Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

География России. 8-9 классы

Класс. 68 ч

Темы уроков Характеристика видов деятельности учащихся УУД
Введение (1 ч)
Урок 1 Введение в курс «География России» Выяснять роль географической науки в решении практических задач страны Л1 Л2 М5 П1 П2 П5
Географическое положение и формирование государственной территории России (13 ч)
Географическое положение России (9 ч)
Урок 2 Географическое положение и его виды Выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных матери-алов учебника. Выявлять последовательность изучения географических объектов на основе иллюстративных материалов учебника. Обсу-ждать примеры природных, политических, социально-экономических и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов географического положения страны со временем Л2 Л3 М1 М4 М5 М6 П1 П2 П5 П7
Урок 3 Размеры территории и природно-географическое положение России Определять по картам крайние точки территории России; наносить их на контурную карту; определять протяжённость территории страны в направлениях «север — юг», «запад — восток»; устанавливать географические следствия значительных размеров территории страны. Сравнивать природно-географическое положение России с положением других государств, опираясь на политическую карту мира и материал учебника. Обсуждать благоприятные и неблагоприятные следствия географического положения и значительных размеров территории страны; формулировать выводы Л1 Л3 М1 М5 М6 М9 П1 П2 П4 П5 П7
Урок 4 Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России Характеризовать экономико-географическое положение России на микро- и мезоуровне. Определять по политической карте соседей России 1-го порядка (пограничные государст-ва), 2-го и 3-го порядка. Наносить на контур-ную карту пограничные государства России, страны СНГ. Выявлять роль пограничных го-сударств и стран СНГ во внешней торговле России, определять долю отдельных стран СНГ во внешней торговле РФ, определять то-вары, которые составляют основу экспорта и импорта России по иллюстративным и стати-стическим материалам учебника. Обсуждать особенности транспортно-географического положения (ТГП) России. Выявлять измене-ния ТГП России после распада СССР, совре-менные транспортные проблемы страны, перспективы улучшения ТГП страны на основе анализа карты «Транспорт», текста и иллюстративных материалов учебника, анна-лиза дополнительных источников географи-ческой информации Л1 Л2 М1 М5 М6 П1 П2 П5 П7
Урок 5 Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России Обсуждать и оценивать современное геополи-тическое положение России на основе анали-за текста и иллюстративных материалов учеб-ника. Обозначать на контурной карте страны — члены НАТО, ЕС, АТЭС. На основе допол-нительных источников географической ин-формации подготавливать мини-сообщения о странах, имеющих территориальные претен-зии к России. Обсуждать, в чём заключаются территориальные претензии. Выявлять осо-бенности этнокультурного положения России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника; определять регионы и факторы, оказывающие неблагоприятное воз-действие на экологическую ситуацию в Рос-сии. Обсуждать роль природы России в под-держании равновесия природной среды в северном полушарии. Обозначать объекты, характеризующие географическое положение России, на контурной карте по плану. Сформулировать выводы об особенностях географического положения страны, его влиянии на особенности природы, хозяйство и жизнь населения Л1 Л2 Л5 М1 М4 М5 М6 М9 П1 П2 П4 П5 П7
Урок 6 Государственная территория России. Типы российских границ Обсуждать значение территории России как важнейшего стратегического ресурса страны. На основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника приводить примеры разных типов и видов границ РФ Л1 Л2 М1 М5 М6 М9 П1 П2 П5 П7
Урок 7 Сухопутные и морские границы России Определять на основе объяснения учителя и анализа карты атласа, текста и иллюстративных материалов учебника соотношения и особенности сухопутных и морских границ России. Обозначать на контурной карте сухопутные и морские границы РФ, крупнейшие морские порты России. Формулировать и обсуждать выводы о значении разных видов границ для осуществления внешних связей РФ Л1 Л2 М1 М5 М6 П1 П2 П5 П7
Урок 8 Различия во времени на территории России Выявлять на основании объяснения учителя существенные признаки понятий «поясное время» и «местное время». Анализировать карту часовых поясов (зон) по следующим вопросам: в каких часовых поясах располагается территория страны; в каком часовом поясе (зоне) располагается ваш населённый пункт; какие крупные города расположены в этом же часовом поясе; как различается поясное время вашего пункта по сравнению с Москвой и Анадырем. Решать задачи на определение поясного (зонального) времени Л1 Л2 М1 М4 М5 М6 П1 П2 П5 П7
