Таблица 1.
Основание
| Виды решений
| Суть решения
|
По причине
| Ситуационные решения
| Являются ответной реакцией на сложившуюся ситуацию, обычно разрабатываются и принимаются в условиях ограниченности времени и ресурсов;
|
По предложению
| Принимаются на основе проработки ситуации выявления возможностей для развития организации;
|
По предписанию
| Принимаются на основании прямых указаний, полученных либо от вышестоящего руководства, либо от государственных органов;
|
Программные решения
| Принимаются в рамках реализации единой программы.
|
По функциональному назначению
| Запрещающие решения
| Несут запрет к каким-либо действием;
|
Разрешающие решения
| Позволяют осуществлять действия, операции и т.д.;
|
Конструктивные решения
| Имеют определенное построение разрешаемой задачи.
|
По количественному составу лиц, принимающих решение
| Индивидуальные решения
| Принимаются одним лицом;
|
Групповые решения
| Принимаются группой лиц, являющейся частью коллектива, наделенной такими полномочиями;
|
Коллективные решения
| Принимаются всем коллективом;
|
Корпоративные решения
| Принимаются всей организацией.
|
По направлению (характеру целей)
| Стратегические решения
| Преследуют собственную, самостоятельную цель;
|
Тактические решения
| Являются средством, способствуют достижению цели более высокого порядка;
|
Оперативные решения
| Решения «сегодняшнего дня», направленные на разрешение текущих проблем;
|
Текущие решения
| Решения, реализуемые в данный промежуток времени, ими могут быть и стратегические решения, и тактические.
|
По направлению воздействия (среде)
| Внутренние решения
| Направлены на реализацию во внутренней среде организации;
|
Внешние решения
| Направлены на разрешение проблем и ситуаций, возникающих во внешней среде организации.
|
По масштабу объекта управления / широте охвата (разные источники)
| Общие решения
| Связанны с деятельностью всей организации;
|
Частные решения
| Касаются конкретных подразделений, служб и проблем;
|
По содержанию
| Экономические решения
| Принимаются относительно расходования ресурсов, эффективности производства, повышения прибыли;
|
Технические решения
| Касаются состояния и движения технического оснащения производства и управления;
|
Социальные решения
| Касаются повышения удовлетворенности сотрудников организации условиями своего труда и отдыха;
|
Организационные решения
| Направлены на совершенствование системы организации производства и управления, нормативов времени работы.
|
По времени действия
| Краткосрочные решения
| Менее одного года;
|
Среднесрочные решения
| От одного года до пяти лет;
|
Долгосрочные решения
| Более пяти лет.
|
По месту в процессе управления
| Кадровые решения
| Решения в кадровой сфере
|
Финансовые решения
| Решения, связанные с финансами организации
|
Маркетинговые решения и др.
| Решения по маркетингу и др.
|
По степени подчинённости
| Самостоятельные решения
| Разработка и реализация решения в организации ведутся независимо от внешних условий;
|
Вынужденные решения
| Связаны с необходимостью подчинения вышестоящей организации или более высокому уровню власти в организации.
|
По методу разработки
| Алгоритмические решения
| Содержат конечный набор правил, позволяющих чисто механически решать любую конкретную проблему (задачу) или комплекс однотипных задач;
|
Эвристические решения
| Основываются на использовании методов продуктивного творческого решения.
|
По функции в процессе управления
| Прогнозирующие решения
| Основаны на специальных исследованиях и прогнозах относительно развития ситуации и будущем состоянии среды, в которой будет реализовано управленческое решение;
|
Планирующие решения
| Разрабатывают детальный план по достижению определенной цели организации;
|
Административные решения
| Обеспечивают взаимосвязь и взаимную увязку процессов., протекающих в рамках реализуемого плана;
|
Мотивирующие решения
| Необходимы для стимулирования работников к выполнению задач;
|
Контролирующие решения и др.
