Развитие школьной географии и методики ее преподавания до 1917 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие школьной географии и методики ее преподавания до 1917 года.



 

До XVIII в. на Руси были только церковные школы. Они давали элементарное образование и некоторые географические сведения. На рубеже XVII—XVIII вв. наблюдается ломка феодальных отношений, зарождается и получает развитие товарное производство. Оно требует более грамотных людей. Возникают светские школы. В них впервые вводится география как самостоятельный учебный предмет. Начало преподавания географии потребовало создания учебников. Преподавание географии в школах Западной Европы началось раньше. Поэтому первые учебники были переводными. Первый переводной учебник был издан в 1710 г. под названием «География, или Краткое земного круга описание». Этот учебник был примитивен, содержал краткие сведения о градусной сетке, некоторые статистические сведения, немногие сведения по физической географии.

Первая половина XVIII в. в России характеризуется быстрым развитием географической науки. К этому времени относится деятельность М.В. Ломоносова и созданного им географического департамента. Ведутся географические исследования в различных регионах России, создается первый географический атлас России И.К. Кириллова, многочисленные карты, публикуются крупные научные труды В.Н. Татищева, П.И. Рычкова и др. Стало возможным создание первого русского учебника по географии. Он был издан в 1742 г. под названием «Руководство к географии».

Вторая половина XVIII в. характеризуется дальнейшим развитием товарного производства в России. Возникают крупные мануфактуры, товарный характер приобретает помещичье хозяйство, создается всероссийский рынок, растет торговля. Требуется' большое количество грамотных людей. Поэтому в последней четверти XVIII в. в уездных и губернских городах России открываются массовые школы — народные училища двух типов: малые (начальные с двухгодичным обучением) и главные четырехклассные с пятилетним обучением (на 4-й класс отводилось два года). В двух последних классах главных училищ в течение трех лет изучалась география России и всеобщая география. Были изданы новые учебники. В предисловиях к ним давались методические советы и рекомендации. Эти советы можно рассматривать как зарождение первых методических идей. Изучение географии России рекомендовалось вести следующим образом: вначале учебник изучался по «черной» (контурной) карте на доске, один из учеников читал учебный текст, а другой, по указанию учителя, согласно тексту, наносил объекты на «черную» карту. Позже материал повторялся на этом и следующем уроках. Таким образом изучался весь учебник. Позже он изучался повторно. При этом учитель дополнял текст учебника, объяснял. Для изучения всеобщей географии был издан малый атлас.

На рубеже XVIII—XIX вв. большое внимание уделялось экономико-географическим

сведениям, статистическим данным. Поэтому в средней школе вводится курс статистики. Его

следует рассматривать как начало преподавания экономической географии. По этому курсу

был издан учебник К.А. Арсеньева «Начертания статистики Российского государства». К.А.

Арсеньев был прогрессивным ученым. В своих публикациях главной причиной хозяйственной

отсталости России считал непроизводящий класс и крепостное право.

Преподавание географии в школах вызвало необходимость подготовки учителей. В начале XIX в. при главном педагогическом институте в Петербурге создается кафедра географии и статистики для подготовки преподавателей географии и истории. Возглавил кафедру профессор Е.Ф. Зябловский. Он опубликовал первый университетский курс по географии России.

Поступательное развитие школьной географии в XVIII — начале XIX века было нарушено со второй четверти XIX в. После поражения восстания декабристов наступили годы николаевской реакции. Они отрицательно отразились на образовании. Вводилось преподавание классических и иностранных языков, ликвидировался курс статистики, уменьшилось количество часов по географии. Изучение географии ведется в более младших классах и сводится к заучиванию номенклатуры. В школе господствует зубрежка. Были изданы крайне неудачные учебники по географии— учебник И. Гейма для младших школьников и учебник А. Ободовского — для старших. Они были трудны и непонятны, содержали перечень географических названий без описания объектов. По поводу учебника И. Гейма В.Г. Белинский писал, что это неудачная и вредная компиляция. Он указывал, что учебная книга не роман, и если она дурно составлена, то приносит вреда не меньше чумы или холеры. Н.А. Добролюбов в отношении учебника А. Ободовского писал: «Десятки собственных имен встречаются на каждой странице и все их надобно запомнить, не связывая с ними никакого смысла». Он указывал, что такие географические учебники отнимают всякую возможность чему-либо по ним научиться.

В это время с интересными мыслями о преподавании географии выступал Н.В. Гоголь. Не будучи географом, он одно время преподавал географию в гимназии. Н.В. Гоголь подчеркивал важное образовательное и воспитательное значение географии как учебного предмета, обращал особое внимание на необходимость давать хорошие знания по географии России. Он указывал на сухость преподавания географии в школах и подчеркивал важность занимательности преподавания.

