Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор пути определяется следующими условиями.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Возможность ознакомления с местными объектами и явлениями и наличием соответствующих наглядных пособий. При этом предпочтителен индуктивный путь. 2. Содержание понятий. Абстрактные, теоретические понятия формируются главным образом дедуктивным путем, их содержание раскрывает учитель. 3. Наличие учебного времени. Индуктивный путь требует много времени. 4. Развитием познавательных способностей детей. Индуктивный путь предполагает умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
При индуктивном пути выделяются следующие этапы: 1) наблюдение объектов и явлений в натуре, в изображении, на моделях; 2) анализ, выявление наиболее существенных признаков; 3) формулировка определения понятия на основе анализа; 4) запоминание определения, его воспроизведение; 5) применение понятия для решения учебных задач.
При дедуктивном пути формирования понятия учитель сам дает его определение, объясняет содержание, организует познавательную деятельность школьника по выявлению существенных признаков. Общие понятия конкретизируются. Задача ученика — воспринять определение понятия, осмыслить его содержание, запомнить определение и использовать понятие для решения учебных задач, выполнения типовых и творческих заданий. При любом пути формирования общих понятий основное внимание уделяется анализу содержания определения понятия. В определении отражаются наиболее существенные черты, признаки объектов и явлений. Общее понятие усвоено, когда учащийся знает его определение, понимает содержание определения, имеет образное представление об изучаемом объекте или явлении, умеет самостоятельно применять понятие при решении учебных задач. Единичные понятия формируются на основе общих. Если суть общих понятий выражается в их определении, то сущность единичных раскрывается в описании, характеристике объекта. Описание, характеристика даются по определенному плану. Планы являются общепринятыми, типовыми и подлежат усвоению учащимися. Один из главных признаков единичного понятия — это географическое положение объекта. Оно определяет его особенности. При описании географических объектов главным источником информации служит географическая карта. Почти вся информация для характеристики берется с карты. При описании объекта выделяется то общее, что характерно в целом для однородной группы и специфическое, характерное для данного объекта. Изучение причинно - следственных связей имеет важное значение в обучении. Их вскрытие дает возможность выявить самое главное, основное. Одним из главных вопросов в географии должен быть вопрос «Почему?» либо «Чем объяснить?». Вначале надо дать понятие о причине и следствии, объяснить, что причина кроется в предшествующих явлениях, а результат действия причины — следствие. Это можно выразить графически, показав на конкретном примере:разрушение гор причина образование равнин следствие Причинно-следственные связи и зависимости учитель объясняет при изучении конкретной темы. Например, при изучении вулканов, землетрясений он объясняет причины их возникновения и закономерности в их географическом распространении. Объяснение должно быть логичным, доступным, понятным. Обычно объясняется множество связей при изучении того или иного объекта. Причинно-следственные связи и зависимости для лучшего восприятия учащимися желательно выразить в виде схемы. В схемах показываются наиболее существенные связи. Для систематизации причинно-следственных связей и зависимостей их можно оформить в виде таблицы. нужно научить школьника самостоятельно находить причинно-следственные связи в учебном тексте, объяснять причинно-следственные зависимости, выражать их графически. Можно давать различные самостоятельные работы по выявлению причинно-следственных связей. Формирование закономерностей. Закономерности, как и общие понятия, изучаются или индуктивным, или дедуктивным путем. Закономерность можно выявить, изучив многие объекты и явления и обнаружив, что характерно для них в целом
Закономерность — это устойчивая, повторяющаяся связь между объектами и явлениями.
При индуктивном пути на ос- нове изучения отдельных объектов и явлений выявляется то общее, что характерно для них, и это общее формулируется в виде закономерности. К примеру, на основе анализа климатической карты выявляются закономерности в пространственном распределении температур и осадков. При дедуктивном пути учитель сам дает определение закономерности, объясняет ее содержание, приводит конкретные примеры проявления закономерности. При любом пути учащиеся должны усвоить определение закономерности, уметь применять закономерность при характеристике других явлений. Нужно также обосновать причину закономерности. Выработка умений и навыков. Умения и навыки формируются совместно с новыми знаниями и на их основе в результате многократных упражнений. Их выработка предполагает работу с различными источниками географической информации. Объясняется назначение и содержание каждого источника географических знаний, раскрываются его познавательные возможности. Ученики должны знать, из каких частей состоит учебник, что такое внетекстовые компоненты, что можно узнать из таблицы, каков порядок чтения графиков и т. д. Обычно для работы с источниками знаний даются типовые планы, памятки, инструкции, которые позволяют последовательно излагать учебный материал.
Формирование умений и навыков включает следующие звенья: 1) показ значения умения и постановка целей овладения им (например: «Сегодня мы научимся описывать горы по карте»); 2) ознакомление с составом умения, порядком действий, типовым планом; 3) показ учителем образца выполнения действий; 4) тренировочные упражнения для овладения умением (под руководством учителя); 5) самостоятельное применение умения.
В новой учебной ситуации при выполнении творческих заданий ученик должен ачительно перестроить и дополнить порядок действий, типовой план. Умение усвоено, если учащийся знает область его применения, содержание и последовательность действий, практически умеет им пользоваться. Выработка умений— более сложный процесс, чем получение знаний.
Лекция № VIII ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.161 (0.005 с.) |