Урок 9 Государственное устройство и территориальное деление Выявлять по тексту и иллюстративному материалу учебника основные типы государственного устройства стран мира и определять различия между ними. Анализировать на основе объяснения учителя особенности административно-территориального деления РФ. Определять по политико-административной карте специфические черты административно-территориального устройства РФ. Составлять по политико-административной карте характеристику субъекта РФ по плану Л1 Л2 М1 М5 М6 М7 П1 П2 П5 П7
Урок 10 Повторение и обобщение темы «Географическое положение России» Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по теме «Географическое положение России». Выполнять тестовые задания. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» Л2 Л3 Л5 М1 М3 М4 М5 М6 П1 П2 П5 П7
История заселения, освоения и исследования территории России (4 ч)
Урок 11 Заселение и освоение территории России в IX-XVII вв. Выявлять на основе сообщений/ презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX-XVII вв. Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских землепроходцев XVI-XVII вв. На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период. Начать заполнять в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». Готовить краткие сообщения/презентации о территориальных изменениях в XVIII-XIX вв. Л1 Л2 М1 М5 М6 М8 М10 М11 П1 П2 П3 П5 П6
Урок 12 Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв.   Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные направления колониза-ции и территориальные изменения и запол-нять в тетради таблицу «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». На основе актуализа-ции опорных знаний по курсу истории Рос-сии, объяснений учителя и анализа текста и иллюстративных материалов учебника, исто-рических карт атласа выявлять особенности хозяйственного освоения территории России в XVII-XIX вв. На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиат-ской частях страны в этот период. Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из отечественных путешественников или экспедиции XVIII-XIX вв Л1 Л2 М1 М5 М6 М8 М10 М11 П1 П2 П3 П5 П6
Урок 13 Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв. Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географического исследования территории России в XVIII-XIX вв. Анализировать маршруты важнейших русских экспедиций в XVIII-XIX вв. по картам атласа. Продолжать заполнять в тетради таблицу «Отечественные путешест-венники и их вклад в развитие географии-ческих знаний о территории России». Готовить краткое сообщение/ презентацию об одном из географических территориальных или научных открытий XX в. Л1 Л2 М1 М5 М6 М8 М10 М11 П1 П2 П3 П5 П6
Урок 14 Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географических территориальных и научных открытий XX в. Обсуждать влияние геополитических и экономических интересов страны на хозяйственное освоение территории. Анализировать по картам атласа маршруты важнейших отечественных экспедиций в XX в. Продолжать заполнять в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». Обсуждать современные географические исследования, методы географических исследований и их роль для развития хозяйства страны. Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по теме «История заселения, освоения и исследования территории России». Выполнять тестовые задания Л1 Л2 М1 М3 М4 М5 М6 М8 П1 П2 П3 П5
Природа России (35 ч)
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 ч)
Урок 15 Геологическая история Приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы, при необходимости используя материалы учебника. Определять на основе объяснений учителя или иных источников информации основные этапы геологической истории развития Земли. Выявлять по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения природы. Читать геологическую карту и определять возраст горных пород, слагающих северную, центральную и южную части (юрского и др.) возраста; геологический возраст пород, слагающих свою местность Л2 М1 М5 М6 М8 П1 П2 П3 П4 П5
Урок 16 Развитие земной коры Выявлять основные этапы развития земной коры на основе объяснений учителя. Определять основные тектонические структуры, формирующие территорию России на основании материалов учебника. Устанавливать различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей. Определять по тектонической карте тектонические структуры, лежащие в основании различных территорий (Восточно-Европейской равнины, Кавказских гор и др.). Формулировать выводы о зависимости размещения форм рельефа от тектонического строения территории Л2 М1 М5 М6 М7 П1 П2 П3 П5 П7
