Предмет и задачи методики обучения географии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи методики обучения географии

Поиск

Лекция № I

Лекция № II

СОДЕРЖАНИЕШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Раздел 2. Природные условия земной поверхности

Тема 3. Литосфера и рельеф Земли

Тема 4. Гидросфера. Мировой океан

Тема 5. Воды суши

Тема 6. Атмосфера. Погода и климат

Раздел 3. Политическая карта и население Земли

Тема 7. Политическая карта мира

Тема 8. Человечество на Земле

Раздел 4. Хозяйственная деятельность населения

Тема 9. Промышленность

Тема 10. Сельское хозяйство

Тема 11. Транспорт

Рис. 2. Структура начального курса географии

Второй раздел содержит систему общих понятий по физической географии, дается

понятие о суше и водной поверхности, различных видах суши, о частях Мирового океана, орельефе, его основных формах, о водах суши, о метеорологических элементах, погоде и

климате, воздушных массах, атмосферных фронтах, климатообразующих факторах, почвах.

Третий и четвертый разделы — основы социально-экономической географии. Даютсяпонятия о политической карте, различии государств, расах человечества, труктуре и движениинаселения, его размещении, природных ресурсах и их видах, отдельных асляхпромышленности и сельского хозяйства, видах транспорта. Выявляется влияние хозяйственнойдеятельности человека на природную среду.

Следующий курс школьной географии — «География материков и стран» (8—9-йклассы). Это в основном курс региональной географии с элементами общей. Курс состоит издвух разделов (рис. 3). Первый раздел— общий географический обзор земного шара.

 

Введение

Раздел 1. Общий географический обзор земного шара

Тема 1. Общие закономерности природы Земли

Тема 2. Современное население мира и его хозяйственная деятельность

Лекция № III

 

Компоненты содержания школьной географии

 

С

одержание школьной географии включает географические знания, умения и навыки, мировоззренческие идеи. Знания — это отражение в сознании объективного мира, выраженное в словесной форме. Географические знания — это отражение в сознании географической действительности, выраженные в словесной форме. Знания подразделяются на эмпирические и теоретические (рис. 6).

 

Введение

Раздел 1. Развитие географической науки. Методы географических исследований

Тема 1. Этапы развития географической науки

Тема 2. Методы географических исследований

Раздел 2. География — наука о территориальных системах

Тема 3. Учение о природно-территориальных комплексах

Тема 4. Природно-хозяйственные системы

Раздел 3. Географическая оболочка и ее компоненты. Антропогенное воздействие

На географическую оболочку

Тема 5. Географическая оболочка

Тема 6. Главные особенности природы Земли

Тема 7. Человек и окружающая среда

Раздел 4. Политическая карта мира. Население мира. Мировое хозяйство и

Лекция № IV

Программы по географии, их методическое построение

 

Объем и содержание географических знаний, которые должны быть усвоены учащимися, последовательность их изучения на протяжении всего учебного года определяются программой. Программа утверждается Министерством образования и является обязательной. Программа определяет максимум и минимум знаний по предмету. В начале программы есть объяснительная записка, в ней даются принципиальные указания о назначении каждого курса и особенностях его преподавания. Затем раскрывается содержание каждого курса школьной географии, содержится перечень частей курса, разделов, тем, раскрывается содержание каждой темы. На каждую структурную часть указывается количество часов.

Установленное программой содержание школьной географии излагается в учебных

пособиях или учебниках, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь.

 

Лекция № V

ТИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

ТИПЫ ОБУЧЕНИЯ

 

В

 истории дидактики выделяют следующие типы обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное и развивающее.

Догматическое обучение. Направлено на механическое заучивание учебного материала и дословное его воспроизведение. Развивает механическую память и не воспитывает интереса к учению. Объяснительно-иллюстративное обучение. Это традиционное, наиболее широко распространенное обучение, при котором знания ученикам даются в основном в готовом виде. Учитель стремится донести учебный материал до сознания ученика. Для этого он использует наглядные пособия. Это в основном репродуктивное обучение. Ученики должны воспринять новые знания, осмыслить, запомнить и воспроизвести их. Практические работы выполняются известным способом, по образцу. Учение выступает как припоминание знаний. В большинстве случаев ученик является пассивным участником процесса обучения. Объяснительноиллюстративное обучение недостаточно активизирует познавательную деятельность школьника.

