Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные экономические отношения

Поиск

Тема 8. Политическая карта мира

Тема 9. Население мира

Тема 10. Мировое хозяйство и международное разделение труда на современном этапе

развития

Тема.11. География отраслей мирового хозяйства

Раздел 5. Глобальные и региональные * проблемы человечества и пути их решения

Тема 12. Сущность глобальных проблем человечества

Заключение

Рис. 5. Структура курса «Общая география»

 

Рис. 6. Структура географических знаний

Эмпирические знания выражают внешние особенности объектов и явлений. К эмпирическим знаниям относятся представления и факты. Представления — чувственно-наглядные образы объектов и явлений в сознании, памяти, которые в данный момент не воспринимаются органами чувств. Это образ явления, объекта в памяти, который может быть ярким или нечетким.В зависимости от того, как были созданы представления, различают представления памяти и представления воображения. Представления памяти — образы тех объектов и явлений, которые в прошлом воспринимались органами чувств. Представления воображения— образы объектов, которые никогда не воспринимались органами чувств, а созданы конструктивной деятельностью сознания. Различают также общие и единичные представления.

Общие представления — обобщенный образ однородной группы объектов и явлений.Единичные представления— образ единичных объектов и явлений в памяти. Географические объекты занимают обширную территорию. Они характеризуются размерами, формой, местоположением. Образ территории — территориальное представление.

Географические представления главным образом формируются на основе географической карты. С помощью карты мы можем обозревать всю земную поверхность, судить о взаимном расположении объектов, их форме, величине. Образ карты в памяти — картографическое представление.

Формирование представления— начальная ступень обучения. На основе представлений создаются теоретические знания, выявляется сущность объектов и явлений, устанавливаются закономерности.

Факты — различные сведения о величине, возрасте, структуре, составе объектов, даты, географическая номенклатура. Они, как и представления, служат для формирования теоретических знаний.

Теоретические знания отражают сущность предметов и явлений, их связи и

отношения. Они занимают главное место в школьной географии. От теоретических знаний

зависит научный уровень содержания школьной географии. К теоретическим знаниям относят понятия, причинно-следственные связи, закономерности, теории.

Понятия — основная и главная частица теоретических знаний. Систематизированные понятия — это и есть главным образом географические знания. Понятия — это отражение в сознании сущности географических объектов, их наиболее характерных свойств, признаков, особенностей, связей, отношений между объектами.

 

Понятия формируются на основе представления в результате абстрактного мышления. Различают общие и единичные понятия. Общие понятия выражают сущность однородной группы объектов и явлений. Содержание общего понятия раскрывается в его

определении. В географии есть общенаучные и общегеографические понятия. К общим географическим относятся понятия о рельефе, различных его формах, климате, погоде и др.

Они составляют научный фундамент школьной географии. Единичные понятия отражают сущность единичных объектов или явлений. Содержание этих понятий раскрывается в описании характеристики географических объектов по определенному плану. Материал для описания в основном берется с географической карты. Единичные понятия имеют собственные географические названия. В единичных понятиях имеется то общее, что характерно для однородной группы объектов, и свое специфическое, что присуще только данному объекту. Единичные понятия формируются на основе общих. Они имеют сложное строение. К примеру, понятие Африка включает и географическое положение, и рельеф, и климат, и население и т. д. Единичные понятия, которые относятся к объектам, занимающим значительную

территорию, называются территориальными, или региональными, понятиями. Большинство единичных географических понятий — это региональные понятия (Амазония, Сахара, Аравийский полуостров и т. д.).

Различают также конкретные (предметные) и абстрактные понятия. Конкретные

выражают сущность конкретных объектов или явлений. Абстрактные понятия — понятия о признаках и свойствах объектов и явлений, закономерностях их существования и развития (расселение населения, континентальность климата и т. д.). Большинство понятий в школьной географии (как общих, так и единичных) являются конкретными понятиями. В зависимости от отрасли географической науки различают понятия картографические, физико-географические, экономико-географические и т. п.

 

Причинно - следственные связи выражают причинно-следственные отношения между объектами, явлениями и процессами.

 

От раскрытия этих связей зависит научный уровень преподавания. Причина всегда предшествует следствию, ее надо искать в предшествующих явлениях. Следствие — результат действия причины, его надо находить в последующих явлениях. География оперирует комплексом причинно-следственных связей.

Закономерности выражают наиболее существенные, повторяющиеся, устойчивые связи

и отношения между объектами, процессами, явлениями и отличаются высоким уровнем теоретического обобщения.

 

Закономерность— это то, что характерно для многих географических объектов и явлений. Одной из главных закономерностей является широтная зональность и

высотная поясность (природные условия и комплексы изменяются от экватора к полюсам и от подножья гор к вершинам). В экономической географии к закономерностям относятся принципы размещения отдельных отраслей производства.

Теории — это основные закономерности объектов природы или общества. В школьной

географии теории в основном представлены в курсе общей географии (учение о

географическом комплексе, географическом レレムリラマレレムワ районировании, о географической оболочке и др.).

 

Как указывалось ранее, к компонентам содержания школьной географии относятся

также умения и навыки, мировоззренческие идеи.

 

Умения — способы деятельности, посредством которых учащиеся оперируют полученными знаниями, применяют их для решения учебных задач и получения новых знаний.

Навыки — способы деятельности, выполняемые автоматически. Основными в учебной географии являются картографические и краеведческие умения и навыки (умения по чтению карты, изучению местных географических объектов).

 

Географические знания, умения и навыки вырабатываются с помощью приемов учебной работы. Прием учебной работы означает порядок, план, последовательность действий при работе с тем или иным источником географической информации. К примеру, описание гор по карте включает следующие действия: найти местоположение гор, в какой части материка они располагаются, по градусной сетке определить простирание гор, измерить протяженность гор по масштабу и градусной сетке, по шкале высот установить преобладающие высоты гор, по отметкам высот — максимальную высоту, по градусной сетке определить географические координаты максимальной точки.

Мировоззренческие идеи— это философское обобщение географических знаний. Они

делятся на диалектико-материалистические, политико-экономические и экологические.

 

 

Лекция № IV



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.29.213 (0.006 с.)