Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Географическое положение России
Похожие статьи вашей тематики
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 8 КЛАСС
Введение
- Ознакомление с картами атласа и решение простейших задач.
Практическая работа № 1.
Ознакомление с картами атласа и решение простейших задач.
Ход работы:
Используя физическую карту России заполните таблицу:
Вариант 1.
Географический объект
| Географические координаты
| Направление от Москвы
| Расстояние от Москвы (км)
| Высота над уровнем моря (м)
| Санкт-Петербург
|
|
|
|
| г. Народная
|
|
|
|
| Астрахань
|
|
|
|
| Смоленск
|
|
|
|
| влк. Ключевская Сопка
|
|
|
|
|
Вариант 2.
Географический объект
| Географические координаты
| Направление от Москвы
| Расстояние от Москвы (км)
| Высота над уровнем моря (м)
| Калининград
|
|
|
|
| г. Эльбрус
|
|
|
|
| Воркута
|
|
|
|
| Челябинск
|
|
|
|
| Волгоград
|
|
|
|
| Будьте внимательны!
Наиболее часто встречаемые ошибки:
- При определении географических координат учащиеся путают широту и долготу;
- При определении направлений не забудьте, что направление на север и юг указывают меридианы, а на запад и восток - параллели;
- При определении абсолютной высоты объекта необходимо указать конкретную высоту, а не интервал между горизонталями.
Географическое положение России
- Нанесение на контурную карту границ России, приграничных стран, морей, омывающих берега России, крайних точек России и определение их географических координат.
Практическая работа № 2.
Нанесение на контурную карту характерных черт географического положения России.
Ход работы:
На контурной карте России:
- Красным цветом обозначьте государственную границу России;
- Определите протяжённость России с севера на юг по 100о в.д. и с запада на восток по 60о с.ш. (до залива Шелихова);
- Подпишите названия приграничных с Россией государств;
- Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);
- Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.
- Определение местного и поясного времени.
Практическая работа № 3.
Решение задач по определению местного и поясного времени.
Ход работы:
Вариант 1.
1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
2) Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут.
Вариант 2.
1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
2) Определите поясное время в Чите, Мурманске, Якутске, Самаре и Петропавловске-Камчатском, если в Красноярске 10 часов 20 минут
Для определения местного времени необходимо:
- Определить меридиан пункта, время которого нам известно;
- Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;
- Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;
- Определить разницу во времени (в минутах) и при необходимости перевести в часы и минуты;
- Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу - то вычитается.
Например:
Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.
- меридиан Самары - 51º в.д.;
- меридиан Магадана - 151º в.д.;
- расстояние в градусах: 151º - 51º = 100º
- разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;
- местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут.
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России
- Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин России.
Практическая работа № 4.
Нанесение на контурную карту важнейших форм рельефа России.
Ход работы:
Используя физическую карту атласа (стр. 16 - 17), подпишите на контурной карте России следующие объекты:
- равнины: Восточно-Европейскую (Русскую), Среднерусскую возвышенность, Приволжскую возвышенность, Прикаспийскую низменность, Западно-Сибирскую, Среднесибирское плоскогорье;
- горы - Хибины, Уральские, Большой Кавказ, Алтай, Саяны, Сихотэ-Алинь, Верхоянский хребет, хребет Черского, Алданское нагорье, Чукотское нагорье, Срединный хребет;
- вершины - г. Народная, г. Белуха, влк. Ключевская Сопка (чёрным цветом обозначьте их абсолютную высоту);
- красными точками обозначьте и подпишите наивысшую точку России - г. Эльбрус и низшую точку - урез воды Каспийского моря; красным цветом обозначьте их абсолютную высоту.
- Обозначение на контурной карте важнейших месторождений минеральных ресурсов России.
Практическая работа № 5.
Определение и объяснение закономерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте, нанесение важнейших месторождений полезных ископаемых России на контурную карту.
