Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные экономические отношенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 8. Политическая карта мира Тема 9. Население мира Тема 10. Мировое хозяйство и международное разделение труда на современном этапе развития Тема.11. География отраслей мирового хозяйства Раздел 5. Глобальные и региональные * проблемы человечества и пути их решения Тема 12. Сущность глобальных проблем человечества Заключение Рис. 5. Структура курса «Общая география»
Рис. 6. Структура географических знаний Эмпирические знания выражают внешние особенности объектов и явлений. К эмпирическим знаниям относятся представления и факты. Представления — чувственно-наглядные образы объектов и явлений в сознании, памяти, которые в данный момент не воспринимаются органами чувств. Это образ явления, объекта в памяти, который может быть ярким или нечетким.В зависимости от того, как были созданы представления, различают представления памяти и представления воображения. Представления памяти — образы тех объектов и явлений, которые в прошлом воспринимались органами чувств. Представления воображения— образы объектов, которые никогда не воспринимались органами чувств, а созданы конструктивной деятельностью сознания. Различают также общие и единичные представления. Общие представления — обобщенный образ однородной группы объектов и явлений.Единичные представления— образ единичных объектов и явлений в памяти. Географические объекты занимают обширную территорию. Они характеризуются размерами, формой, местоположением. Образ территории — территориальное представление. Географические представления главным образом формируются на основе географической карты. С помощью карты мы можем обозревать всю земную поверхность, судить о взаимном расположении объектов, их форме, величине. Образ карты в памяти — картографическое представление. Формирование представления— начальная ступень обучения. На основе представлений создаются теоретические знания, выявляется сущность объектов и явлений, устанавливаются закономерности. Факты — различные сведения о величине, возрасте, структуре, составе объектов, даты, географическая номенклатура. Они, как и представления, служат для формирования теоретических знаний. Теоретические знания отражают сущность предметов и явлений, их связи и отношения. Они занимают главное место в школьной географии. От теоретических знаний зависит научный уровень содержания школьной географии. К теоретическим знаниям относят понятия, причинно-следственные связи, закономерности, теории. Понятия — основная и главная частица теоретических знаний. Систематизированные понятия — это и есть главным образом географические знания. Понятия — это отражение в сознании сущности географических объектов, их наиболее характерных свойств, признаков, особенностей, связей, отношений между объектами.
Понятия формируются на основе представления в результате абстрактного мышления. Различают общие и единичные понятия. Общие понятия выражают сущность однородной группы объектов и явлений. Содержание общего понятия раскрывается в его определении. В географии есть общенаучные и общегеографические понятия. К общим географическим относятся понятия о рельефе, различных его формах, климате, погоде и др. Они составляют научный фундамент школьной географии. Единичные понятия отражают сущность единичных объектов или явлений. Содержание этих понятий раскрывается в описании характеристики географических объектов по определенному плану. Материал для описания в основном берется с географической карты. Единичные понятия имеют собственные географические названия. В единичных понятиях имеется то общее, что характерно для однородной группы объектов, и свое специфическое, что присуще только данному объекту. Единичные понятия формируются на основе общих. Они имеют сложное строение. К примеру, понятие Африка включает и географическое положение, и рельеф, и климат, и население и т. д. Единичные понятия, которые относятся к объектам, занимающим значительную территорию, называются территориальными, или региональными, понятиями. Большинство единичных географических понятий — это региональные понятия (Амазония, Сахара, Аравийский полуостров и т. д.). Различают также конкретные (предметные) и абстрактные понятия. Конкретные выражают сущность конкретных объектов или явлений. Абстрактные понятия — понятия о признаках и свойствах объектов и явлений, закономерностях их существования и развития (расселение населения, континентальность климата и т. д.). Большинство понятий в школьной географии (как общих, так и единичных) являются конкретными понятиями. В зависимости от отрасли географической науки различают понятия картографические, физико-географические, экономико-географические и т. п.
Причинно - следственные связи выражают причинно-следственные отношения между объектами, явлениями и процессами.
От раскрытия этих связей зависит научный уровень преподавания. Причина всегда предшествует следствию, ее надо искать в предшествующих явлениях. Следствие — результат действия причины, его надо находить в последующих явлениях. География оперирует комплексом причинно-следственных связей. Закономерности выражают наиболее существенные, повторяющиеся, устойчивые связи и отношения между объектами, процессами, явлениями и отличаются высоким уровнем теоретического обобщения.
Закономерность— это то, что характерно для многих географических объектов и явлений. Одной из главных закономерностей является широтная зональность и высотная поясность (природные условия и комплексы изменяются от экватора к полюсам и от подножья гор к вершинам). В экономической географии к закономерностям относятся принципы размещения отдельных отраслей производства. Теории — это основные закономерности объектов природы или общества. В школьной географии теории в основном представлены в курсе общей географии (учение о географическом комплексе, географическом レレムリラマレレムワ районировании, о географической оболочке и др.).
Как указывалось ранее, к компонентам содержания школьной географии относятся также умения и навыки, мировоззренческие идеи.
Умения — способы деятельности, посредством которых учащиеся оперируют полученными знаниями, применяют их для решения учебных задач и получения новых знаний. Навыки — способы деятельности, выполняемые автоматически. Основными в учебной географии являются картографические и краеведческие умения и навыки (умения по чтению карты, изучению местных географических объектов).
Географические знания, умения и навыки вырабатываются с помощью приемов учебной работы. Прием учебной работы означает порядок, план, последовательность действий при работе с тем или иным источником географической информации. К примеру, описание гор по карте включает следующие действия: найти местоположение гор, в какой части материка они располагаются, по градусной сетке определить простирание гор, измерить протяженность гор по масштабу и градусной сетке, по шкале высот установить преобладающие высоты гор, по отметкам высот — максимальную высоту, по градусной сетке определить географические координаты максимальной точки. Мировоззренческие идеи— это философское обобщение географических знаний. Они делятся на диалектико-материалистические, политико-экономические и экологические.
Лекция № IV
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.29.213 (0.006 с.) |