка рекомендаций и предложений по более эффективному использованию потенциала объекта/ по выводу данного объекта в связи с несоответствием требованиям из системы. К вспомогательным функциям можно отнести: информационное, методическое, технико-технологическое, нормативно-правовое и норма-тивно-административное обеспечение, а также все другие функции управ-ления, которые информационно и методически взаимосвязаны с аудитом. Методы аудита: · нормативный; · стандартизационный; · директивный; · осмотр; · ревизия; · обследование; · инвентаризация; · контент-анализ; · социологические методы (опрос, наблюдение); · расчетно-аналитический; · натурально-стоимостной учет; · статистический; · психологический; · логический и др. · Управленческий учет Идентификация и структурирование фактов, событий, связей, отношений называется учетом. Учет помогает разработке и принятию управленческих решений. Это упорядоченная и организованная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения и подготовки важной информации для разработки, принятия и реализации управленческого решения. К специальным функциям управленческого учета можно отнести: выбор объекта и предмета управленческого учета, разработка системы критериев, параметров, индикаторов и показателей управленческого учета, разработка, формализация и документирование механизма сбора, обработки, хранения и передачи информации управленческого учета. К вспомогательным функциям можно отнести: информационное, методическое, технико-технологическое, административное обеспечение, а также все другие функции управления, которые информационно и методически взаимосвязаны с управленческим учетом. Методы аудита: · нормативный; · натурально-стоимостной; · затратный; · индексный; · попередельно-затратный; · попроцессно-затратный; · расчет точки безубыточности; · бюджетирование (брутто и нетто); · экспертный; · директ-костинг; · стандарт-костинг и др. Закон убывающей доходности Исследование уровня эффективности инвестиций показывает, что на получение каждой последующей единицы эффективности требуется больше единиц затрат, чем на получение предыдущей единицы эффективности. Например, при повышении интенсивности конкуренции приращение каждой последующей доли рынка требует больше затрат, чем приращение рынка на такую же долю в предыдущий период. Или достижение каждой последующей тысячной доли безотказности машины требует средств во много раз больше, чем на достижение предыдущей такой же доли безотказности. Закон экономии времени В экономической теории закон экономии временирассматривается как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции или как неуклонное снижение себестоимости продукции на единицу потребительной стоимости. Этот подход охватывает только затраты в сфере производства товара, без увязки их с будущими затратами в сфере потребления и полезным эффектом товара у потребителя. Если применить к проблеме экономии времени совокупность научных подходов, то закон экономии времени будет отражать экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара, тогда совокупные затраты будут равны сумме прошлого, живого и будущего труда (который потребуется затратить для получения от товара полезного эффекта). Закон конкуренции Закон конкуренции- закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены. Закон конкуренции — объективный процесс "вымывания" с рынка некачественной, дорогой продукции. Закон синергии Любую организацию можно охарактеризовать с точки зрения: · Возможностей, потенциала, конкурентных преимуществ, перспектив развития; · Качества, производительности, эффективности и результативности деятельности каждого работника и организации в целом; · Микроклимата в коллективе, лояльности персонала; · Адаптивности организации к изменениям во внешней и внутренней среде; · Репутации и имиджа (внешнего и внутреннего) организации.
Все это, вместе взятое, определяют потенциал организации, ее способность к стабильной деятельности и устойчивому развитию. Различные сочетания элементов этих потенциалов могут создать большой набор возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого. Низкий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией набора некомплектного оборудования и слабого профессионального уровня работников; при увольнении работников, генерирующих идеи; при приеме на работу конфликтного работника. Высокий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией искусственной интеллектуальной системы; при приеме на работу совместимых с коллективом работников; при совпадении целей организации с целями подавляющего большинства работников. В теории управления процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергии. Таким образом синергия может вызывать как резко положительные, так и резко отрицательные последствия. Закон синергии формулируется так: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше. Закон развития Развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Развитие организаций обусловлено следующими факторами: · изменениями внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.), · изменениями внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.); · потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении и самопроявлении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.); · старением и износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии); · изменениями экологии (загрязнение или очищение среды, сокращение или увеличение флоры и фауны); · техническим прогрессом; · глобальным состоянием мировой цивилизации. Развитие основано на жизненном цикле любой материальной системы (рис.), который включает восемь взаимосвязанных этапов: порог нечувствительности (Э1), внедрение (Э2), рост (Э3), зрелость (Э4), насыщение (Э5), спад (Э6), крах (Э7) и ликвидация или утилизация (Э8). Восемь этапов включают как прогрессивное, так и регрессивное развитие. Закон развития формулируется так: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. В аналитическом виде данный закон записывается: , где Rj — потенциал системы на этапе j жизненного цикла; Rij — потенциал (ресурс) системы в области i (экономика, политика, финансы) и на этапе j; Kj — весовой коэффициент влияния каждого предыдущего потенциала этапа на последующие; Fj — функция этого влияния; Rmax — запланированные результаты по конкретным видам деятельности (в бизнес-плане или в других документах). Первая формула рассчитывает потенциал системы на каждом этапе жизненного цикла. Основу потенциала организации составляют материальные и нематериальные ресурсы. Вторая и третья формулы определяют наиболее приемлемый коэффициент влияния Kj каждого предыдущего потенциала этапа на последующие путем подбора функции Fj. Закон самосохранения Почти каждая реально существующая организация проходила через состояния бифуркации, с последующим кризисом, спадом, возможно банкротством. Одни из них на этом завершали свой путь, другие, найдя ресурсы и преодолев трудности, успешно восстановили свою репутацию и сейчас доминируют на мировом рынке. Теоретической основой для анализа общего состояния организации служит закон самосохранения: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс)
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.152 (0.013 с.) |