Развивающее обучение. Направлено на развитие познавательных способностей, на самостоятельное добывание знаний учеником. Школьники учатся приобретать новые знания, работать с различными источниками географической информации. Знания, добытые самостоятельно, более прочны и содержательны. К развивающему обучению относится проблемное, программированное и модульное обучение.

 

Проблемное обучение. Суть проблемного обучения — самостоятельное добывание знаний учениками под руководством учителя. Оно обеспечивает активизацию учебно-познавательной деятельности ученика. Учащиеся получают удовлетворение от работы и результата, что стимулирует процесс усвоения новых знаний. Проблемное обучение содействует развитию мышления и умственных способностей школьника. Необходимое условие проблемного обучения— создание проблемной ситуации. Последняя определяется как состояние интеллектуального затруднения. Непосредственно ответить на вопрос ученик не в состоянии. Он это не может сделать. Если ученик осознал затруднение и ищет пути решения, проблемная ситуация превращается в проблему. Однако не всякая проблемная ситуация может перейти в проблему. Это возникает тогда, когда нет соответствующей подготовки ученика для решения проблемного вопроса. В этом случае учитель использует метод проблемного изложения.

 

Он сам раскрывает проблему, показывает пути ее решения, дает образец научного поиска. В обучении можно выделить три типа создания проблемной ситуации.

1. Проблемная ситуация может возникать, когда ученику недостает знаний для решения поставленной перед ним задачи или когда условие задачи содержит неполную информацию. Ученику необходимо пополнить знания и затем приступить к решению

проблемной задачи.

2. Проблемная ситуация возникает и тогда, когда есть необходимые знания. Для

решения задания нужно отобрать нужные знания.

3. Проблемная ситуация возникает тогда, когда ученик сталкивается с новыми

условиями применения знаний.

 

Выявление проблемы, ее формулировка— первый этап проблемного обучения. Обычно проблемную ситуацию создает учитель. Он ставит проблемные вопросы и дает проблемные задания: «Какие изменения возможны в той части литосферы, где происходит извержение вулкана?», «Как извержение вулкана влияет на атмосферу, земную кору, гидросферу?», «Почему бессточное озеро Чад почти пресное?», «Составьте проект железнодорожной магистрали». Затем следует поиск решения проблемного вопроса и само решение. Решение и поиск решения осуществляет сам школьник. Учитель не дает готового решения, он может наметить лишь путь, указать на трудности. Поиск решения заключается в обоснованных ответах. Учитель следит за логикой рассуждения, отвергает или соглашается с доводами ученика.Самое главное при проблемном обучении — разработка проблемных вопросов и заданий по темам, разделам. В современной школе используются лишь элементы проблемного обучения. Учителя ограничиваются постановкой проблемных вопросов при изучении отдельных тем, иногда постановкой частных проблем.

Программированное обучение. Это обучение возникло как акция на недостатки

традиционного обучения. При традиционном обучении недостаточно учитываются индивидуальные особенности ученика. Все ученики независимо от способностей получают из учебника и на уроке одинаковую по количеству информацию. Нет различий в способе подачи информации. Но каждый ученик воспринимает материал по-своему. При традиционном обучении в основном страдают слабые и сильные ученики. Слабые ученики не усваивают учебный материал, сильным в основном нечего делать. Незначительное место в процессе обучения занимает самостоятельная творческая работа школьников. Ученики получают знания в основном в готовом виде. При традиционном обучении учитель не знает, как каждый ученик усвоил материал. Проверка знаний производится эпизодически. Учитель не в состоянии опросить всех учащихся на уроке. Пробелы в знаниях могут быть выявлены лишь по истечении продолжительного времени.

