Использование идей В . Ф . Шаталова в обучении географии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование идей В . Ф . Шаталова в обучении географии



 

О

дин из существенных недостатков традиционного обучения — отсутствие

возможности ежеурочно контролировать знания каждого ученика. На обычном уроке учитель может опросить 5—8 учеников. Учитель не знает, каков уровень знаний учащихся в классе в целом. Так как контроль эпизодический, учащиеся работают не систематически. В результате возникают пробелы в знаниях, что ведет к нарастанию трудностей, угасает интерес к учебе. Указанные недостатки ликвидируются в системе методов иприемов, разработанных

В.Ф. Шаталовым. Согласно его методике знания учащихся проверяются на каждом уроке, новый учебный материал неоднократно повторяется, следовательно, лучше запоминается. Учебный материал излагается крупными частями (1—3 параграфа), что дает возможность освободить время для практических и самостоятельных работ. В течение всего урока учащиеся работают, не возникает проблемы дисциплины. Если учащийся не отчитался за определенный вид Работы или пропустил урок, он должен восполнить пробелы. На первом же уроке учитель знакомит с требованиями новой методики обучения. Он вначале излагает материал детально, затем повторно, используя при этом графический конспект (.лист опорных сигналов). Он оформляется в виде демонстрационного пособия. Лист опорных сигналов (ЛОС)— краткое, логическое, графическое выражение учебного материала, состоящее из нескольких блоков. В нем не должно быть деталей частностей. При повторном рассказе отсутствуют детали, дополнительный материал напоминается одним-двумя словами. Самые сложные, наиболее важные положения объясняются трижды. В младших классах практикуется хоровое заучивание определений некоторых понятий и терминов непосредственно в классе.

После объяснения учителя ЛОС записывается учениками в рабочих тетрадях по

географии. Учитель дает рекомендации по подготовке домашнего задания. Рекомендации

таковы: прочитать параграфы учебника; сопоставить учебный материал с ЛОС (с обязательным применением атласа); пересказать материал, используя ЛОС; попробовать воспроизвести ЛОС по памяти; заняться другим делом и через некоторое время еще раз по памяти воспроизвести конспект.

Второй урок начинается с того, что школьники по памяти воспроизводят конспект-

схему первого урока в контрольных тетрадях. Тетради учитель хранит в кабинете, а перед

началом урока их раздают дежурные. Письменная проверка занимает 5—7 мин. Учитель во время фронтальной письменной проверки или наблюдает за работой класса, или ведет тихий опрос у карты. По истечении отведенного времени учитель вызывает ученика к доске для устного ответа по Л ОС. Это сигнал к сдаче тетрадей. Учитель не задает вопросы, на которые ученики должны отвечать у доски. Он объяснил порядок ответов на предыдущем уроке. ЛОС разделен на отдельные смысловые блоки. Ученики знают, что один из них будет рассказывать содержание первого блока, следующий — второго блока и т. д. На каждом уроке устно отвечают 3—4 ученика.

 

 

ЛОС исключает паузы при ответах, облегчает воспроизведение изученного материала, содействует логичному ответу. Обогащается словарный запас школьника. Во время ответа отвечающего не прерывают, дают возможность полностью изложить учебный материал. Все другие ученики обязательно внимательно слушают, после ответа они будут дополнять, уточнять ответ, исправлять ошибки, которые хорошо регистрируются по графическому конспекту. Дается установка: если ошибки в ответе исправляют сами ученики, то оценка отвечающему снижается не настолько, как если бы эту ошибку исправил учитель, что воспитывает чувство коллективизма. За дополнение, уточнение ученики также поощряются оценками. Поэтому во время проверки учителю редко приходится уточнять и исправлять ответ, это делают сами ученики, что содействует более прочному усвоению материала. Таким образом, на каждом уроке ведется проверка фронтальная письменная и устная индивидуальная.

Знания, следовательно, неоднократно повторяются, что содействует их прочному запоминанию. Во время индивидуальной устной проверки ведется проверка письменных работ. Это делает учитель, просматривая тетради, или проверку осуществляют ученики в порядке очередности, что дает возможность проверяющему увидеть работы своих товарищей. При этом проверяющие ученики самостоятельно оценивают письменные работы. Контроль за объективностью оценки ведетучитель.

По результатам проверки письменных работ учитель дает обязательный комментарий, указывает достижения, типичные ошибки и пути их устранения. После изучения таким образом всей темы следуют уроки обобщения и систематизации и уроки тематического учета знаний. Перед изучением темы в классе на видном месте вывешиваются вопросы, ответы на которые ученики должны знать в результате изучения темы. На уроке обобщения и систематизации знаний учитель сам дает краткие ответы на указанные вопросы.

На следующих 2—3 уроках ведется проверка знаний по теме. Каждый ученик отчитывается за тему. Выполняются итоговые практические работы. Оценка по теме —

основная при выставлении итоговых оценок. Оценки за письменные и устные ответы, за практические работы, за знания карты, за учет знаний по всей теме выставляют в так называемый общеклассный экран успеваемости или лист открытого учета знаний. В экране успеваемости указываются фамилии учеников, номера Л ОС, устные ответы, практические работы, номенклатура. Каждый ученик имеет точно такой же индивидуальный листок учета. Оцениваются. Все виды работ. Если ученик пропустил урок или не был готов к нему, в экране успеваемости оценку не выставляют, дают возможность ликвидировать пробел и отчитаться за работу, получив соответствующую оценку. Ученик имеет возможность повысить уже имеющуюся оценку. Для этого должен быть график пересдачи не удовлетворяющих ученика оценок. Дается следующая установка: если у ученика все оценки «4» и «5» и хотя бы одна пустая клетка в экране успеваемости не будет заполнена, т.е. ученик не отчитается, то за четверть — оценка «3». Об этом ученик и его родители предупреждаются в начале учебного года. В первой четверти учитель реализует это требование.

По методике В.Ф. Шаталова, самое важное — разработка графических конспектов. В них раскрываются не только основное содержание учебного материала, но указываются методы и приемы его изучения. Эта методика нацеливает на изучение главного, основного в учебном материале. Идет живое общение учителя и ученика. Эта методика в основном направлена на воспроизводящее обучение, а не на самостоятельное добывание знаний. Она не в полной мере содействует развитию познавательных способностей детей и реализации идей развивающего обучения. Но вместе с тем даются прочные систематические знания. Школьники учатся логически мыслить и связно излагать учебный материал, непрерывно обогащается их словарный запас, устная и письменная речь.

 

Лекция № XV



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.005 с.)