Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы исследования в методике обучения географии
ак любая другая отрасль знания, методика обучения географии как наука работала методы исследования процесса обучения географии. Учитель географии должен обладать наниями и умениями исследовательской работы по методике учебного предмета. Это необходимодляоценкисобственнойработы,изученияопытадругихучителей,самообразования и творческого поиска. Всеобщим методом познания действительности, в том числе и процесса обучения географии, является диалектический материализм. Этоетодологическая основа методики обучения географии. Диалектический материализм требует подходить к исследованию процесса обучения, воспитания и развития как единого целого;рассматривать процесс обучения с точки зрения всеобщей связи и зависимости, составляющих его компонентов и элементов, а также с точки зрения перехода количественных изменений в качественные, раскрытия внутренних противоречий; рассматривать процесс обучения в непрерывном движении, изменении и развитии.
Методы исследования в методике обучения географии делятся на две группы: теоретические и эмпирические (рис. 1).
Рис. 1. Методы исследования в методике обучения географии
еоретические методы направлены на создание обобщений, анализ фактов, выявление закономерностей процесса обучения. К ним относятся: системно-структурный анализ, типологический подход, математические методы, исторический и сравнительный методы. Суть системно - структурного анализа в том, что предмет исследования рассматривается в качестве целостной системы, состоящей из взаимодействующих компонентов, причем в центре внимания находится изучение взаимосвязей и взаимодействий между этими компонентами. В соответствии с этим при исследований процесса обучения географии выявляются связи между деятельностью учителя и ученика (т. е. преподаванием и учением), между целями, содержанием, методами и средствами обучения, между усвоением знаний, развитием и воспитанием школьников. Системно-структурный анализ предполагает определение целей урока, в связи с целями определяются содержание обучения, методы и приемы обучения, учебное оборудование. Системный подход проявляется и в том, что учитель планирует и разрабатывает сразу несколько уроков по той или иной теме, определяя функции каждого урока и их связи между собой по целям, содержанию и методам обучения, по характеру познавательной деятельности школьников.
С помощью типологического подхода осуществляется классификация, группировка изучаемых объектов и явлений. При этом определяются существенные черты, признаки объектов, производится анализ и на основе анализа выделяются группы изучаемых объектов и явлений. Типологический подход находит применение при исследовании всех проблем методической науки. С его помощью выделяются компоненты содержания школьной географии (знания, умения и навыки; мировоззренческие идеи), классифицируются методы и средства обучения, выделяются типы уроков, виды самостоятельных работ учащихся и т. д. Отличительная черта развития науки в настоящее время — использование математического аппарата в процессе исследования. Точные математические методы начали использовать для изучения процесса обучения географии. Они дают возможность не только качественно оценить изучаемые объекты, но и выразить их количественно, изучить более глубоко связи и зависимости между компонентами процесса обучения (например, от каких факторов зависит совершенствование методов обучения географии; какая связь существует между методами обучения и уровнем знаний и умений школьников, развитием их творческих способностей). Суть исторического метода состоит в том, что все исследуемые явления должны рассматриваться в развитии, изменении во времени. Этот метод требует, чтобы при разработке вопро1-сав методики обучения географии учитывался опыт прошло- го, производился анализ того, как изменились данные процессы в историческом аспекте, какие стадии прошли, — только тогда можно сделать прогноз на будущее. С помощью исторического метода данные историко-методических исследований привлекаются при изучении проблем современной методики обучения географии. Сравнительный метод исследования — метод логического познания вообще. Сравнивать можно только однородные объекты и явления, сравнения нужно проводить по
существенным чертам, признакам. Путем сравнения осуществляется типологический подход, производится классификация изучаемых объектов и явлений. Сравнительный метод используется также и при изучении зарубежного опыта обучения географии.
мпирические методы исследования направлены на изучение уже имеющегося педагогического опыта или для создания нового педагогического опыта. Для выявления того, что существует в педагогической практике, используются следующие методы. 1. Наблюдение процесса обучения. Определяется цель наблюдения, разрабатывается программа, согласно программе в процессе наблюдения регистрируются факты, они обрабатываются, на основе анализа полученных результатов делаются ыводы.
2. Анкетирование учителей и учащихся. Определяется цель анкетирования, разрабатывается анкета, проводится анкетирование, данные обрабатываются.
3. Изучение школьной документации (классных журналов, тематических и поурочных планов, планов работы кружков и т. д.). На основании изучения делаются определенные выводы о постановке учебно-воспитательной работы в школе. 4. Собеседования. Определяется цель собеседования, проводится собеседование, на основании чего делаются выводы и обобщения. 5. Письменные проверочные работы. Служат для выявления уровня подготовки учащихся, по полученным результатам судят о состоянии в целом учебно-воспитательного процесса. Обычно для изучения педагогического опыта школ используют совокупность методов. Для создания нового педагогического опыта предназначен метод педагогического эксперимента. При этом вводится что-то новое в обучение— новый учебный материал, новый прием обучения, новое средство обучения и т. д. Выявляется, как это новое влияет на качество знаний, развитие и воспитание учащихся. Для проведения эксперимента выделяют контрольные и экспериментальные классы, они должны быть одинаковыми по уровню подготовки. В экспериментальном классе вводят новый элемент обучения, в контрольном — обучение ведется традиционно. Затем сравнивается качество знаний учащихся в классах. Для проведения педагогического эксперимента разрабатывается научное предположение, гипотеза, готовится необходимый учебно-методический материал (новый учебный текст, новые наглядные пособия, проверочные работы и т. д.). Если введение нового содействует углублению знаний и развитию самостоятельности детей и подтверждает ранее высказанное предположение, оно рекомендуется для внедрения в массовую школу.
Проведение методических исследований включает следующие этапы: 1) установление главной проблемы исследования (на основе изучения литературы и ознакомления с опытом школы) и ее формулировка; 2) выдвижение гипотезы; 3) формулировка задач исследования на пути решения главной проблемы и проверка гипотезы; 4) выбор методов исследования; 5) подготовка экспериментальных материалов, необходимых для решения каждой задачи; 6) проведение эксперимента; 7) формулировка выводов исследования; 8) показ практической значимости полученных результатов.
Изучение процесса обучения осуществляется теоретическими и эмпирическими методами одновременно. Эмпирические методы дают возможность накопить фактический материал, его обрабатывают с помощью теоретических методов. Используется при этом анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, сравнение, обобщение. СОДЕРЖАНИЕШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.006 с.) |