Большая часть процесса обучения остается вне контроля учителя. Во многом все эти недостатки ликвидируются при программированном обучении. При таком обучении каждый ученик самостоятельно усваивает новый материал, учится своим собственным темпом, что позволяет осуществить индивидуализацию учебного процесса.

Обучение ведется по специальным обучающим программам. Программы могут быть в виде учебников или закладываются в обучающее устройство — электронную машину. Обучающая программа состоит из порций учебного материала и системы вопросов и заданий по ее усвоению. В зависимости от возраста учеников эти порции могут быть разные по объему. Поэтому различают линейное и разветвленное программированное обучение. Линейное программированное обучение рассчитано на младших школьников. Порции учебного материала небольшие. При ответах на вопросы и задания ученик ограничивается вписыванием соответствующих слов в пропуски. Возможность ошибок исключена. Правильность ответов сразу же проверяется. Разветвленное программирование рассчитано на старших школьников. Порции учебного материала более значительны по объему. На вопросы имеется несколько альтернативных ответов. Если ученик выбрал неправильный ответ, он не может двигаться дальше. Программа дает указание, что следует изучить. В некоторых разветвленных программах нет готовых ответов. Ученик формулирует ответы самостоятельно. Имеются программы с элементами линейного и разветвленного программирования. В нашей школе есть лишь элементы программированного обучения. Оно направлено в основном не на получение новых знаний, а на контроль за усвоенными. При программированной проверке и оценке знаний разрабатывается контрольная программа по определенным темам школьной географии. Эта программа представляет собой систему вопросов. На каждый вопрос есть несколько вариантов ответов, один из ответов наиболее правильный. Программа закладывается в обучающее устройство или размножается в соответствующем количестве (по числу учеников в классе). При машинном контроле сама машина выдает оценку. При

безмашинном контроле ученик при ответах проставляет соответствующие номера вопросов и номера ответов. В этом случае учитель сам выставляет итоговую отметку. Программированный контроль дает возможность в течение короткого времени проверить знания всего класса. При этом отсутствует элемент субъективизма учителя в оценке знаний. Недостаток программированного контроля в том, что он не содействует развитию речи учеников. Они выбирают готовые ответы, не формулируют их самостоятельно.

Модульное обучение. Это новый тип обучения в географии. Тема школьной географии, рассчитанная на несколько учебных часов, разбивается на отдельные уроки. По всей теме составляется модульная программа. По каждому модулю (тема урока) определяется интегрирующая дидактическая цель, например, выявить особенности экономико-географического положения Японии, особенности и специфику ее природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Учебный материал модуля разбивается на отдельные смысловые части — учебные элементы. По каждому учебному элементу определяется частная дидактическая цель, и даются указания учащимся по самостоятельному усвоению учебного материала (прочесть по учебнику, проанализировать таблицу, диаграмму, карту учебного атласа и т. д.). По каждой порции проверяется усвоение материала в виде вопросов, заданий, тестов. Любой вид самостоятельной работы ученика оценивается в баллах. Перед изучением модуля проводится входной контроль (выявляются опорные знания, необходимые для изучения новой темы). После изучения темы — выходной контроль (проверяется усвоение изученного материала). Дается домашнее задание. Смысл модульного обучения— научить школьников самостоятельно учиться.

 

Лекция № VI

Методы обучения географии

Методы обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся.

 

С

 30-х годов до настоящего времени широкое распространение получила классификация методов обучения по источникам информации. Источником знаний для учащихся могут быть живое слово учителя (объяснение, рассказ, лекция), учебник, географическая карта, дополнительная литература наглядные пособия, цифровой материал, практические работы, наблюдения, опыты. В связи с этим выделяются следующие методы обучения: устные методы; работа с картографическими пособиями; работа с наглядными пособиями; работа с цифровым материалом; работа с учебником и дополнительной литературой; наблюдения и опыты, практические работы.

