Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование географических знаний , умений и навыковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
аждый компонент содержания школьной географии имеет специфику своего изучения. Поэтому мы рассмотрим методику изучения отдельных компонентов содержания школьной географии. Формирование представлений. Всякое представление основывается на нашем чувственном опыте, настоящем или прошлом. Если такого опыта нет, то сформировать представление невозможно. Географические представления — образы географических объектов в памяти. Эти образы можно создать, наблюдая объекты в натуре, в изображении и на моделях. Многие- географические представления можно сформировать, изучая местныегеографические объекты и явления (представление о равнине, плоской равнине, климате, реке, озере, населении т. д. Задача учителя — организовать наблюдение за местными географическими объектами и явлениями, научить наблюдать, фиксировать результаты, устанавливать важные свойства и на основе наблюдений делать описания. Однако в школьной географии изучаются, главным образом, отдаленные географические объекты и надо создать представление о них. Для этого используются наглядные пособия. С помощью учебного кино и телевидения можно побывать в различных уголках земного шара, показать процессы, которые совершаются либо быстро, либо медленно. Используются также учебные стенные географические картины. У них обобщенный образ территории, показаны наиболее характерные особенности. Объемные наглядные пособия, макеты, модели в схематическом виде дают трехмерное изображение. Используются и условные наглядные пособия — схемы, графики, диаграммы. При изучении горных пород, минералов, полезных ископаемых, растительности применяются соответствующие коллекции и гербарии растений. Каждый вид наглядного пособия наиболее полно отображает какую-то одну сторону объекта или явления. Для создания обобщенного образа применяется комплекс наглядных пособий (представление о вулкане — модель вулкана, рисунки щитового вулкана и стратовулкана, схема внутреннего строения вулкана). При формировании представления необходимо использование географической карты. Ведь по карте определяются географическое положение и форма объекта, устанавливаются примерные размеры. Все изучаемые географические объекты обязательно показываются на карте. В формировании представлений большая роль отводится живому слову учителя. Он, рисуя словесный образ объекта или явления, может зачитывать тексты из специально изданных книг для чтения по географии — географических хрестоматий. В них приводятся отрывки из научно-популярной, художественной и другой литературы, в которых дается красочное описание объектов или явлений. Создание представлений — начальная ступень обучения; обучение, как и познание вообще, идет от восприятия действительности к теоретическому мышлению и от него к практике. Формирование представлений включает следующие этапы: восприятие объектов в натуре, в изображении и на моде- лях; выявление в них наиболее характерных признаков, черт свойств; запоминание образа объекта; воспроизведение образу объекта в словесной форме или графическом выражении. Изучение фактов. Факты в школьной географии имеют в основном вспомогательное значение, они служат для формирования теоретических знаний. Задача учителя — научитьшкольника находить в учебном материале фактический материал и делать анализ фактов, на основе анализа приходить к определенным выводам, идеям. По образному выражению В.Г. Белинского, факты без идей — мусор для головы и памяти. Лишь немногие факты в школьной географии подлежат запоминанию. Они необходимы для полноты сведений о географических объектах (например, площадь земной поверхности, площадь суши, численность населения мира, высшая точка земной поверхности и т. д.). Любой факт нужно осмыслить. При подготовке к уроку учитель определяет фактический материал, на каких теоретических положениях этот материал будет строиться, какие понятия и закономерности будут конкретизироваться. Источник фактического материала — учебный текст, общегеографические и тематические карты, различные количественные показатели и наглядные пособия. К примеру, путем анализа климатических карт можно определить господствующие ветры, закономерности в распределении температур, осадков, выявить климатические пояса и типы климата. Для этого учителю необходимо разработать систему вопросов и заданий по чтению климатической карты. Факты также служат для конкретизации общих понятий. Однако на практике нередко переоценивается роль фактов. Они становятся основным содержанием географических знаний и изучаются вне связи между собой. География как учебный предмет превращается в фактологию. Формирование понятий. Главной частицей географических знаний является понятие. Процесс усвоения понятия идет в двух направлениях: число понятий постоянно растет и одновременно расширяется объем и содержание ранее усвоенных. Поэтому понятия в процессе обучения находятся на разных ступенях формирования. По мере обучения содержание понятий углубляется, они становятся более полными по содержанию и более прочными по усвоению. Понятие нельзя сформировать, заучив его определение. Необходима организация познавательной деятельности учащихся по работе с источниками географической информации. Нужно иметь в виду, что по значимости понятия различны: понятия фундаментальные ведущие и второстепенные. Поэтому упор надо делать на основные понятия. Научные понятия, в том числе и географические, находятся в соподчинении, образуя определенные системы. В связи с этим при их изучении надо обращать внимание принадлежность понятия к той или иной системе. Как известно, географические понятия подразделяются на общие и единичные. Методика их изучения различается. Общие понятия формируются индуктивным или дедуктивным путем. При индуктивном пути учитель подводит ученика к определению понятия, при дедуктивном — сам дает определение, объясняя его сущность.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.223 (0.009 с.) |