Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. 1. 4 можно ли считать анархизм социалистическим учением.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Да. Все течения анархизма выступают против капитализма, потому что капитализм основан на подчинении, отчуждении и эксплуатации. (смотрите разделы B и C). Анархисты опровергают «представление, что люди не могут работать вместе, пока у них нет направляющего собственника, который присвоил бы часть их результатов труда» и считают, что в анархическом обществе «освобожденные рабочие установят свои собственные правила относительно того, когда, где и как производить» и, таким образом, освободят себя «от беспощадного гнета капитализма». [Voltairine de Cleyre, «Anarchism», Exquisite Rebel, стp. 75 и стp. 79] (Мы снова подчёркиваем, что анархисты выступают против всех экономических форм, основанных на подчинении, отчуждении и эксплуатации, включая феодализм, советский «социализм» — или лучше называть его «государственный капитализм», рабовладение и т. д. Мы сосредоточились на критике капитализма, так как сейчас эта форма общественно-экономических отношений господствует в мире). Индивидуалисты вроде Бенджамина Такера вместе с социальными анархистами вроде Прудона и Бакунина называли себя «социалистами». Они делали так потому, что, как писал Кропоткин в своем сочинении «Современная наука и анархия» «пока социализм понимался в его настоящем и широком смысле, как освобождение труда от эксплуатации его капиталом, анархисты шли в согласии с теми, кто тогда были социалистами». [ Evolution and Environment, стp. 81] Или, словами Такера, «основное требование социализма в том, чтобы труд владел тем, что он создает», требование, в котором «обе школы социалистической мысли... государственный социализм и анархизм» достигают полного согласия. [ The Anarchist Reader, стp. 144] Следовательно, определение слова «социалист» изначально включало «всех тех, кто верит в неотъемлемое право человека владеть тем, что он производит». [Lance Klafta, «Ayn Rand and the Perversion of Libertarianism,» из Anarchy: A Journal of Desire Armed, №34] Это стремление покончить с эксплуатацией (или ростовщичеством) объединяет всех настоящих анархистов и ставит их под социалистическое знамя. По мнению большинства социалистов, «единственный способ для экономной затраты труда — это если производитель владеет орудиями труда». [Peter Kropotkin, The Conquest of Bread, стp. 145] Поэтому Прудон, например, поддерживал рабочие кооперативы, где «каждый человек, участвующий в ассоциации... имеет неделимую долю собственности компании», потому что «участие в потерях и доходах» приводит к тому, что «коллективное усилие [то есть стремление к превышению доходов над расходами] прекращает быть источником прибыли для небольшого количества собственников и становится собственностью всех рабочих». [ The General Idea of the Revolution, стp. 222 и стp. 223] Таким образом, стремясь покончить с эксплуатацией труда капиталом, настоящие социалисты желают создать общество, где производители обладают и управляют средствами производства (включая, нужно подчеркнуть, рабочие места, предоставляющие услуги). Как производители достигнут этого — это спорный вопрос среди анархистов и других социалистов, но само стремление разделяется всеми. Анархисты поддерживают прямое рабочее управление и владение либо рабочими ассоциациями, либо коммунами (смотрите подраздел A.3 о разных видах анархистов). Более того, анархисты к тому же против капитализма из-за его авторитарности, а не только эксплуатации. При капитализме рабочие не управляют сами собой во время производства и не управляют результатами своего труда. Такое положение точно не основано на равной свободе для всех и не может не быть эксплуататорским, поэтому анархисты против него. Этот взгляд лучше всего раскрыт в работах Прудона (а он, в свою очередь, вдохновил Такера и Бакунина), где он утверждает, что при анархизме «капиталистическая и собственническая эксплуатация будет остановлена всюду, а система наемного труда — упразднена» и «каждый рабочий решит для себя: оставаться ли ему просто наемным слугой, ожидая собственника-капиталиста-хозяина; или