Указанные методы объединяются в три группы: словесные, наглядные, практические. Особо выделяются методы проверки и оценки знаний. Классификация методов обучения по источникам знаний ориентирует на работу с различными источниками информации. Внимание к использованию разнообразных источников географических знаний в последнее время не ослабело, а возросло в связи с применением различных технических средств обучения. Классификация по источникам знаний имеет серьезный недостаток. Методы выделяются по внешнему признаку, без учета характера познавательной деятельности учащихся. Классификация не ориентирует на осуществление развивающего обучения. Работу с каждым источником можно строить по-разному. К примеру, карту можно использовать для иллюстрации к рассказу учителя, для показа размещения географических объектов. Деятельность учащихся сводится к восприятию карты и запоминанию пространственного размещения объектов. Таков же характер познавательной деятельности учащихся и тогда, когда учитель предлагает им найти на карте географические объекты и нанести их на контурную карту. Иной характер деятельности, когда нужно самостоятельно по карте составить описание, характеристику географических объектов и территорий. В данном случае карта является самостоятельным источником знаний. Выполнение этих работ содействует развитию умственных способностей детей. Исходя из идеи развивающего обучения, была разработана классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся и участия в учебно-воспитательном процессе. По указанным параметрам выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский.

Объяснительно - иллюстративный метод. Назначение метода: организовать усвоение школьником знаний, данных в готовом виде. Учитель излагает учебный материал, используя при этом географические карты, различные средства наглядности. Основной упор делается на главный материал, исключается перегрузка второстепенной информацией. Задача учащегося воспринять новую информацию, осмыслить ее, запомнить и воспроизвести. К этому методу относят не только изложение материала учителем, но и выполнение заданий, когда учащийся ограничивается извлечением, осмысливанием и запоминанием сведений, непосредственно отраженных в том или ином источнике информации (чтение и пересказ текста без перестройки, нахождение нужного объекта на карте, считывание цифровых показателей в таблицах, графиках, диаграммах и т. д.). В любом случае знания учащиеся получают в готовом виде, задания не вызывают значительных умственных затруднений.

Репродуктивный метод. Его назначение — научить школьника применять знания и

умения в знакомой ему ситуации по известному образцу. Учитель организует самостоятельную работу учащихся, дает им типовые задания, т.е. задания, выполняемые по одному и тому же плану, знакомит учащихся с планом выполнения этих заданий, показывает образец выполнения. Учащиеся выполняют задания всем классом под руководством учителя. Затем даются аналогичные задания для самостоятельной работы. Главный вид таких работ — описания по географическим картам по типовым планам. Типовые планы направляют умственные и практические действия учащихся, определяют порядок, последовательность действий. Кроме типовых планов можно давать памятки, инструкции не только по работе с картой, но и по работе с другими источниками информации (наглядными пособиями, таблицами, графиками и т. д.). Даются также задания по выявлению причинно-следственных зависимостей, на проведение сравнений. В любом случае деятельность учащихся состоит в применении знаний и умений по образцу. Способ выполнения заданий школьнику известен. Учащиеся не ищут нового способа выполнения. Поэтому их деятельность является репродуктивной, т. е. логика их рассуждений определена типовым планом, инструкцией.

 

Метод проблемного изложения. Его назначение - показать учащимся образец решения проблемы, раскрыть им сложный ПУТЬ движения к истине. Учитель сам формулирует проблему, аргументированно и доказательно решает ее. Деятельность учащихся заключается в том, что они должны воспринять, осмыслить материал, следить за логикой доказательства, усвоить этапы решения проблемы.

Частично - поисковый метод. Его назначение — постепенно приобщить школьника к творческой деятельности. Это достигается с помощью решения проблемных заданий. Способ выполнения таких заданий учащимся неизвестен. В этом заключается отличие проблемных заданий от типовых. Проблемные задания иначе называются творческими. При частично-поисковом методе учитель ставит проблемный вопрос и разделяет его на несколько подвопросов, ответы на подвопросы приводят к ответу на главный проблемный вопрос. Учащиеся при этом осуществляют поисковую деятельность, но не вполне самостоятельно, так как каждый их шаг направляется учителем путем подвопросов. Обычной формой частично-поискового метода является эвристическая беседа, в ходе которой учащиеся получают новые знания. Это познавательная, разъяснительная беседа. Ее необходимо отличать от катехезической. При кате-хезической беседе воспроизводятся ранее полученные знания или учащиеся отвечают на вопросы, ответы на которые отображены в источниках информации.