Урок 17 Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры Определять по тектонической и физической картам России полезные ископаемые Восточно- Европейской, Западно-Сибирской равнин, Среднесибирского плоскогорья, Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихоте-Алиня, Верхоянского хребта и др. Формулировать выводы о зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Выявлять полезные ископаемые региона проживания; объяснять их наличие и особенности размещения, приводить примеры их хозяйственного использования Л2 М1 М2 М5 М6 П1 П2 П5 П7
Урок 18 Зависимость рельефа от внешних геологических процессов Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами на основе объяснений учителя. Приводить примеры, доказывающие что, современный рельеф любой территории — результат взаимодействия внутренних и внешних процессов, в том числе и на примере региона проживания. Готовить презентацию на тему «Стихийные природные явления, связанные с литосферой», используя дополнительные источники информации Л2 М1 М5 М6 М10 М11 П1 П2 П5 П6 П7
Урок 19 Литосфера. Рельеф. Человек Выявлять на основе презентаций школьников особенности стихийных природных явлений, связанных с литосферой, формулировать правила безопасного поведения в случае возникновения природных катастроф. Определять особенности и условия возникновения обвалов, осыпей, селей, оползней; разрабатывать правила безопасного поведения при нахождении в горах. Обсуждать преимущества и недостатки условий жизни человека на равнинах и в горах; формулировать выводы, учитывая различные точки зрения. Определять особенности рельефа региона проживания, выявлять техногенные формы рельефа Л1 Л2 Л6 М1 М5 М6 М9 М12 П1 П2 П3 П5 П7 П8
Урок 20 Обобщающее повторение по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы» Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» Л2 Л5 М1 М3 М4 М5 М6 П1 П2 П5 П7
Климат и агроклиматические ресурсы (6 ч)
Урок 21 Условия формирования климата Определять существенные признаки понятий «солнечная радиация» и «радиационный баланс» на основе объяснений учителя; выявлять по иллюстративному материалу учебника основные виды солнечной радиации. Анализировать карту суммарной радиации и формулировать вывод о зависимости радиационных условий от географической широты. Оценивать в процессе беседы климатические условия страны и их зависимость от географического положения Л2 М1 М5 М6 М8 П1 П2 П3 П5 П7
Урок 22 Движение воздушных масс Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт» на основании объяснения учителя. Сравнивать особенности тёплого и холодного атмосферных фронтов на основании материалов учебника. Определять существенные признаки понятий «циклон» и «антициклон» на основании объяснения учителя или других источников информации. Сравнивать циклоны и антициклоны по особенностям вертикального и горизонтального движения воздуха; типам погоды; заполнять сравнительную таблицу. Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки в различных пунктах (изменение температуры воздуха, возможность выпадения атмосферных осадков и др.) Л2 М1 М2 М5 М6 М7 П1 П2 П3 П5 П7
Урок 23 Закономерности распределения тепла и влаги Анализировать климатические карты и определять средние температуры января и июля, годовое количество осадков для различных территорий России; выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их. Определять коэффициент увлажнения у различных пунктов на основе объяснения учителя. Выявлять по материалам учебника и атласа территории с климатическими рекордами и объяснять данные особенности Л2 М1 М2 М5 М6 П1 П2 П3 П4 П5 П7
Урок 24 Климатические пояса и типы климатов Сравнивать климатические условия арктического и субарктического климатического поясов на основании рассказа учителя; выявлять и объяснять черты их сходства и различий. Выявлять по картам районы распространения основных типов климата умеренного пояса; определять их особенности, формулировать вывод о нарастании степени континентальности климата при движении с запада на восток. Определять тип климата по климатическим диаграммам. Характеризовать по климатическим картам климатические условия и тип климата региона проживания. Готовить презентацию на тему «Опасные и неблагоприятные климатические явления» по плану Л2 М1 М2 М5 М6 М7 М10 М11 П1 П2 П3 П5 П6 П7