Ход работы:
На контурной карте России:
- Обозначьте древние платформы (розовым цветом), щиты (красным) и молодые платформы (серым);
- Области древней (коричневым), средней (зелёным) и молодой складчатости (жёлтым);
- Условными знаками обозначьте крупнейшие месторождения полезных ископаемых:
- нефти - Альметьевск (Ромашкинское), Грозный, Нижневартовск (Самотлор), Оха, Самара (Мухановское), Сургут, Туймазы, Усинск;
- природного газа - Астрахань, Войвож, Оренбург, Саратов, Ставрополь, Уренгой, Ямбург;
- каменного угля - Новокузнецк и Кемерово (Кузбасс), Воркута (Печорский бассейн), Шахты (Донбасс);
- бурого угля - Назарово и Ирша-Бородинское (Канско-Ачинский бассейн), Тула (Подмосковный бассейн);
- железных руд - КМА, Качканар, Магнитогорск, Костомукша, Приангарье (Коршуновское);
- алюминиевых руд - Бокситогорск, Сулея, Хибины;
- медных руд - Гай, Красноуральск, Кыштым, Норильск, Ревда, Сибай, Удокан;
- никелевых руд - Норильск, Никель, Верхний Уфалей;
- полиметаллических руд - Дальнегорск, Забайкалье, Алтай (Орловское), Садон, Салаир;
- оловянных руд - Верхоянск, Депутатский, Кавалерово, Певек, Шерловая Гора;
- золота - Бодайбо, Дукат, Золотая Гора;
- поваренной соли - Баскунчак;
- калийных солей - Соликамск и Березники;
- фосфоритов - Егорьевск, Брянск, Кингисепп;
- апатитов - Хибины;
- серы - Астрахань, Оренбург, Самара;
- асбеста - Асбест, Ак-Довурак;
- янтаря - Янтарный;
- алмазов - Мирный.
- Сделайте вывод о размещении топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых в зависимости от тектонического строения территории.
- Обоснование связи рельефа со строением земной коры и размещением полезных ископаемых.
Практическая работа № 6.
Установление связи между строением земной коры, формами рельефа и минеральными ресурсами по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий.
Ход работы:
Используя атлас и текст учебника, заполните таблицу и сделайте вывод о соответствии тектонического строения, формам рельефа и преобладающим видам минеральных ресурсов:
Географический объект
| Тектоническая структура
| Форма рельефа
| Полезные ископаемые
| Вывод
| Русская равнина
|
|
|
|
| Хибины
|
|
|
|
| Западно-Сибирская равнина
|
|
|
|
| Урал
|
|
|
|
| Сихотэ-Алинь
|
|
|
|
| Большой Кавказ
|
|
|
|
|
Практическая работа № 7.
Определение по картам закономерностей распределения суммарной солнечной радиации, выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории России.
Ход работы:
- Используя карты атласа, текст и карты учебника (рис. 36 на стр. 81, рис. 39 на стр. 89, рис. 40 на стр. 90, рис. 41 на стр. 91 и рис. 43 на стр. 93), заполните таблицу:
Город
| Суммарная солнечная радиация (ккал.см2/год)
| Средняя температура января
(°С)
| Средняя температура июля
(°С)
| Годовое количество осадков
(мм)
| Испаряемость
(мм)
| Коэффициент увлажнения
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Сделайте вывод о закономерностях распределения суммарной солнечной радиации, температуры воздуха и коэффициента увлажнения.
Вариант 1.
Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Самара, Астрахань
Вариант 2.
Нарьян-Мар, Архангельск, Нижний Новгород, Волгоград, Махачкала.
- Составление прогноза погоды по синоптической карте.
- Оценка основных климатических показателей одной из территорий страны для жизни и хозяйственной деятельности её населения.
Практическая работа № 9.
Оценка основных климатических показателей одной из территорий страны для жизни и хозяйственной деятельности её населения.
Ход работы:
Используя текст учебника, карты атласа, справочную литературу и другие источники информации, дайте оценку основных климатических показателей одного из регионов России для жизни и хозяйственной деятельности населения по следующему плану:
1. В какой части России находится описываемый регион?
2. В каком климатическом поясе и в какой климатической области расположен данный регион?