Исследовательский метод. Его назначение — приобщение школьника к самостоятельной творческой деятельности. Если при частично-поисковом методе учащиеся ищут ответ на проблемный вопрос под руководством и с помощью учителя, то при исследовательском методе проблемные задания учащиеся выполняют самостоятельно. Они осуществляют поисковую деятельность (сами ищут путь, решают __________проблему). Частные проблемные вопросы ставятся непосредственно на уроке. Проблемные вопросы и задания могут быть рассчитаны и на более длительное время. Это в основном задания по краеведческой работе. Учащиеся собирают фактический материал, обрабатывают, систематизируют его, производят анализ, делают выводы, обосновывают их. Выполнение таких заданий дает возможность познакомить учащихся с методами научного познания. В результате учащиеся получают новые знания. С помощью метода проблемного изложения, частично-поискового и исследовательского осуществляется проблемное обучение. При репродуктивном, частично- поисковом и исследовательском методах учащиеся выполняют различные самостоятельные работы, типовые и творческие.

Использование методов обучения предполагает работу с различными источниками географических знаний. Работа с этими источниками образует приемы обучения в составе того или иного метода.

Соответственно методам обучения выделяются следующие уровни усвоения знаний учащимися.

 

1-й уровень — учащиеся усваивают и воспроизводят информацию, данную в готовом виде; он соответствует объяснительно-иллюстративному методу.

2-й уровень — учащиеся применяют имеющиеся знания по известному образцу, в знакомой учебной ситуации; он соответствует репродуктивному методу.

3-й уровень — учащиеся творчески применяют знания в новой учебной ситуации; он соответствует частично-поисковому и исследовательскому методам.

 

Указанные уровни и соответствующие методы необходимо различать на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении знаний, их обобщении и

систематизации, оценке. Если при проверке знаний учащиеся лишь воспроизводят материал по учебнику, то такая проверка проводится с помощью объяснительно-иллюстративного метода и соответствует 1-му уровню. Если учащиеся выполняют творческие задания, это дает возможность судить о самом высоком уровне усвоения материала.

 

Лекция № VII

 

 

Лекция № VIII

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

Лекция № IX

Структура процесса обучения

 

П

роцесс обучения включает следующие звенья: постановка цели и принятие ее учащимися; изучение нового материала; закрепление и применение знаний; обобщение и систематизация знаний; контроль за результатами в каждом структурном звене, проверка и оценка знаний.

Изучение нового материала.

 

Это весьма важная часть учебного процесса. Именно во время изучения учебного материала учащиеся получают новые знания, усваивают новые приемы работы, именно на этом этапе обучения происходят качественные изменения в знаниях учащихся, складываются убеждения, отношения к изучаемому предмету, осуществляется процесс воспитания. Учитель должен создать такие условия, при которых у учащихся возникает потребность в новых знаниях. Необходимо, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от обучения. Подлежащий изучению учебный материал тщательно анализируется и осмысливается учителем. Он разделяет его на смысловые части, определяет в каждой части основной и вспомогательный учебный материал, выявляет важные понятия, главные причинно-следственные связи, ведущие закономерности, основные факты. Затем учитель организовывает первоначальное восприятие нового материала и его логическое осмысление. Наиболее трудный учебный материал учитель объясняет сам или организует учебно-познавательную деятельность школьников по каждой смысловой части, используя различные источники географической информации. Он разрабатывает систему вопросов и заданий по анализу источников информации. В результате такого анализа учащиеся приобретают новые знания. Основной формой такой работы является эвристическая, разъяснительная беседа. Изучается весь учебный материал, так как вспомогательный материал используется для понимания главного материала. Запоминанию и воспроизведению подлежит основной учебный материал. Во время изучения нового материала особенно важна активизация учебно-познавательной деятельности учащихся — мобилизация сил учащихся на изучение основного материала. Для активизации учебно-познавательной деятельности большое значение имеет использование жизненного опыта учащихся, их предшествующей подготовки по географии и другим предметам, связь изучаемого материала с жизнью, постановка проблемных вопросов и заданий, работа с различными источниками знаний (особенно с наглядными пособиями, с географической картой).