участвовать в переустройстве общества на вольных началах... В первом случае рабочий подчинен, эксплуатируется: его условие выживания — повиновение... Во втором случае он восстановит свое достоинство как человек и гражданин... он станет частью организации производства, в которой он был прежде лишь рабом... Мы не должны колебаться, поскольку у нас нет выбора... необходимо сформировать АССОЦИАЦИЮ среди рабочих... потому что без нее, они останутся в отношении подчинения у господ, а результатом будут две... касты хозяев и наемных рабочих, что несовместимо со свободным самоуправляемым обществом». [ Там же, стp. 233 и С. 215-216] Следовательно все анархисты анти-капиталисты («если трудящийся владеет результатом своего труда, то это не капитализм» [Alexander Berkman, What is Anarchism?, p. 44]) Бенджамин Такер, например — анархист, на которого сильнее всего повлиял классический либерализм (как мы обсудим позднее) — называл свои идеи «анархическим социализмом» и осуждал капитализм как систему, основанную на «ростовщичестве, получателе процента, ренты и прибыли». Такер считал, что в анархическом некапиталистическом свободно-рыночном обществе, капиталисты станут не нужны и эксплуатация труда капиталом исчезнет, так как «трудящиеся... обеспечат себе естественную заработную плату, то есть все произведенное». [ The Individualist Anarchists, стp. 82 и стp. 85] Такая экономика будет основана на взаимном кредитовании и свободном обмене товаров между кооперативами, ремесленниками и крестьянами. По Такеру и другим анархо-индивидуалистам капитализм это не настоящий свободный рынок, потому что он испорчен разными законами и монополиями, которые обеспечивают капиталистам преимущество над рабочими людьми, таким образом гарантируя последним эксплуатацию через прибыль, процент и ренту. Даже Макс Штирнер, архи-эгоист, не испытывал ничего, кроме презрения к капиталистическому обществу и его различным «призракам», означавшим для него идеи(такие, как частная собственность, конкуренция, разделение труда и так далее), с которыми носятся как с религиозными святынями. Итак, анархисты считают себя социалистами, но особого вида — либертарными социалистами. Как объяснил анархо-индивидуалист Джозеф Лабади (вторя Такеру и Бакунину): «Было сказано, что анархизм не социализм. Это ошибка. Анархизм — добровольный социализм. Есть два вида социализма, правительственный и анархический, авторитарный и либертарный, государственный и свободный. Действительно, каждая программа улучшения социальных условий предлагает или увеличить или уменьшить полномочия внешних условий и сил над человеком. Если они увеличиваются, то это государственный социализм; если уменьшаются, то — анархический». [ Anarchism: What It Is and What It Is Not ] Лабади часто повторял, что «все анархисты социалисты, но не все социалисты анархисты». Следовательно, утверждение Даниэля Герена «Анархизм — это на самом деле синоним социализма. Анархист — это в первую очередь социалист, чья цель уничтожить эксплуатацию человека человеком» эхом отзывается через всю историю анархического движния, будь это социальное или индивидуалистическое крыло. [ Anarchism, стp. 12] Например, мученик Хеймаркета [имеется в виду расстрел рабочих 4 мая 1886 г. – прим. перев.] Адольф Фишер говорил почти те же слова, что и Лабади – «каждый анархист социалист, но каждый социалист не обязательно анархист» — признавая однако, что движение «разделилось на две фракции, коммунистические анархисты и прудонисты против анархистов среднего класса». [ The Autobiographies of the Haymarket Martyrs, стp. 81] Итак, хоть индивидуалисты и социальные анархисты во многом не согласны друг с другом — например, в том, что настоящий, т.