3. Основные климатические показатели данной территории:
- средняя температура января и июля;
- годовое количество осадков и их сезонность;
- коэффициент увлажнения.
4. Вывод о степени благоприятности данной территории для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Вариант 1. Полуостров Таймыр. Вариант 2. Прикубанская низменность. Вариант 3. Подмосковье.
Вариант 4. Калмыкия. Вариант 5. Эвенкия. Вариант 6. Сахалин
Практическая работа № 10.
Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.
Ход работы:
Используя текст учебника, физическую (стр. 14–15), климатическую карты (стр. 17), карту водных ресурсов (стр. 21) и климатограммы атласа (стр. 17), карту экологических проблем (стр. 26–27), справочную и дополнительную литературу, дайте описание одной из рек России по типовому плану:
- Местонахождение реки на территории России (в какой части России и по какой территории протекает река);
- Местонахождение истока реки;
- Местонахождение устья реки и его вид;
- К бассейну какого океана или внутреннего стока относится река;
- Площадь бассейна;
- Длина реки;
- Падение и уклон реки;
- Величина годового стока;
- Питание и режим реки;
- Крупнейшие левые и правые притоки;
- Крупнейшие города на берегах реки;
- Использование реки человеком в настоящее время;
- Возможности использования реки в будущем;
- Проблемы реки и пути их решения.
Вариант 1. Енисей. Вариант 2. Лена. Вариант 3. Обь. Вариант 4. Амур. Вариант 5. Волга. Вариант 6. Дон.
- Обозначение на контурной карте крупнейших рек, озёр России и бассейнов океанов.
Практическая работа № 11.
Обозначение на контурной карте крупнейших рек, озёр России и бассейнов океанов.
Ход работы:
Используя карты атласа, на контурной карте России
1) обозначьте государственную границу России;
2) подпишите названия крупнейших рек России:
1. Амур; 2. Шилку; 3. Аргунь; 4. Зею; 5. Уссури; 6. Волгу; 7. Оку; 8. Каму; 9. Днепр; 10. Дон; 11. Енисей; 12. Ангару;
13. Нижнюю Тунгуску; 14. Подкаменную Тунгуску; 15. Индигирку; 16. Камчатку; 17. Колыму; 18. Кубань; 19. Лену;
20. Вилюй; 21. Алдан; 22. Неву; 23. Обь; 24. Иртыш; 25. Печору; 26. Северную Двину; 27. Терек; 28. Урал; 29. Хатангу; 30. Яну.
3) подпишите названия крупнейших озёр России:
1. Байкал; 2. Братское вдхр.; 3. Вилюйское вдхр.; 4. Красноярское вдхр.; 5. Ладожское; 6. Онежское; 7. Рыбинское вдхр.;
8. Таймыр; 9. Ханка; 10. Цимлянское вдхр.; 11. Чаны; 12. Чудское.
4) Обозначьте границы бассейнов океанов и внутреннего стока и подпишите их названия.
- Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
- Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России и составление прогноза их использования.
Практическая работа № 14.
Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв и оценка их плодородия.
Ход работы:
Используя текст учебника (§ 23), составьте схему, показывающую влияние важнейших природных почвообразующих факторов на плодородие почвы и использование её человеком. Дайте краткую характеристику каждого названного фактора и назовите его влияние на образование почвы. Сделайте вывод о плодородии почвы.
Вариант 1. Тундрово-глеевые почвы.
Вариант 2. Подзолистые почвы.
Вариант 3. Мерзлотно-таёжные почвы.
Вариант 4. Дерново-подзолистые почвы.
Вариант 5. Чернозёмы (типичные).
Вариант 6. Бурые полупустынные почвы.
Образец выполнения работы:
Краснозёмы.

Практическая работа № 15.
Составление прогноза изменений растительного и животного мира в зависимости от изменения других компонентов природного комплекса.