Лекция № X

 

Повторение в обучении

 

Н

ародная пословица гласит: повторение — мать учения. Прочно усваивается то, что

систематически возобновляется в памяти, воспроизводится в устной и письменной форме. Повторение играет важную роль в обеспечении прочности знаний, умений. При повторении знания закрепляются, углубляются, обогащаются новым содержанием, приводятся в определенную систему. Повторение — это не механическое воспроизведение ранее полученных знаний, а их углубление, систематизация. При повторении выявляются пробелы, упущения в знаниях, что дает возможность их ликвидировать, внести коррективы в педагогическую деятельность учителя и познавательную деятельность школьника.

Обычно в большинстве случаев повторение проводится в процессе проверки и оценки знаний. Однако проверка и оценка имеют свои дидактические цели. Проверка — это контроль за усвоением, за уровнем и качеством обучения. При повторении выдвигаются задачи укрепления, углубления, систематизации знаний, на втором месте— контроль за знаниями. Нужно помнить, что повторить все невозможно и не следует загромождать память второстепенными сведениями. В противном случае это затруднит восприятие и запоминание нового материала. Память не безгранична. Все запомнить невозможно. Поэтому материал для повторения тщательно отбирается и планируется. Систематическому повторению подлежат основные понятия, главные причинно-следственные связи, закономерности, наиболее значимые и важные факты. Повторяется наиболее трудный для усвоения учебный материал, важные приемы учебной работы. При повторении необходимо осуществлять связь новых знаний с ранее полученными, чтобы обеспечить прочность знаний, повысить интерес и активность учеников. Нужно повторение методически разнообразить. Вопросы ставятся в ином аспекте, чем при изучении нового материала. Желательны вопросы на доказательство, обоснование, оценку.

Возможно повторение в занимательной форме, в форме различных географических игр (географическое лото, кроссворды и др.). При проверке приемов учебной работы даются как типовые, так и творческие задания, ставятся проблемные вопросы. Можно раннее изученный материал выразить графически, в виде схемы, таблицы. На основе отбора изученного материала и контурной карты составляется новая карта. Такие работы полезны в средних и старших классах.

Повторение должно вестись на протяжении всего учебного года. Оно должно быть на каждом уроке независимо от его целей, структуры. Могут быть и уроки по систематизации знаний по теме (уроки обобщающего повторения). Нельзя допускать того, чтобы на последних уроках изучался новый материал.

 

 

Лекция № XI

Лекция № XII

 

 

Лекция № XIII

Лекция № XV

Лекция № I

Предмет и задачи методики обучения географии

 

М

етодика обучения географии — одна из профилирующих дисциплин высшего географического образования. Как отрасль научного знания она определяет цели и задачи географии как учебного предмета, разрабатывает содержание школьной географии в целом и отдельных ее курсов, исследует процесс обучения географий, изучает формы организации процесса обучения, разрабатывает учебное оборудование и методику его использования, исследует методы и приемы обучения, разрабатывает наиболее рациональные способы учения ученика, его развития, вооружает будущих специалистов научно-обоснованными и практически проверенными методами обучения и воспитания применительно к содержанию различных курсов, возрастным особенностям и системе современного оборудования педагогического процесса. Методика обучения географии дает ответы на вопросы: для чего учить? чему учить? Как учить? с помощью чего учить? как учатся и развиваются школьники? Немаловажное значение имеет изучение развития школьной географии и методических идей в историческом аспекте, что дает возможность критически оценить опыт прошлого и использовать его положительные моменты. Методика обучения географии подразделяется на общую методику обучения географии и частные методики преподавания географии.

Общая методика обучения географии исследует процесс обучения географии в целом,

устанавливает закономерности процесса обучения, определяет цели и задачи, разрабатывает

содержание, определяет формы, методы, средства обучения.