Урок 25 Климат и человек Оценивать агроклиматические условия страны по картам и материалам учебника, формулировать выводы. Обсуждать презентации о неблагоприятных погодно-климатических явлениях. Рассматривать примеры влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Выявлять в процессе беседы спо­собы адаптации человека к климатическим условиям, в том числе на примере региона проживания. Обсуждать основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения Л1 Л2 Л6 М1 М4 М5 М6 М9 М10 М11 М12 П1 П2 П3 П5 П6 П7 П8
Урок 26 Обобщающее повторение по теме «Климат и агроклиматические ресурсы» Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» Л2 Л5 М1 М3 М4 М5 М6 П1 П2 П5 П7
Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч)
Урок 27 Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа Обозначать на контурной карте водоразделы океанских бассейнов, устанавливать крупные реки, относящиеся к различным бассейнам. Выявлять речные рекорды (самая длинная из рек, самая многоводная и др.) по тексту учебника. Определять существенные при­знаки понятий «падение» и «уклон» реки на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять по карте длину и падение, вычислять уклон одной из рек региона проживания. Обсуждать возможности хозяйственного использования рек Л2 М1 М5 М6 М7 П1 П2 П4 П5 П7
Урок 28 Зависимость речной сети от климата Выявлять особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника. Обсуждать основные источники питания рек, выявлять особенности питания некоторых крупных рек по диаграммам учебника. Определять особенности питания и режима крупных рек страны, конкретизировать выводы о зависимости питания и режима рек от климатических условий. Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) по плану Л2 М1 М2 М5 М6 М8 П1 П2 П5 П7
Урок 29 Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды Выявлять способы формирования озёрных котловин на основании материалов учебника. Определять существенные признаки понятия «болото» на основании объяснения учителя или иных источников информации, определять по карте основные «болотные» районы. Сравнивать верховые и низинные болота по типу питания, растительности, использованию торфа. Выявлять в процессе беседы существенные признаки понятия «ледник», определять по картам и приложению учебника основные районы распространения горного и покровного оледенений. Устанавливать по материалам учебника основные способы использования подземных вод Л2 М1 М5 М6 М8 П1 П2 П4 П5 П7
Урок 30 Многолетняя мерзлота Устанавливать существенные признаки понятия «многолетняя мерзлота» на основании объяснения учителя или иных источников информации Анализировать карту распространения многолетней мерзлоты; формулировать вывод о неодинаковом широтном положении границ в европейской и азиатской частях территории страны. Обсуждать причины образования многолетней мерзлоты с учётом особенностей её распространения; Выявлять специфические формы рельефа районов распространения многолетней мерзлоты. Обсуждать влияние многолетней мерзлоты на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека; формулировать выводы. Готовить презентации на темы: «Охрана и рациональное использование водных ресурсов», «Грозные явления природы, связанные с водами» на примере региона проживания Л2 М1 М5 М6 М9 М10 М11 П1 П2 П5 П6 П7
Урок 31 Водные ресурсы. Воды и человек Обсуждать в процессе беседы значение водных ресурсов для человека, при необходимости используя материалы учебника. Выявить основные проблемы, связанные с использованием водных ресурсов России, на основании анализа текста учебника. Дискутировать о путях решения выявленных проблем; формулировать выводы. Определять перечень стихийных явлений, связанных с водами; разрабатывать правила безопасного поведения в условиях возникновения стихийных явлений. Обсуждать материалы презентаций об охране и рациональном использовании водных ресурсов региона проживания Л1 Л2 Л6 М1 М5 М6 М8 М9 М12 П1 П2 П3 П5 П7 П8
Урок 32 Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы» Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» Л2 Л5 М1 М3 М4 М5 М6 П1 П2 П5 П7
Почвы и почвенные ресурсы (3 ч)
Урок 33 Почва как особое природное образование Определять существенные признаки понятия «почва» на основании беседы. Выявлять факторы почвообразования на основании объяснения учителя или иных источников информации; конкретизировать механизм действия различных факторов на примере разных типов почвы. Устанавливать почвенные горизонты на основании работы с текстом учебника, систематизировать изученный материал в виде таблицы (название горизонта, положение в почвенном профиле, особенности). Обсуждать роль почвенного гумуса в обеспечении плодородия почв. Л2 М1 М5 М6 М8 М9 П1 П2 П5 П7
