Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение географии как учебного предмета.

Поиск

 

Школьная география имеет важное образовательное и воспитательное значение. Образовательное значение заключается в том, что география как учебный предмет дает ученику географические знания. Эти знания нужны каждому культурному, образованному человеку и эти знания не дает никакой другой учебный предмет. Это знания о Земле, ее внутреннем строении, о рельефе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, природных ресурсах, мировом хозяйстве, о природе и хозяйстве стран, о Мировом океане и отдельных океанах, о своей стране и т. д. (Детальный перечень знаний содержится в программах по географии.) Благодаря этим знаниям можно объяснить с научной точки зрения многие природные и общественные явления, ориентироваться в окружающем мире, они содействуют развитию широкого кругозора.

География дает не только географические знания, но и знания по другим отраслям наук, основы которых не изучаются в школе. Школьная география обеспечивает экономическую подготовку учащихся, школьники получают целостное представление о хозяйстве, его отраслях, формах организации, природных ресурсах, мировом хозяйстве. Она же имеет важное значение в политехническом образовании. Природные ресурсы и условия в школьной географии рассматриваются с точки зрения возможности их использования в хозяйстве. Велика значимость школьной географии в экологическом образовании. Через все курсы географии проходит идея рационального природопользования и охраны природы. Во многих темах рассматриваются экологические вопросы как на глобальном, так и региональном и локальном уровнях. В содержании школьной географии есть знания из геологии, демографии, социологии. Лишь география как учебный предмет обеспечивает картографическую подготовку. Понимать, читать, знать карту — эти задачи решаются только на уроках географии. Умения пользоваться картой равнозначно таким умениям, как читать и писать. Карта— это и наглядное пособие, и источник знаний. Задача учителя— научить ученика пользоваться этим источником знания.

Образовательное значение школьной географии заключается не только в том, что она

даёт знания, но и содействует выработке умений и навыков. Умение — способность применять знание на практике. Навык — автоматическое применение знаний. В школьной географии не все знания доводятся до уровня умений и навыков. Важные умения и навыки: умение читать карту, давать на ее основе характеристику объектам, вести наблюдение за местными географическими объектами, пользоваться приборами и оборудованием, фиксировать результаты наблюдений, обрабатывать их, по результатам наблюдений делать описания объектов. Школьная география содействует развитию познавательных способностей детей, их памяти, речи, наблюдательности, воображения, мышления. На каждом уроке ученик обогащает свою речь новыми словами, понятиями, названиями, Новые знания он должен усвоить, воспроизвести. Он учится проводить сравнения, анализировать, делать выводы, обобщать. Все это способствует развитию мышления.

Школьная география изучает в основном отдаленные географические объекты. Нужно сформировать образ этих объектов в памяти. Это возможно при использовании наглядных пособий, что развивает воображение. Многие географические понятия можно сформировать путем изучения местных географических объектов, путем наблюдения. Наблюдение содействует развитию наблюдательности. Школьная география имеет важное воспитательное значение. Одной из важнейших задач обучения в школе является формирование основ научного мировоззрения учащихся. Оно осуществляется при изучении всех школьных предметов. В этом отношении велика роль и значимость географии как учебного предмета. Это объясняется тем, что в географии изучается чрезвычайно широкий круг вопросов, связанных как с природными, так и общественными объектами и явлениями. Другие учебные предметы рассматривают объекты и явления лишь одного качества (биология — органический мир Земли, физика — физические явления, химия — химические преобразования, обществоведение — общество). География же задачи решаются только на уроках географии. Умения пользоваться картой равнозначно таким умениям, как читать и писать. Карта — это и наглядное пособие, и источник знаний. Задача учителя— научить ученика пользоваться этим источником знания. Образовательное значение школьной географии заключается не только в том, что она даёт знания, но и содействует выработке умений и навыков. Умение — способность применять знание на практике. Навык — автоматическое применение знаний. В школьной географии не все знания доводятся до уровня умений и навыков. Важные умения и навыки: умение читать карту, давать на ее основе характеристику объектам, вести наблюдение за местными географическими объектами, пользоваться приборами и оборудованием, фиксировать результаты наблюдений, обрабатывать их, по результатам наблюдений делать описания объектов. Школьная география содействует развитию познавательных способностей детей, их памяти, речи, наблюдательности, воображения, мышления. На каждом уроке ученик обогащает свою речь новыми словами, понятиями, названиями, Новые знания он должен усвоить, воспроизвести. Он учится проводить сравнения, анализировать, делать выводы, обобщать. Все это способствует развитию мышления. Школьная география изучает в основном отдаленные географические объекты. Нужно сформировать образ этих объектов в памяти. Это возможно при использовании наглядных пособий, что развивает воображение. Многие географические понятия можно сформировать путем изучения местных географических объектов, путем наблюдения. Наблюдение содействует развитию наблюдательности. Школьная география имеет важное воспитательное значение. Одной из важнейших задач обучения в школе является формирование основ научного мировоззрения учащихся. Оно осуществляется при изучении всех школьных предметов. В этом отношении велика роль и значимость географии как учебного предмета. Это объясняется тем, что в географии изучается чрезвычайно широкий круг вопросов, связанных как с природными, так и общественными объектами и явлениями. Другие учебные предметы рассматривают объекты и явления лишь одного качества (биология — органический мир Земли, физика — физические явления, химия — химические преобразования, обществоведение — общество). География же отличается комплексным подходом к изучаемым объектам и явлениям. Научное мировоззрение — система взглядов и убеждений на окружающий мир, осознание себя в этом мире. Оно включает группы мировоззренческих идей: диалектико- материалистические; идеи, отражающие проблему взаимодействия природы и общества