| Направлены на фиксирование стадии выполнения плана и степени отклонения от плана.
|
По числу критериев
| Однокритериальные решения
| Принимаются преимущественно в технических системах;
|
Многокритериальные решения
| Характерны для биологических и социальных систем, когда принимаются во внимание те факторы, которые оказывают наибольшее влияние на результат решения.
|
По способу фиксации
| Документированные решения
| Фиксируются на бумажном носителе;
|
Бездокументарные решения
| Выдаются в устного распоряжения, разъяснения.
|
По возможности управления реализацией решения
| Регулируемые решения
| Могут быть скорректированы в процессе их исполнения при наличии обратной связи;
|
Нерегулируемые решения
| Являются бесповоротными, последствия и реализации нельзя отменить.
|
По характеру разработки и реализации (в зависимости от личности разработчика и социально-психологического и технологического климата)
| Уравновешенные решения;
| Принимаются на основании глубокой проработки имеющейся информации;
|
Импульсивные решения
| Принимаются под влиянием под влиянием неожиданных событий или при соответствующем настрое;
|
Инертные решения
| Принимаются спустя некоторое время после возмущающего воздействия, что позволяет проработать множество вариантов реакций и выбрать наилучший;
|
Рискованные решения
| Основаны на оптимистической вере руководителя в то, что сбудутся самые благоприятные прогнозы;
|
Осторожные решения
| Принимаются после многократного обсуждения и согласования.
|
По степени повторяемости и цикличности выполнения решений
| Традиционные (рутинные) решения
| Касаются соблюдения регламента, инструкций, периодически повторяются;
|
Уникальные решения
| Направлены на разрешение нестандартных ситуаций или касаются перспективного развития организации; повторяются гораздо реже традиционных.
|
По прогнозируемым результатам
| Решения с определенным результатом
| Приняты в условиях определенности информации;
|
Решения с вероятностным или неопределенным исходом
| Приняты в условиях наличия информации о возможных потерях либо убытках и вероятности таких потерь;
|
Неопределенные решения
| Приняты в условиях полной неопределенности информации.
|
По жесткости регламентации
| Контурные решения
| Предполагают широкий простор для выбора приемов и методов реализации
|
Структурированные решения
| Содержат в своей основе упорядоченную последовательность действий решению задачи или проблемы.
|
По эффективности
| Оптимальные решения
| Обеспечивают максимальную степень достижения целей организации;
|
Удовлетворительные решения
| Приводят к достижению целей организации, но не обязательно в максимальной степени;
|
Неудовлетворительные решения
| Неразумные решения, не приводящие к достижению целей организации.
|
По преемственности
| Приемлемые
| Удовлетворяют всем ограничениям;
|
Неприемлемые
| Решение может быть эффективным, но организационная культура, стиль руководства и пр. не позволяют его принять.
|
По использованным ресурсам
| Решения с ограничениями
| Имеют ограничения на ресурсы и параметры;
|
Решения без ограничений
| Не имеют ограничений на ресурсы и параметры;
|
По степени структуризации задач
| Хорошо структурируемые решения
| Типовые, алгоритмизируемые, программируемые;
|
Слабоструктурированные решения
| Нестандартные, непрограммируемые, эвристические.
|
По обязательности выполнения
| Директивные решения
| принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;
|
Рекомендательные решения
| Принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения;
|
| Ориентирующие решения
| Определяют единое направление деятельности подсистем организации.
|
1. Уровень управленческого решения;
2. Значимость и значительность решения;
3. Рациональность;
4. Неопределённость;
5. Риск;
6. Исход;
7. Менеджер (субъект), его качества;
8. Стратегия;
9. Соответствие решения культуре предприятия;
10. Соответствие решения требованиям внешней среды.
- Фактор взаимосвязи решений.
- Наличие эффективного механизма разработки, принятия и реализация управленческих решений.
- Показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;
- Степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана[2]».