Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классифицировать управленческие решения можно по следующим основаниям

Поиск

Таблица 1.

Классификация управленческих решений

Основание Виды решений Суть решения

По причине

Ситуационные решения Являются ответной реакцией на сложившуюся ситуацию, обычно разрабатываются и принимаются в условиях ограниченности времени и ресурсов;
По предложению Принимаются на основе проработки ситуации выявления возможностей для развития организации;
По предписанию Принимаются на основании прямых указаний, полученных либо от вышестоящего руководства, либо от государственных органов;
Программные решения Принимаются в рамках реализации единой программы.

По функциональному назначению

Запрещающие решения Несут запрет к каким-либо действием;
Разрешающие решения Позволяют осуществлять действия, операции и т.д.;
Конструктивные решения Имеют определенное построение разрешаемой задачи.

По количественному составу лиц, принимающих решение

Индивидуальные решения Принимаются одним лицом;
Групповые решения Принимаются группой лиц, являющейся частью коллектива, наделенной такими полномочиями;
Коллективные решения Принимаются всем коллективом;
Корпоративные решения Принимаются всей организацией.

По направлению (характеру целей)

Стратегические решения Преследуют собственную, самостоятельную цель;
Тактические решения Являются средством, способствуют достижению цели более высокого порядка;
Оперативные решения Решения «сегодняшнего дня», направленные на разрешение текущих проблем;
Текущие решения Решения, реализуемые в данный промежуток времени, ими могут быть и стратегические решения, и тактические.

По направлению воздействия (среде)

Внутренние решения Направлены на реализацию во внутренней среде организации;
Внешние решения Направлены на разрешение проблем и ситуаций, возникающих во внешней среде организации.

По масштабу объекта управления / широте охвата (разные источники)

Общие решения Связанны с деятельностью всей организации;
Частные решения Касаются конкретных подразделений, служб и проблем;

По содержанию

Экономические решения Принимаются относительно расходования ресурсов, эффективности производства, повышения прибыли;
Технические решения Касаются состояния и движения технического оснащения производства и управления;
Социальные решения Касаются повышения удовлетворенности сотрудников организации условиями своего труда и отдыха;
Организационные решения Направлены на совершенствование системы организации производства и управления, нормативов времени работы.

По времени действия

Краткосрочные решения Менее одного года;
Среднесрочные решения От одного года до пяти лет;
Долгосрочные решения Более пяти лет.

По месту в процессе управления

Кадровые решения Решения в кадровой сфере
Финансовые решения Решения, связанные с финансами организации
Маркетинговые решения и др. Решения по маркетингу и др.

По степени подчинённости

Самостоятельные решения Разработка и реализация решения в организации ведутся независимо от внешних условий;
Вынужденные решения Связаны с необходимостью подчинения вышестоящей организации или более высокому уровню власти в организации.

По методу разработки

Алгоритмические решения Содержат конечный набор правил, позволяющих чисто механически решать любую конкретную проблему (задачу) или комплекс однотипных задач;
Эвристические решения Основываются на использовании методов продуктивного творческого решения.

По функции в процессе управления

Прогнозирующие решения Основаны на специальных исследованиях и прогнозах относительно развития ситуации и будущем состоянии среды, в которой будет реализовано управленческое решение;
Планирующие решения Разрабатывают детальный план по достижению определенной цели организации;
Административные решения Обеспечивают взаимосвязь и взаимную увязку процессов., протекающих в рамках реализуемого плана;
Мотивирующие решения Необходимы для стимулирования работников к выполнению задач;
Контролирующие решения и др. Направлены на фиксирование стадии выполнения плана и степени отклонения от плана.

По числу критериев

Однокритериальные решения Принимаются преимущественно в технических системах;
Многокритериальные решения Характерны для биологических и социальных систем, когда принимаются во внимание те факторы, которые оказывают наибольшее влияние на результат решения.

По способу фиксации

Документированные решения Фиксируются на бумажном носителе;
Бездокументарные решения Выдаются в устного распоряжения, разъяснения.