Н.В. Гоголь на основании личного опыта преподавания географии выдвинул следующие методические идеи, которые не потеряли своего значения до настоящего времени:

1) преподавание географии нужно строить в соответствии с возрастными

особенностями учащихся;

2) изложение географического материала обязательно связывать с картой;

3) географические объекты не только показывать на карте, но и характеризовать;

4) при изложении необходимо заботиться о том, чтобы прослеживались связи между

деятельностью населения и природой;

5) преподаватель должен постоянно работать над стилем изложения;

6) тайна увлекательного изложения кроется в приближении изложения к слогу

путешественника, нужно рассказывать устами очевидца.

Новый толчок в развитии общества в России дала отмена крепостного права, по-иному

были поставлены вопросы народного образования. К этому времени относится деятельность К.Д. Ушинского — основоположника русской педагогики и научных основ методики преподавания. Он выдвинул и обосновал много прогрессивных педагогических идей. В противоположность схоластике и зубрежке выдвинул идею развивающего обучения. Много внимания уделил анализу состояния преподавания географии в России. Изучил опыт преподавания географии в зарубежных школах — Германии, Швейцарии и пришел к печальному выводу о жалком состоянии географии в школах России. В зарубежных школах основной упор делался на изучении географии своей страны. К.Д. Ушинский указывал, что географическое общество сделало много для развития географической науки, но почти ничего не сделало для школьной географии, нет даже сносного учебника. Незнание географии Родины приносит вред обществу. К.Д. Ушинский указывал:«... До тех пор, покуда мы не знаем своей родины и пока это знание не распространится в массы народа, мы не будем в состоянии воспользоваться теми средствами, которые представляет нам природа и население нашей страны, и будем бедны, потому что невежественны». По мнению. К.Д. Ушинского, в русских школах основными учебными предметами должны быть русский язык, русская история и география, а вокруг них должны группироваться все остальные предметы.

К.Д. Ушинский стоит у истоков краеведческого принципа обучения географии. Он предлагал начинать изучение географии с изучения окрестностей школы, а затем переходить к изучению более отдаленных объектов и территорий. Этот принцип он называл родиноведческим. Осуществление этого принципа давало возможность реализации таких принципов обучения, как от близкого к далекому, от знакомого к неизвестному. Идеи К.Д. Ушинского на практике попытался осуществить учитель географии Д.Д. Семенов. Он начинал изучение географии с изучения окрестностей Петербурга. Выход школьников за пределы класса был необычным в то время. Д.Д. Семенов написал учебные пособия по географии, построенные на родиноведческом принципе. Для младших школьников — это «Уроки географии», для старших — «Отечествоведение». Он же написал первую методику преподавания географии под названием «Педагогические заметки для учителей» (1864). В ней говорится о методах преподавания географии, построении курса «Отечествоведение», методике использования учебного пособия «Отечествоведение».

Дальнейшее развитие научной и учебной географии связано с открытием в 1884 г. в

Московском университете кафедры географии. Ее возглавил профессор Д.Н. Анучин. Он -

создатель русской университетской географической школы. Д.Н. Анучин и его ученики сделали много для школьной географии. Был основан журнал «Землеведение», в котором печатались научные статьи не только по географии, но и по вопросам ее преподавания. В помощь учителям сотрудники журнала переводили иностранные методики и книги, издавали интересные учебные пособия. Ученики Д.Н. Анучина — А.А. Крубер, А.С. Барков, С.Г. Григорьев, СВ. Чефранов — в самом начале XX в. издали весьма удачные учебники по географии для всех классов. Учебники были богаты по содержанию, хорошо методически обработаны, прекрасно оформлены, отражали научные достижения того времени. Эти учебники были выдающимся событием в учебной географической литературе, отражали достижения географической науки и методики преподавания того времени. Четверо московских авторов кроме учебников издали географические хрестоматии (книги для чтения по географии) по всем частям света и две по России, учебные картины, карты, глобусы и др.

В начале XX в. были изданы также удачные учебники петербургским учителем Г.И. Ивановым и петербургским профессором Э.Ф. Лесгафтом. Учебники Г.И. Иванова были написаны простым языком, учебники Э.Ф. Лесгафта отличались стройностью изложения учебного материала. Кроме того, в начале XX в. появилось много методических руководств по преподаванию географии. Из них наиболее популярными были методика Э.Ю. Петри, которая освещала опыт преподавания географии в зарубежных школах, и методика В.П. Буданова, освещавшая отечественный опыт. Они переиздавались и в советское время.

Весной 1915 г. в России состоялся первый съезд преподавателей географии. На нем обсуждалось состояние школьной географии и выдвигалось много прогрессивных идей, делегаты съезда настаивали на увеличении часов, отводимых на изучение географии, особое внимание было обращено на подготовку учителей. Намечалась и реформа школы. Комиссию по реформе возглавил министр просвещения граф П.Н. Игнатьев. Под его руководством были разработаны весьма прогрессивные программы по географии. К сожалению, решения съезда учителей географии и игнатьевские программы не были претворены в жизнь.

 

Лекция № II



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.009 с.)