Ход работы:
- Используя представленный шаблон, охарактеризуйте изменение основных компонентов природы в результате глобального потепления климата на планете и спрогнозируйте изменение растительного и животного мира:
|
| Глобальное потепление
климата
|
|
| Опустынивание
|
| Изменение годового
количества осадков:
_________________
_________________
|
| Изменение внутренних вод:
_________________
_________________
| Изменение почв:
_________________
_________________
|
| Изменение растительности:
_________________
_________________
|
| Изменение животного мира:
_________________
_________________
| - Покажите стрелками возникающие между деятельностью человека и компонентами природы причинно-следственные связи;
- Сделайте вывод об изменении растительного и животного мира в зависимости от изменения хотя бы одного другого компонента природы.
Природные комплексы России
- Составление и заполнение классификационной таблицы ”Природные зоны России”.
Практическая работа № 16.
Составление и заполнение классификационной таблицы
”Природные зоны России”.
Ход работы: 1. Используя, текст учебника и карты атласа, заполните таблицу:
Природные зоны
| ГП
| КП
| Характерные черты климата
| Почвы
| Типичные растения
| Типичные животные
| Охраняемые территории
| Деятельность человека
| средняя tоС января
| средняя tоС июля
| Годовое количество осадков
| Кувл..
| Арктические пустыни
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тундра
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тайга
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Смешанные леса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Широколиственные леса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Степи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Полупустыни
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Субтропики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Назовите самую большую и самую малую по площади территории природные зоны России.
3. Почему Россию называют страной лесов, болот и вечной мерзлоты?
4. Назовите наиболее и наименее благоприятные для жизни человека природные зоны.
5. Сделайте вывод о степени благоприятности условий для жизни и деятельности человека на территории России.
- Установление взаимосвязи природных компонентов на примере одной из природных зон.
- Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа различных карт и составление прогноза её изменения в результате хозяйственной деятельности человека.
Природные районы России
- Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
Практическая работа № 19.
Практическая работа № 20.
Практическая работа № 21.
Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Кавказа.
Ход работы:
На контурной карте Кавказа обозначьте следующие объекты:
- государственную границу России;
- страны: Азербайджан; Грузию;
- физико-географическую границу Северного Кавказа;
- физико-географический район: Русская равнина;
- крайнюю точку: район горы Базардюзи;
- моря: Азовское, Чёрное;
- залив: Таганрогский;
- пролив: Керченский;
- полуостров: Таманский;
- горы: Большой Кавказ;
- вершины: Эльбрус, Казбек;
- низменности: Кумо-Манычскую впадину, Прикаспийскую, Прикубанскую;
- возвышенность: Ставропольскую;
- реки: Дон, Кубань, Кума, Маныч, Терек;
- озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило;
- месторождения полезных ископаемых:
- нефти: Гудермес;
- природного газа: Ставрополь;
- вольфрамовых и молибденовых руд: Тырныауз;
- полиметаллических руд: Садон;
- цементного сырья: Новороссийск;
- минеральных вод: Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск, Сочи.
- Обозначение на контурных картах характерных черт географического положения, важнейших форм рельефа, крупнейших месторождений полезных ископаемых и внутренних вод Урала.
Практическая работа № 22.
Практическая работа № 23.
Практическая работа № 24.
Практическая работа № 25.
Практическая работа № 26.
Практическая работа № 27.
Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на примере отдельных регионов.
Ход работы:
- Используя карты атласа, учебник и дополнительную литературу, в зависимости от варианта дайте характеристику описываемого региона по плану:
- географическое положение;
- тектоническое строение, особенности рельефа и минеральные ресурсы, наличие геотермальных ресурсов;
- характерные черты климата: климатический пояс и область, средняя температура января и июля, годовое количество осадков и их сезонность, коэффициент увлажнения, обеспеченность агроклиматическими ресурсами и оценка степени благоприятности для развития хозяйства;
- внутренние воды, обеспеченность региона водными и гидроэнергетическими ресурсами;
- характерные черты природы региона: название природной зоны, типичные почвы, растительный и животный мир, оценка почвенных и биологических ресурсов;
- освоенность территории человеком.
- Сделайте вывод о природных богатствах данной территории и об условиях её освоения.