По возможности управления реализацией решения

Регулируемые решения Могут быть скорректированы в процессе их исполнения при наличии обратной связи;
Нерегулируемые решения Являются бесповоротными, последствия и реализации нельзя отменить.

По характеру разработки и реализации (в зависимости от личности разработчика и социально-психологического и технологического климата)

Уравновешенные решения; Принимаются на основании глубокой проработки имеющейся информации;
Импульсивные решения Принимаются под влиянием под влиянием неожиданных событий или при соответствующем настрое;
Инертные решения Принимаются спустя некоторое время после возмущающего воздействия, что позволяет проработать множество вариантов реакций и выбрать наилучший;
Рискованные решения Основаны на оптимистической вере руководителя в то, что сбудутся самые благоприятные прогнозы;
Осторожные решения Принимаются после многократного обсуждения и согласования.

По степени повторяемости и цикличности выполнения решений

Традиционные (рутинные) решения Касаются соблюдения регламента, инструкций, периодически повторяются;
Уникальные решения Направлены на разрешение нестандартных ситуаций или касаются перспективного развития организации; повторяются гораздо реже традиционных.

По прогнозируемым результатам

Решения с определенным результатом Приняты в условиях определенности информации;
Решения с вероятностным или неопределенным исходом Приняты в условиях наличия информации о возможных потерях либо убытках и вероятности таких потерь;
Неопределенные решения Приняты в условиях полной неопределенности информации.

По жесткости регламентации

Контурные решения Предполагают широкий простор для выбора приемов и методов реализации
Структурированные решения Содержат в своей основе упорядоченную последовательность действий решению задачи или проблемы.

По эффективности

Оптимальные решения Обеспечивают максимальную степень достижения целей организации;
Удовлетворительные решения Приводят к достижению целей организации, но не обязательно в максимальной степени;
Неудовлетворительные решения Неразумные решения, не приводящие к достижению целей организации.

По преемственности

Приемлемые Удовлетворяют всем ограничениям;
Неприемлемые Решение может быть эффективным, но организационная культура, стиль руководства и пр. не позволяют его принять.

По использованным ресурсам

Решения с ограничениями Имеют ограничения на ресурсы и параметры;
Решения без ограничений Не имеют ограничений на ресурсы и параметры;

По степени структуризации задач

Хорошо структурируемые решения Типовые, алгоритмизируемые, программируемые;
Слабоструктурированные решения Нестандартные, непрограммируемые, эвристические.

По обязательности выполнения

Директивные решения принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;
Рекомендательные решения Принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения;
  Ориентирующие решения Определяют единое направление деятельности подсистем организации.

5.3. «Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения – это основа управленческой деятельности менеджера, представляющая собой выбор оптимальной альтернативы из множества с учетом имеющихся у предприятия возможностей, его слабых и сильных сторон, рисков и направленная на достижение поставленных целей наиболее эффективными методами.

5.4. Аспекты разработки, принятия и реализации управленческого решения:

1. Уровень управленческого решения;

2. Значимость и значительность решения;

3. Рациональность;

4. Неопределённость;

5. Риск;

6. Исход;

7. Менеджер (субъект), его качества;

8. Стратегия;

9. Соответствие решения культуре предприятия;

10. Соответствие решения требованиям внешней среды.

Факторы разработки, принятия и реализации управленческого решения:

- Время;

- Качественные и количественные характеристики управленческого решения;

- Наличие информации, её качество и количество;

- Институциональный фактор;

- Риск и неопределённость;

- Профессионализм лица, принимающего решение;

- Фактор взаимосвязи решений.

Условия разработки, принятия и реализации управленческого решения:

- Наличие качественной информации;

- Лояльные сотрудники;

- Принцип «опережающей действительности»;

- Решение должно быть научно и методически обосновано;

- Решение должно быть институционально легитимно;

- Наличие системы ответственности за принимаемое решение;

- Наличие ресурсов;

- Наличие эффективного механизма разработки, принятия и реализация управленческих решений.

Параметры качества управленческого решения:

- Показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;

- Степень риска вложения инвестиций;

- Вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;

- Степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана[2]».

5.5. Этапы разработки, принятия и реализации управленческого решения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.011 с.)