е. некапиталистический, свободный рынок это лучшее средство, чтобы расширить до предела свободу, но они вместе считают, что капитализму как эксплуатации и отчуждению нужно противостоять, а анархическое общество должно, по определению, быть основано на совместном, а не наёмном труде. Только совместный труд сможет «уменьшить полномочия внешних условий и сил над человеком» в течение рабочих часов и дать производителям самоуправление; это и есть основной идеал социализма. Например, индивидуалист Джозеф Лабади, утверждал, что профсоюз был «наглядной иллюстрацией завоевания свободы ассоциацией» и что «без профсоюза у рабочего меньше возможностей в отношениях с собственником, чем с профсоюзом». [ Different Phases of the Labour Question ] Однако значения слов меняются со временем. Сейчас «социализмом» почти всегда называют государственный социализм, систему, против которой все анархисты, так как она отрицает свободу и настоящие социалистические идеалы. Все анархисты согласятся с утверждением Ноама Хомского на этот счёт: «Если понятие “левый” включает “большевизм”, тогда я точно не “левый”. Ленин был одним из самых вредоносных врагов социализма». [ Marxism, Anarchism, and Alternative Futures, стp. 779] Анархизм всю свою историю противопоставлял себя идеям марксизма, социал-демократии и ленинизма. Задолго до прихода Ленина к власти, Михаил Бакунин предупреждал последователей Маркса о «красной бюрократии», которая установит «худшее из деспотических правительств», если государственно-социалистические идеи Маркса будут применены на практике. И верно, работы Штирнера, Прудона и особенно Бакунина предсказывают все ужасы государственного социализма с потрясающей точностью. К тому же анархисты были среди первых и наиболее последовательных критиков и противников большевистского режима в России. Конечно, у анархистов как социалистов есть общие идеи с некоторыми марксистами (но не с ленинистами). Бакунин и Такер соглашались с анализом и критикой капитализма Марксом, и его трудовой теорией стоимости (об этом мы поговорим в разделе С). На самого Маркса сильно повлияла книга Макса Штирнера «Единственный и его собственность», которая содержит не только блестящую критику того, что Маркс называл «вульгарным» коммунизмом, но и критику государственного социализма. Также были люди внутри марксистского движения, придерживающиеся идей, весьма близких социал-анархизму (особенно анархо-синдикалистской ветви социал-анархизма): Антон Паннекук, Роза Люксембург, Пол Мэттик и другие антиленинисты. Карл Корш, например, благожелательно описывал анархическую революцию в Испании. Конечно, есть преемники марксизма-ленинизма, но так же есть преемники и более либертарного марксизма, резко критиковавшие Ленина и большевизм, и чьи идеи близки стремлению анархизма к свободным ассоциациям равных участников. Поэтому анархизм — форма социализма, находящаяся на разных полюсах с тем, что обычно определяется как «социализм» (то есть государственная собственность, контроль и управление). Вместо «центрального планирования», которое для многих ассоциируется со словом «социализм», анархисты предлагают свободную ассоциацию и сотрудничество между людьми, рабочими и общинами, и, таким образом, выступают против «государственного» социализма как формы государственного капитализма, где «где каждый мужчина или женщина — наемные работники, а государство — единственный работодатель». [Benjamin Tucker, The Individualist Anarchists, стp. 81] Поэтому анархисты отвергают марксистскую (под которым большинство людей подразумевают «социализм»), «идею государства как капиталиста к которой социал-демократическая фракция социалистической партии теперь пытается упростить понятие социализма». [Peter Kropotkin, The Great French Revolution, Т. 1, стp. 31] Анархистское возражение против отождествления марксизма, «централизованного планирования» и государственного социализма/капитализма с социализмом будет рассмотрено в разделе H. Из-за этих различий с государственными социалистами и для избежания путаницы, большинство анархистов называют себя только «анархистами», так как считается само собой разумеющимся, что анархизм относится к социалистическим учениям. Однако, с развитием так называемого «либертарианства» в США, некоторые прокапиталистически настроенные силы стали называть себя «анархистами», и именно поэтому мы заострили внимание на этом пункте. Исторически и логически, анархизм подразумевает антикапитализм, то есть социализм, и эта позиция, мы подчеркиваем, поддерживается всеми анархистами (о том, почему «анархо»-капитализм не анархичен, смотрите раздел F).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.90 (0.007 с.) |