Частные методики преподавания географии изучают особенности преподавания отдельных

курсов школьной географии, базирующихся на закономерностях и выводах общей методики обучения, исследуют отдельные вопросы методики (выработка умений и навыков, методика изучения климата и т. п.). В советской школе география была разделена на физическую и экономическую. Поэтому разрабатывались методики преподавания физической географии и экономической географии. Изучение вопросов физической и экономической географии имеет

свои особенности.

 

Существуют также так называемые рецептурные методики. Они представляют собой подробные разработки уроков по отдельным курсам. Составляются такие методики опытными

учителями и отражают систему их работы. Поэтому не рекомендуется их копировать буквально. Любые методические советы нужно использовать творчески.

Методика обучения географии тесно связана с целым комплексом наук — географических и педагогических. От географии как науки методика берет содержание обучения. География как учебный предмет — это основы географической науки, отобранные для целей обучения, воспитания, развития и приведенные в педагогическую систему. Школьная география от географии как науки берет не только содержание обучения, но использует и методы географических исследований как методы обучения (картографический, метод наблюдения, сравнительный, статистический, элементы методов полевых исследований).

В школьную географию включены также знания из многих других отраслей, основы которых не изучаются в школе в качестве самостоятельных учебных предметов, таких как геология, экология, демография, социология, экономика. Поэтому методика обучения географии связана с этими науками. Из них она отбирает содержание обучения, руководствуясь дидактическими принципами.

Методика обучения географии— это частная, предметная дидактика. Общая дидактика исследует содержание образования, процесс обучения, воспитания, развития в целом, устанавливает закономерности процесса обучения, определяет цели, принципы отбора содержания обучения. Дидактика не касается особенностей обучения, воспитания и развития школьников в процессе изучения конкретных учебных предметов. Изучение отдельных предметов имеет свои особенности: одни служат для получения теоретических знаний, другие — для выработки умений, навыков и т. д. Поэтому особенности проявления общих закономерностей обучения и воспитания в процессе преподавания отдельных школьных предметов рассматривают методики обучения, или частные дидактики, в том числе методика обучения географии. Дидактика как общая теория обучения разрабатывает для методики общие методологические положения (общие принципы), которыми методика руководствуется при разработке содержания и структуры предмета, формах и методах его обучения. Методика в свою очередь дает дидактике материал для теоретического анализа и обобщения.

Обучение географии предполагает дать не только прочные знания по предмету, но и содействовать воспитанию и развитию учащихся на географическом материале, способствовать формированию личности школьника. Теорию воспитания разрабатывает педагогика. Поэтому методика тесно связана с ней. Разработка вопросов воспитания на уроках географии основывается на положениях педагогики.

Обучение любому предмету невозможно без учета возрастных особенностей учеников, их физиологического, психологического развития. Изучаемый материал должен быть по силам школьнику, вызывать определенный интерес. Поэтому большое значение для развития методики преподавания географии имеет психология. Данные педагогической и возрастной психологии о психофизиологических особенностях учащихся различного возраста учитываются при отборе содержания и выборе форм и методов обучения географии. Психология обеспечивает методику данными об особенностях памяти, мышления учащихся разного возраста, о различиях в восприятии теоретического и фактического материала. Особая роль педагогической психологии принадлежит при разработке мотивов учения, познавательных интересов применительно к школьной географии. В связи с возрастанием в содержании школьной географии теоретических знаний усиливается связь методики обучения географии с логикой. Особая потребность в этом возникла и в связи с четким выделением в программе научных понятий, представляющих одну из форм мышления, а также. с задачей школы «научить учащихся учиться», привить им умения и навыки самообразования. Для овладения знаниями учащиеся должны уметь пользоваться такими приемами логического мышления, как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение и т. д.

Как любая отрасль знания, методика обучения географии тесно связана с практикой, которая оказывает прямое влияние на развитие науки. Методика вооружает учителей теорией обучения и воспитания учащихся. Изучение социально-экономических условий развития нашей страны, состояния базовой науки, практики обучения географии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.017 с.)