Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К числу ведущих дидактических принципов относятся следующие .

Поиск

 

1. Принцип воспитания и всестороннего развития личности школьника. Задача обучения — дать не только прочные знания, но и содействовать всестороннему развитию личности, воспитанию нравственных качеств школьника.

 

2. Принцип научности и посильной трудности. Этот принцип требует, чтобы учебный материал излагался с научных позиций, чтобы было научное объяснение фактов, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей. С другой стороны, учебный материал должен быть посильным для восприятия и осмысления, соответствовать возрастным особенностям детей, их подготовке и уровню развития.

 

3. Принцип сознательности и творческой активности, учащихся при руководящей роли учителя. Учитель так должен организовать процесс обучения, чтобы учащиеся были активными участниками процесса, работали с различными источниками знаний, чтобы формируемые знания были хорошо усвоены и учащиеся понимали главное в учебном материале.

 

4. Принцип связи обучения с реальной жизнью, практикой. Этой цели служит использование краеведческих материалов, материалов периодической печати, жизненного

опыта учащихся. Нужно показать практическую значимость получаемых знаний, возможность их использования на практике. Обучение не должно быть оторвано от реальной жизни.

 

5. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. В нашей школе классно-урочная система обучения. Обучение ведется с определенным составом класса в соответствии с расписанием. Оно имеет коллективный характер. При этом требуется учитывать индивидуальные особенности учащихся при изложении нового материала, проверке знаний, выполнении практических и самостоятельных работ.

 

6. Принцип наглядности и развитие теоретического мышления. Обучение должно быть наглядным. Наглядность обеспечивает прочность, сознательность, глубину знаний, дает возможность сформировать правильные научные представления и понятия. Вместе с тем обучение должно содействовать умственному развитию школьников.

 

7. Принцип систематичности. Необходимо планомерное, последовательное, регулярное обучение. Новые знания формируются на основе предшествующих и получают развитие от курса к курсу школьной географии'.

 

8. Принцип положительного эмоционального фона обучения. Обучение должно приносить удовлетворение школьникам, вызывать у них положительные эмоции, интерес к географии как учебному предмету. Поэтому учитель стремится активизировать учебный процесс, вовлекать в него весь класс, поощрять учащихся.

 

9. Принцип оптимизации учебного процесса. Каждый урок в соответствии с дидактическими целями тщательно продумывается от начала до конца, четко организуется.

 

При подготовке к уроку учитель определяет необходимые дидактические материалы, методы и средства обучения, а во время урока рационально организует учебно-познавательную деятельность школьника. Эффективность урока определяется по его конечным елям. Если учитель добился поставленных целей, урок продуктивен, учащиеся овладели новыми знаниями или умениями, получили дальнейшее развитие и приобрели определенные нравственные качества.Указанные дидактические принципы используются для наиболее эффективной организации и осуществления учебно-воспитательного процесса.

Специфическим является краеведческий принцип преподавания географии. Он означает изучение школьниками природы населения, хозяйства своей местности, края и использование краеведческих знаний для систематического изучения географии как учебного предмета. Школьное географическое краеведение имеет большое образовательное и воспитательное значение. Оно помогает осуществлять связь обучения с жизнью, формировать эмпирические и теоретические знания путем изучения местных географических объектов. Занятие краеведением содействует выработке практических умений и навыков, развивает наблюдательность, знакомит с методами научного познания, дает возможность осуществлять на практике такие дидактические принципы, как от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, реализовать на практике наглядность обучения, так как реальная действительность — высшая степень наглядности. Занятия краеведением создают условия для разумного отдыха детей, содействуют воспитанию патриотизма. При изучении географии своего края учащиеся знакомятся с трудовой деятельностью, жизнью населения, с разнообразными профессиями, что дает возможность осуществлять профориентационную работу. Своя местность, край изучаются во всех курсах школьной географии. Краеведческие знания должны пополняться, обогащаться, углубляться в соответствии с возрастом учащихся и задачами отдельных курсов географии. Изучение отдаленных географических объектов и явлений осуществляется путем их восприятия сквозь призму своего края. Краеведческий материал — это база для сравнения отдаленных географических объектов. Сравнение со своим краем напоминает ォмасштабную линейку.

Своя местность, край изучаются разнообразными методами. Проводятся постоянные и временные наблюдения за местными объектами. Организуются программные и внепрограммные экскурсии, туристические походы, изучается краеведческая литература, местная периодическая печать, проводятся беседы со старожилами, собираются данные различных организаций органов власти и управления. Собранный материал обрабатывается, обобщается, систематизируется, может быть оформлен в виде стендов, витрин, альбомов. В географическом кабинете могут быть созданы краеведческие уголки, в школе— краеведческие музеи.

Компонентами процесса обучения являются содержание, средства обучения, учитель и ученик. В результате взаимодействия этих компонентов и осуществляется процесс обучения, получение новых знаний, воспитание и развитие.

Содержание географии определяется учебной программой и раскрывается в учебниках.

 

Однако специфика содержания школьной географии в том, что учителю нельзя ограничиваться лишь учебником. Желательно использовать дополнительный материал для связи обучения с жизнью, конкретизации теоретических знаний, усиления воспитательного воздействия (краеведческие материалы, сведения из периодической печати, радио, телевидения, географической хрестоматии и т. д.). Специфика географии еще и в том, что большинство изучаемых объектов и явлений — это конкретные объекты и явления. Их можно изображать в виде моделей, наглядных пособий, некоторые увидеть в натуре, что способствует сознательному усвоению географических знаний. Почти за всеми географическими знаниями мыслится реальная географическая действительность. Содержание географии определяет характер педагогической деятельности учителя и познавательной деятельности учащегося.

Средства обучения — это источники информации, включенные в учебный процесс с

целью решения задач обучения, воспитания и развития.

 

К ним относятся наглядные пособия, различные источники знаний. Средства обучения необходимы для обеспечения наглядности в ходе усвоения знаний. Они дают возможность сформировать подлинно научные знания о природе и обществе. Использование наглядности особенно важно потому, что в большинстве случаев при изучении географии учащиеся встречаются с объектами и явлениями, недоступны-

ми для непосредственного восприятия. В реальных объектах нередко трудно различимы

некоторые существенные признаки. Для выделения этих черт используются рисунки, схемы.

Средства обучения обеспечивают и операционную деятель школьника. Это один из источников географических знаний. Учитель организует работу с ними. В результате ученики обретают новые знания и закрепляют, ранее усвоенный материал развиваются их мышление и познавательные способности.

Для рационального использования средств обучения необходимо знать их классификацию. В основу типологии средств обучения положен способ изображения географических объектов и явлений, способ выражения географической действительности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.106.23 (0.007 с.)