(экологические); политико-экономические идеи.

 

К диалектико-материалистическим идеям относятся следующие идеи.

1. Материальность мира. Изучаемые в школьной географии объекты и явления рассматриваются как реально существующие, с материалистической точки зрения.

2. Познаваемость мира. Суть идеи в том, что человек благодаря сознанию и мышлению способен познать окружающий мир, проникнуть в сущность изучаемых явлений. Реализации этой идеи служат материал по истории развития географической науки, ознакомление учеников с историей исследования материков и океанов, с новейшими географическими достижениями и с методами географических исследований.

войны; ведущая роль ООН в мировом сообществе; решение всех спорных международных

вопросов путем переговоров; решение демографической, продовольственной и энергетической проблем; углубление международного географического разделения труда, кооперации и специализации; глобализация экономики; выравнивание уровней экономического развития различных стран и регионов. В школьной географии важное значение имеет патриотическое воспитание. Особенно велико значение в этом отношении курса географии Беларуси, где учащиеся получают обширные знания о природе, хозяйстве, населении своей страны. Преподавание всех курсов школьной географии основывается на краеведческом принципе. Он означает изучение географии своей местности, края и использование этих знаний для изучения отдаленных географических объектов, территорий. При изучении географии материков и стран учащиеся знакомятся с

отечественными путешественниками и географами, внесшими значительный вклад в развитие географии. В конечном итоге школа должна сформировать патриота, гражданина своей страны. В школьной географии изучаются народы, человеческие расы, традиции, культура, мировые религии, что содействует воспитанию уважения к другим народам (интернациональное воспитание). В географии как учебном предмете нет места отрицательным моментам по отношению к способу жизни, обычаям, традициям, религиям народов и рас. Все расы, народы, нации равноценны и в одинаковой степени способны к умственной деятельности. Эстетическому воспитанию служат разнообразные наглядные пособия, экскурсии на природу и производство. Задача учителя— показать прекрасное в природе и творениях рук человека. Ознакомление с крупными открытиями, мужеством первооткрывателей содействует нравственному воспитанию учащихся. Большое значение география как учебный предмет имеет в трудовом воспитании. Учеба — умственный труд. В наше время, когда научные знания растут лавинообразно, необходимо выработать привычку пополнять знания, научить учащихся учиться, выработать культуру умственного труда. Этой цели служит организация умственной деятельности учащихся на

уроках и во внеурочное время. Физическое трудовое воспитание реализуется во внеклассной работе (изготовление и ремонт наглядных пособий, озеленение, работа в школьных лесничествах и т. д.). Физическое развитие осуществляется во время экскурсий и туристических походов. При изучении географии учащиеся знакомятся с разнообразными профессиями (профориентационная работа). Обучение, воспитание и развитие — единый неразрывный процесс. Задача школы — сформировать личность молодого человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.223.239 (0.012 с.)