Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
A.1.1 Что означает «анархия»?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Приставка «а»/«ан» означает «не», «нехватка», «отсутствие». Слово «архос» значит «правитель», «вождь», «начальник» или «авторитет». Или, как отмечал П. Кропоткин, анархия происходит от греческих слов, означающих «против власти». [ Anarchism, стp. 284] Греческие слова anarchos и anarchia используются в значении «не иметь правительства» или «существовать без правительства», но смысл анархизма не только в отсутствии правительства. «Анархия» означает «без господина», или если смотреть шире — «безвластие», в этом смысле анархисты употребляют это слово. Например, мы находим у Кропоткина, что анархизм «отрицает не только капитал, но также и главные источники власти капитализма: закон, власть, и государство». [ Там же, стp. 150] Для анархистов анархия это «не отсутствие порядка, как многие думают, но отсутствие правления». [Benjamin Tucker, Instead of a Book, стp. 13] Дэвид Вэйк превосходно сформулировал: «Анархизм может быть представлен как универсальная социальная и политическая идея, которая выражает отрицание любой власти, господству, подчинению, иерархическому разделению, и желание их уничтожить… Анархизм поэтому больше, чем антиэтатизм… [даже если] государство… центральный предмет анархистской критики». [ Reinventing Anarchy, стp. 139] По этой причине анархизм не просто антиправительственное и антигосударственное движение, но, прежде всего, движение против иерархии. Почему? Потому что иерархия — организационная структура, которая воплощает и реализует власть. Так как государство — «высшая» форма иерархии, то анархисты, по определению, антигосударственники; но это не достаточное определение анархизма. Анархисты оппозиционно настроены ко всем формам иерархической организации, а не только к государству. Брайан Моррис утверждал: «Термин “Анархия” греческого происхождения, в переводе он означает “отсутствие правителя”. Анархисты — люди, которые отрицают все формы правительственной или принудительной власти, все формы иерархии и подчинения. Они выступают против государства, капитала и церкви, “мрачной троицы” по словам мексиканского анархиста Флореса Мэгона. Таким образом, анархисты враждебно настроены по отношению и к капитализму, и к государству, и ко всем формам религиозной власти. Но анархисты также стремятся к установлению анархии, то есть децентрализованного общества без принудительных учреждений; общества, организованного через федерацию добровольных ассоциаций». [«Anthropology and Anarchism,» С. 35-41, Anarchy: A Journal of Desire Armed, №45, стp. 38] Отсылка к «иерархии» в этом контексте довольно недавнее развитие учения, «классические» анархисты вроде Прудона, Бакунина и Кропоткина редко употребляли это слово (они обычно предпочитали термин «власть», используя его как синоним «диктатуры»). Однако, и это следует из их творчества, их философия была направлена против иерархии, против любого неравенства, власти или привилегий в отношениях между людьми. Бакунин говорил об этом, когда критиковал «официальную» власть, но поддерживал «естественные отношения» и добавлял: «Вы хотите лишить возможности любого угнетать его собрата? Тогда удостоверьтесь, что никто не должен обладать властью» [ The Political Philosophy of Bakunin, стp. 271] Джефф Драун обращает внимание на то, что «эта тенденция всегда была скрытой частью “революционного проекта” и только недавно она реализовалась в более широком антииерархическом понимании. Но ее источник явно видим в греческих корнях слова “анархия”». [ Between Anarchism and Libertarianism: Defining a New Movement ] Мы подчеркиваем, что это неприятие иерархии для анархистов не ограничивается только государством или правительством. Оно включает все авторитарные экономические, социальные или политические отношения, особенно связанные с капиталистической собственностью и наемным трудом. Из аргументов Прудона: «Капитал … в политическом плане аналогичен правительству … Экономическая идея капитализма, политика правительства или власти и теологическая идея церкви есть три сходные идеи, связанные различными способами. Что капитал делает с трудом, государство – со свободой, то церковь делает с разумом. Это триединство абсолютизма на практике столь же губительно, сколь и в философии. Эффективнее всего порабощение человека следует по пути одновременного подчинения его воли, тела и мышления». [цитируется по: Max Nettlau, A Short History of Anarchism, С. 43-44] Эмма Голдман, исследуя капитализм, пишет, что «человек должен продавать его труд», следовательно, «потребности рабочего и его суждения подчинены желанию капиталиста». [ Red Emma Speaks, стp. 50] За сорок лет до нее Бакунин сделал тот же вывод, утверждая, что при существующей системе «рабочий продает свой труд и свою свободу на определенное время» капиталисту в обмен на заработную плату. [ Там же, стp. 187] Итак «анархия» значит гораздо больше, чем просто «отсутствие правительства», она означает сопротивление всем формам авторитарной власти и иерархии. Говоря словами Кропоткина: «Понятие анархистского общества происходит из… критики… иерархических организаций и авторитарных концепций общества; и… анализа тенденций, которые были замечены в прогрессивном развитии человечества». [ Там же, стp. 158] По Малатесте, анархизм «был рожден моральной революцией против социального неравенства», и «специфические причины социальной болезни» могут быть найдены в «капиталистической собственности и государстве». Когда угнетенные «попытались свергнуть государство и собственность – тогда был рожден анархизм». [ Errico Malatesta: His Life and Ideas, стp. 19] Следовательно, говорить, что анархизм является лишь антигосударственным движением, значит не понимать смысла слова и идей, в которых оно использовалось и используется анархистским движением. Как считает Брайан Моррис: «В произведениях классических анархистов… а так же особенностях анархистского движения… прослеживается, что анархизм никогда не имел такого ограниченного видения [выступать только против государства] Анархизм всегда бросал вызов всем формам власти и эксплуатации, и был одинаково враждебен и капитализму и религии, поскольку они поддерживают государство». [ Там же, стp. 40] Таким образом, анархия не хаос, а анархисты не стремятся создать хаос или беспорядок. Вместо этого, мы желаем создать общество, основанное на индивидуальной свободе и добровольном сотрудничестве, то есть порядок, организованный снизу вверх, а не беспорядок, навязанный властями сверху вниз. Такое общество было бы настоящей анархией. Перед тем как мы рассмотрим в подробностях структуру анархического общества разделе I, необходимо привести слова Ноама Хомского, который объединил все ключевые аспекты того, как может выглядеть анархия, предположив, что в по-настоящему свободном обществе «любые, помимо личных, человеческие взаимоотношения – то есть те отношения, которые подразумевают институциональную форму – в общине, на работе, в семье, в обществе в целом, без разницы какими они могут быть, должны находиться под прямым контролем их участников. Что подразумевает рабочие советы в промышленности, прямую демократию в коммунах, взаимодействие между ними, то есть свободные ассоциации в больших группах, вплоть до организации интернационального общества». [ Anarchism Interview ] Общество более не будет разделено на иерархии боссов и рабочих, управляющих и управляемых. Вместо этого, анархическое общество будет основано на свободных ассоциациях самоуправляемых организаций и принципах прямой демократии. Анархисты, нужно заметить, пытаются создать как можно больше таких обществ сегодня, в своих организациях и своей борьбой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.56 (0.007 с.) |