Работа выполняется в виде описания или в виде схемы:

Вариант 1. Плато Путорана. Вариант 2. Ставропольская возвышенность. Вариант 3. Полуостров Камчатка.
Вариант 4. Оренбургская область. Вариант 5. Хибины. Вариант 6. Среднеобская низменность.
Практическая работа № 28.
Составление характеристики географического положения Москвы и Московской области.
Ход работы:
Используя план описания физико-географического положения территории, дайте характеристику географического положения Москвы и Московской области.
План описания физико-географического положения Москвы и Московской области:
- В какой части страны находится Московская область?
- Размеры Московской области (площадь территории, протяжённость с севера на юг и с запада на восток).
- Вид географического положения (приморское или внутриконтинентальное, внутреннее или приграничное, центральное или периферийное).
- С какими субъектами Российской Федерации и где граничит Московская область?
- Положение Москвы относительно Московской области.
- Географические координаты города Москвы.
- Особенности географического положения Московской области (положение на Русской равнине и между какими реками расположена большая часть территории Московской области?).
- Особенности рельефа и природных условий (характер рельефа, климатический пояс и степень благоприятности для жизни и деятельности человека).
- Вывод о географическом положении Москвы и Московской области.
- Составление таблицы ”Природные комплексы Москвы и Московской области”.
- Составление схемы влияния человека на природные комплексы Московского столичного региона.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 8 КЛАСС
Введение
- Ознакомление с картами атласа и решение простейших задач.
Практическая работа № 1.
Ознакомление с картами атласа и решение простейших задач.
Ход работы:
Используя физическую карту России заполните таблицу:
Вариант 1.
Географический объект
| Географические координаты
| Направление от Москвы
| Расстояние от Москвы (км)
| Высота над уровнем моря (м)
| Санкт-Петербург
|
|
|
|
| г. Народная
|
|
|
|
| Астрахань
|
|
|
|
| Смоленск
|
|
|
|
| влк. Ключевская Сопка
|
|
|
|
|
Вариант 2.
Географический объект
| Географические координаты
| Направление от Москвы
| Расстояние от Москвы (км)
| Высота над уровнем моря (м)
| Калининград
|
|
|
|
| г. Эльбрус
|
|
|
|
| Воркута
|
|
|
|
| Челябинск
|
|
|
|
| Волгоград
|
|
|
|
| Будьте внимательны!
Наиболее часто встречаемые ошибки:
- При определении географических координат учащиеся путают широту и долготу;
- При определении направлений не забудьте, что направление на север и юг указывают меридианы, а на запад и восток - параллели;
- При определении абсолютной высоты объекта необходимо указать конкретную высоту, а не интервал между горизонталями.
Географическое положение России
- Нанесение на контурную карту границ России, приграничных стран, морей, омывающих берега России, крайних точек России и определение их географических координат.
Практическая работа № 2.
Нанесение на контурную карту характерных черт географического положения России.
Ход работы:
На контурной карте России:
- Красным цветом обозначьте государственную границу России;
- Определите протяжённость России с севера на юг по 100о в.д. и с запада на восток по 60о с.ш. (до залива Шелихова);
- Подпишите названия приграничных с Россией государств;
- Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);
- Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.
- Определение местного и поясного времени.
Практическая работа № 3.
Решение задач по определению местного и поясного времени.
Ход работы:
Вариант 1.
1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
2) Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут.
Вариант 2.
1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
2) Определите поясное время в Чите, Мурманске, Якутске, Самаре и Петропавловске-Камчатском, если в Красноярске 10 часов 20 минут
Для определения местного времени необходимо:
- Определить меридиан пункта, время которого нам известно;
- Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;
- Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;
- Определить разницу во времени (в минутах) и при необходимости перевести в часы и минуты;
- Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу - то вычитается.
Например:
Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.
- меридиан Самары - 51º в.д.;
- меридиан Магадана - 151º в.д.;
- расстояние в градусах: 151º - 51º = 100º
- разница во времени: 100º ×4´ = 400´ = 6 часов 40 минут;
- местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут.
|