Урок 34 Главные типы почв и их размещение по территории России Анализировать почвенную карту по следующим вопросам. Какие зональные типы почв распространены на территории России? В каком направлении они сменяют друг друга? Как называется выявленная закономерность? Какая часть России — западная или восточная — имеет большее разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано? Выявлять основные особенности главных типов почв на основании беседы или работы с текстом учебника; систематизировать изученный материал в виде таблицы (название типа почвы, территория распространения, условия почвообразования, содержание гумуса, плодородие). Определять зональные типы почв региона проживания, составлять их краткое описание, выявлять закономерности распространения. Готовить презентацию «Главные типы почв региона проживания, пути и способы их рационального использования и охраны» Л2 М1 М2 М5 М6 М10 М11 П1 П2 П5 П6 П7
Урок 35 Почвенные ресурсы. Почвы и человек Анализировать диаграмму «Структура земельного фонда России» и формулировать выводы. Выявлять неблагоприятные изменения почв в результате хозяйственного использования на основании беседы; систематизировать материал в виде схемы. Определять существенные признаки понятия «мелиорация» на основании объяснения учителя. Обсуждать материалы презентации о путях и способах охраны и рационального использования почвенных ресурсов на примере региона проживания. Составлять характеристику одного из зональных типов почв по следующему плану: название, географическое положение; условия почвообразования; особенности почвенного профиля; содержание гумуса, плодородие; использование в хозяйственной деятельности; основные мероприятия по рациональному использованию и охране Л1 Л2 Л6 М1 М5 М6 М9 М10 М11 М12 П1 П2 П3 П5 П6 П7 П8
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч)
Урок 36 Растительный и животный мир Определять состав органического мира России на основании материалов учебника. Выявлять факторы, определяющие биоразнообразие территории, на основании объяснения учителя или иных источников информации; конкретизировать действие рассмотренных факторов. Обсуждать примеры взаимосвязи между животными и растениями в пределах конкретной территории; определять признаки понятия «биом». Готовить презентацию «Роль растений и животных в жизни человека» Л2 М1 М2 М5 М6 М8 М9 М10 М11 П1 П2 П5 П6 П7
Урок 37 Биологические ресурсы Выявлять состав биологических ресурсов на основании анализа материалов учебника. Определять состав растительных ресурсов; приводить примеры использования разнообразных растений человеком. Обсуждать материалы презентации о роли животных и растений в жизни человека. Выявлять особенности промыслово-охотничьих ресурсов на основании анализа материалов приложения; формулировать выводы. Обсуждать причины сокращения численности отдельных животных и мероприятия по охране органического мира Л1 Л2 Л6 М1 М5 М6 М9 М10 М11 М12 П1 П2 П3 П5 П6 П7 П8
Урок 38 Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» Л2 Л5 М1 М3 М4 М5 М6 П1 П2 П3 П5 П7
Природные различия на территории России (11ч)
Урок 39 Природные комплексы Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы, с целью выявления существенных признаков понятия «природный комплекс». Выявлять характер антропогенных изменений природных комплексов на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять признаки понятия «ландшафт» на основании анализа текста учебника. Анализировать изображения различных ландшафтов с целью их классификации на природные и антропогенные; обосновывать собственную точку зрения Л1 Л2 Л6 М1 М5 М6 М7 М8 М12 П1 П2 П3 П5 П7 П8
Урок 40 Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс Выявлять особенности метода физико-географического районирования как одного из методов географических исследований на основании объяснения учителя. Определять перечень крупных природных районов (азональных природных комплексов) на основании материалов учебника. Обсуждать существенные признаки понятия «природная зона», приводить примеры взаимосвязи её компонентов. Анализировать карту природных зон по следующим вопросам. Какая закономерность существует в размещении природных зон на территории России? В каком климатическом поясе расположено наибольшее число природных зон и какими причинами это объясняется? Какая из природных зон занимает наибольшую площадь на территории страны и в связи с какими причинами? В какой (каких) из природных зон расположен регион вашего проживания? Л2 М1 М5 М6 М12 П1 П2 П3 П5 П7 П8
