Методы исследования в методике обучения географии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования в методике обучения географии



 

К

ак любая другая отрасль знания, методика обучения географии как наука работала методы исследования процесса обучения географии. Учитель географии должен обладать наниями и умениями исследовательской работы по методике учебного предмета. Это необходимодляоценкисобственнойработы,изученияопытадругихучителей,самообразования и творческого поиска. Всеобщим методом познания действительности, в том числе и процесса обучения географии, является диалектический материализм. Этоетодологическая основа методики обучения географии. Диалектический материализм требует подходить к исследованию процесса обучения, воспитания и развития как единого целого;рассматривать процесс обучения с точки зрения всеобщей связи и зависимости, составляющих его компонентов и элементов, а также с точки зрения перехода количественных изменений в качественные, раскрытия внутренних противоречий; рассматривать процесс обучения в непрерывном движении, изменении и развитии.

 

Методы исследования в методике обучения географии делятся на две группы:

теоретические и эмпирические (рис. 1).

Рис. 1. Методы исследования в методике обучения географии

Т

еоретические методы направлены на создание обобщений, анализ фактов, выявление закономерностей процесса обучения. К ним относятся: системно-структурный анализ, типологический подход, математические методы, исторический и сравнительный методы. Суть системно - структурного анализа в том, что предмет исследования рассматривается в качестве целостной системы, состоящей из взаимодействующих компонентов, причем в центре внимания находится изучение взаимосвязей и взаимодействий между этими компонентами. В соответствии с этим при исследований процесса обучения географии выявляются связи между деятельностью учителя и ученика (т. е. преподаванием и учением), между целями, содержанием, методами и средствами обучения, между усвоением знаний, развитием и воспитанием школьников. Системно-структурный анализ предполагает определение целей урока, в связи с целями определяются содержание обучения, методы и приемы обучения, учебное оборудование. Системный подход проявляется и в том, что учитель планирует и разрабатывает сразу несколько уроков по той или иной теме, определяя функции каждого урока и их связи между собой по целям, содержанию и методам обучения, по характеру познавательной деятельности школьников.

С помощью типологического подхода осуществляется классификация, группировка

изучаемых объектов и явлений. При этом определяются существенные черты, признаки

объектов, производится анализ и на основе анализа выделяются группы изучаемых объектов и явлений. Типологический подход находит применение при исследовании всех проблем методической науки. С его помощью выделяются компоненты содержания школьной географии (знания, умения и навыки; мировоззренческие идеи), классифицируются методы и средства обучения, выделяются типы уроков, виды самостоятельных работ учащихся и т. д. Отличительная черта развития науки в настоящее время — использование математического аппарата в процессе исследования. Точные математические методы начали использовать для изучения процесса обучения географии. Они дают возможность не только качественно оценить изучаемые объекты, но и выразить их количественно, изучить более глубоко связи и зависимости между компонентами процесса обучения (например, от каких факторов зависит совершенствование методов обучения географии; какая связь существует между методами обучения и уровнем знаний и умений школьников, развитием их творческих способностей).

Суть исторического метода состоит в том, что все исследуемые явления должны

рассматриваться в развитии, изменении во времени. Этот метод требует, чтобы при разработке вопро1-сав методики обучения географии учитывался опыт прошло- го, производился анализ того, как изменились данные процессы в историческом аспекте, какие стадии прошли, — только тогда можно сделать прогноз на будущее. С помощью исторического метода данные историко-методических исследований привлекаются при изучении проблем современной методики обучения географии.

Сравнительный метод исследования — метод логического познания вообще. Сравнивать можно только однородные объекты и явления, сравнения нужно проводить по

существенным чертам, признакам. Путем сравнения осуществляется типологический подход, производится классификация изучаемых объектов и явлений. Сравнительный метод используется также и при изучении зарубежного опыта обучения географии.

Э

мпирические методы исследования направлены на изучение уже имеющегося

педагогического опыта или для создания нового педагогического опыта. Для выявления того,

что существует в педагогической практике, используются следующие методы.

1. Наблюдение процесса обучения. Определяется цель наблюдения, разрабатывается программа, согласно программе в процессе наблюдения регистрируются факты, они обрабатываются, на основе анализа полученных результатов делаются ыводы.

 

2. Анкетирование учителей и учащихся. Определяется цель анкетирования, разрабатывается анкета, проводится анкетирование, данные обрабатываются.

 

3. Изучение школьной документации (классных журналов, тематических и поурочных планов, планов работы кружков и т. д.). На основании изучения делаются определенные выводы о постановке учебно-воспитательной работы в школе.

4. Собеседования. Определяется цель собеседования, проводится собеседование, на основании чего делаются выводы и обобщения.

5. Письменные проверочные работы. Служат для выявления уровня подготовки учащихся, по полученным результатам судят о состоянии в целом учебно-воспитательного процесса.

Обычно для изучения педагогического опыта школ используют совокупность методов. Для создания нового педагогического опыта предназначен метод педагогического эксперимента. При этом вводится что-то новое в обучение— новый учебный материал, новый прием обучения, новое средство обучения и т. д. Выявляется, как это новое влияет на качество знаний, развитие и воспитание учащихся. Для проведения эксперимента выделяют контрольные и экспериментальные классы, они должны быть одинаковыми по уровню подготовки. В экспериментальном классе вводят новый элемент обучения, в контрольном — обучение ведется традиционно. Затем сравнивается качество знаний учащихся в классах.

Для проведения педагогического эксперимента разрабатывается научное предположение, гипотеза, готовится необходимый учебно-методический материал (новый

учебный текст, новые наглядные пособия, проверочные работы и т. д.). Если введение нового содействует углублению знаний и развитию самостоятельности детей и подтверждает ранее высказанное предположение, оно рекомендуется для внедрения в массовую школу.

 

Проведение методических исследований включает следующие этапы:

1) установление главной проблемы исследования (на основе изучения литературы и

ознакомления с опытом школы) и ее формулировка;

2) выдвижение гипотезы;

3) формулировка задач исследования на пути решения главной проблемы и проверка

гипотезы;

4) выбор методов исследования;

5) подготовка экспериментальных материалов, необходимых для решения каждой

задачи;

6) проведение эксперимента;

7) формулировка выводов исследования;

8) показ практической значимости полученных результатов.

 

Изучение процесса обучения осуществляется теоретическими и эмпирическими методами одновременно. Эмпирические методы дают возможность накопить фактический

материал, его обрабатывают с помощью теоретических методов. Используется при этом анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, сравнение, обобщение.

СОДЕРЖАНИЕШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.006 с.)