Урок 41 Северные безлесные природные зоны Выявлять общие особенности зоны арктических пустынь на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять и объяснять различия природы островов Северного Ледовитого океана, расположенных в зоне арктических пустынь. Обсуждать особенности климата и растительности зоны тундр на основании материалов учебника. Анализировать особенности тундрово-глеевых почв. Обсуждать основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека; предлагать обоснованные пути решения экологических проблем Л2 Л6 М1 М2 М5 М6 М9 М12 П1 П2 П5 П8
Урок 42 Лесные зоны. Тайга Анализировать карту природных зон в целях определения особенностей размещения лесных зон на территории России; объяснять причины широкого распространения лесных зон. Определять и объяснять различия в характере растительности и почв различных участков лесной зоны, на основании работы с текстом учебника. Обсуждать причины невысокого плодородия таёжных почв. Определять состав биологических ресурсов таёжной зоны, обосновывать пути и способы их охраны и рационального использования. Сравнивать различные участки таёжной зоны с точки зрения плотности населения и распространения антропогенных ландшафтов; объяснять выявленные отличия. Готовить презентацию на тему «Роль лесов в жизни человека» Л2 Л6 М1 М2 М5 М6 М10 М11 М12 П1 П2 П5 П6 П8
Урок 43 Смешанные и широколиственные леса Сравнивать климатические условия зоны смешанных и широколиственных лесов и тайги, определять отличия. Выявлять и объяснять характерные черты растительности и особенности распространения различных древесных пород на основании материалов учебника. Обсуждать материалы презентации «Роль лесов в жизни человека». Обсуждать причины возникновения экологических проблем зоны и предлагать обоснованные пути их решения Л2 Л6 М1 М2 М5 М6 М9 М10 М11 М12 П1 П2 П5 П6 П8
Урок 44 Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни Составлять письменную характеристику зоны степей на основании опорной схемы; сравнивать полученную характеристику с текстом учебника; формулировать выводы. Обсуждать экологические проблемы степной зоны, обосновывать возможные пути их решения. Определять географическое положение и особенности природы зон пустынь и полупустынь на основании материалов учебника и карт. Обсуждать приспособление животных и растений к условиям существования, формулировать выводы. Готовить презентации «Особенности высотной поясности» какой- либо горной системы по выбору. Л2 Л6 М1 М2 М5 М6 М9 М10 М11 М12 П1 П2 П5 П6 П8
Урок 45 Высотная поясность Выявлять существенные признаки понятия «высотная поясность» на основании объяснения учителя. Сравнивать понятия «широтная зональность» и «высотная поясность», заполнять сравнительную таблицу. Обсуждать причины, определяющие характер высотной поясности; формулировать выводы. Сравнивать характер высотной поясности различных горных систем на основании компьютерных презентаций или иных источников информации; определять и объяснять сходство и различия Л2 М1 М5 М6 П1 П2 П5
Урок 46 Моря как крупные природные комплексы   Выявлять связи компонентов природы внутри аквального природного комплекса на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры проявления закона природной зональности в морях России на основе анализа текста учебника и карт атласа. Определять ресурсы и направления хозяйственного использования российских морей на основе анализа карты атласа, текста и иллюстративного аппарата учебника. Обсуждать проблемы охраны природных комплексов морей на основе сообщений/презентаций школьников. Обозначать на контурной карте названия морей, омывающих территорию России; определять их принадлежность к бассейнам океанов; обозначать крупнейшие морские порты и Северный морской путь. Подготавливать краткие сообщения об одном из заповедников и заполнять таблицу на основе дополнительных источников географической информации Л2 Л6 М1 М5 М6 М8 М10 М11 М12 П1 П2 П3 П5 П6 П8
Урок 47 Природно-хозяйственные отличия российских морей Выявлять особенности морей Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийского моря-озера на основе анализа текста, иллюстраций учебника, физической и климатических карт атласа. На контурной карте условными знаками отмечать моря: внутренние и окраинные, самое большое (Берингово) и самое маленькое (Азовское) по площади, самое солёное (Берингово) и самое пресное (Балтийское), самое глубокое (Берингово) и самое мелкое (Азовское), самое холодное (Лаптевых), с самой тяжёлой ледовой обстановкой (Восточно-Сибирское) и самое тёплое (Чёрное). На основе сообщений учащихся определять географию заповедников РФ, имеющих участки охраняемых акваторий (Дальневосточный морской, Астраханский, Большой Арктический, Джугджурский, Кандалакшский, Остров Врангеля, Командорский), наносить их на контурную карту. Формулировать выводы об экологических проблемах российских морей. Составлять характеристику одного из морей России по типовому плану на основе анализа карт атласа, материалов ученика. Подготавливать краткие сообщения об одном из памятников Всемирного природного наследия на территории России на основе дополнительных источников географической информации Л2 М1 М5 М6 П1 П2 П4 П5
Урок 48 Особо охраняемые природные территории России Определять особенности и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры разных видов особо охраняемых природных территорий на основе сообщений учащихся, анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обозначать на контурной карте старейшие и крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия на территории России Л1 Л2 Л6 М1 М5 М6 М7 М12 П1 П2 П3 П5 П8
Урок 49 Повторение и обобщение темы «Природные различия на территории России» Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данной теме. Выполнять тестовые задания Л2 Л5 Л6 М1 М3 М4 М5 М6 П1 П2 П5 П7
Население России (10 ч)
Урок 50 Численность и воспроизводство населения России Определять численность населения России, место России по численности населения в мире; особенности динамики численности населения России в XX в. на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Выявлять демографические кризисы в России и обсуждать их причины на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать понятие «естественный прирост» населения, его ведущие признаки. Определять факторы, влияющие на естественный прирост на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Выявлять изменения естественного прироста в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать понятие «воспроизводство населения», выявлять его существенные признаки. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения, определять этапы перехода от традиционного типа воспроизводства к современному на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать влияние механического прироста населения на демографическую ситуацию в стране на основе иллюстративных и статистических материалов учебника. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения в разных частях страны; формулировать прогноз динамики численности населения России на основе статистических данных учебника Л1 Л3 М1 М5 М6 М9 П1 П2 П4 П5 П7
Урок 51 Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни Определять соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выполнять задания на чтение и анализ современной возрастно-половой пирамиды России. Сравнивать возрастно-половые пирамиды разных регионов России, в том числе региона своего проживания. Выявлять место России в мире по средней ожидаемой продолжительности жизни на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Определять субъекты РФ с самой высокой и самой низкой продолжительностью жизни мужчин и женщин на основе анализа карт атласа. Обсуждать факторы, влияющие на среднюю продолжительность жизни, выявлять и объяснять причины значительной разницы средней продолжительности жизни в РФ между мужчинами и женщинами на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Формулировать основные демографические проблемы России и факторы, их определившие Л1 Л3 М1 М5 М6 П1 П2 П4 П5 П7
Урок 52 Этнический и языковой состав населения России Выявлять особенности этнического состава населения России, определять крупнейшие по численности народы на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России на основе анализа теста и иллюстративных материалов учебника. Определять особенности размещения крупных народов России, сопоставлять с особенностями территориального деления РФ на основе анализа карты народов в атласе, статистических материалов, иллюстративных материалов учебника по следующему плану: 1. Крупнейшие народы РФ. 2. Численность (тыс. чел.) и доля (%) в населении РФ. 3. Особенности размещения (в какой части страны, соответствие политико-административным и национально-территориальным единицам РФ). Обсуждать этнические депортации народов в СССР. Подготавливать краткие сообщения о крупнейших религиозных центрах российского православия, ислама, буддизма по дополнительным источникам географической информации Л1 Л2 Л3 Л4 М1 М5 М6 М10 М11 П1 П2 П4 П5 П6 П7
Урок 53 Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий Обсуждать на основе текста учебника особенности формирования евразийской цивилизации (


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.11 (0.01 с.)