Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Демократия не гарантирует процветания. Его обеспечивает децентрализация. Даже диктаторы способны создавать эффективные экономические системыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Июль 1959 г. Американская выставка в Москве. На фоне кухонных шкафов – вице-президент США Ричард Никсон и советский первый секретарь ЦК Никита Хрущев вступили в спор друг с другом: Никсон превозносил высокий уровень жизни, которого достигли американцы благодаря капитализму, свободе выбора и гражданским правам, предоставленным им демократией, Хрущев же возражал, чяо в социалистическом обществе трудящиеся счастливы и ни в чем не испытывают недостатка. Кроме того, кипятился он, через семь лет мы вас перегоним. Хрущев ошибся. Но был ли прав Никсон? Гарантирует ли американский образ жизни экономический рост и процветание? Является ли демократия лучшим способом достижения высоких экономических результатов? В бывшем Советском Союзе и Восточной Европе, в Латинской Америке и Африке, даже в Азии, где некоторым странам еще предстоит встать на путь экономических преобразований, одним из важнейших для нашего времени становится вопрос: какая из политических систем способна обеспечить экономический рост и процветание? Ответ неоднозначен. Американцы всегда считали, что демократия благотворно влияет на состояние экономики. Их мнение было подкреплено двумя веками непрерывного развития, и только Великая депрессия на какое-то время поколебала эту веру. Однако после Второй мировой войны всем опять стало казаться, что демократия и процветание неотделимы друг от друга. Лишь демократия дает человеку свободу выбора на всех уровнях, начиная от избирательного участка и кончая супермаркетом. Но свобода выбора вряд ли является необходимым условием экономического роста. Напротив, порой создается впечатление, что она ему препятствует. Индия зачахла при демократическом руководстве, тогда как Чили и Южная Корея – до недавних пор в обоих государствах господствовала диктатура – являют собой примеры успешного развития экономики. Сегодня капитализм процветает и без демократии, о чем неопровержимо свидетельствует стремительный экономический рост, запланированный политическими лидерами Китая. Да и в ведущих индустриальных странах мира демократия не гарантирует экономического роста. Многие из них переживают спад или с трудом выходят из кризиса, а демократические правительства повсюду, от Италии до Японии, несут урон от политических скандалов и неспособны создать условия для возрождения экономики. Слабость демократии стала особенно очевидна через несколько лет после падения Берлинской стены и краха коммунизма в Восточной Европе. Какова же связь между демократией и ростом? Джон Хеллигуэлл, экономист из Университета Британской Колумбии, сравнил зкономические показатели почти 100 стран за период 1960 – 1985 гг. и пришел к выводу, что в демократических государствах произошел значительный экономический спад в сравнении с недемократическими и авторитарными режимами. Его анализ подтверждает мнение, согласно которому в ближайшее время авторитарные государства, особенно обеспечивающие реализацию “экономических прав” граждан, например, права частной собственности, могут добиться отличных результатов. Но если факты говорят о том, что демократия не приводит к экономическому росту, то есть самые веские основания утверждать, что экономический рост приводит к демократии. Об этом знали еще английские философы-материалисты ХVIII в. Сегодня, когда на исходе век ХХ, эта схема нигде в мире не вызывает сомнений. Развитие экономики приводит к демократии по двум причинам. Во-первых, по мере обогащения узкого слоя населения остальные граждане начинают все решительнее требовать, чтобы и им дали законную возможность попытать счастья в конкурентной борьбе, а подобную привилегию предоставляет только демократическое общество. Во-вторых, свои растущие доходы население сперва тратит на покупку необходимых товаров и пробретение акций, а позже и на то, что экономисты называют “предметами роскоши” вроде высшего образования. Более образованные граждане, в свою очередь, склонны требовать от властей предоставления политических свобод и гражданских прав. Так начинаются демократические преобразования. Пожалуй, наиболее яркий пример таких изменений в экономике – Южная Корея, где в последние 30 лет, или около того, сильный автократический режим ставил перед промышленностью цели и задачи, разрабатываемые министерством экономического планирования. К середине 30-х гг. в Корее была создана мощная индустриальная база, но действовали драконовские антипрофсоюзные законы, преследовались активисты рабочего движения. В июне 1987 г. началось восстание под демократическими лозунгами, и президент Ро Де-У, пришедший к власти в 1988 г., приступил к демократизации общества. Он гарантировал соблюдение основных прав трудящихся и начал радикальные реформы в экономике. Нынешний президент Ким Ен-Сем, избранный на свободных выборах в 1992 г., успешно борется с коррупцией. Авторитарные страны добились экономического роста в условиях жесткой централизации. Так поступали Южная Корея, Сингапур и многие другие государства, но более крупные страны, такие, как Китай, провели децентрализацию и быстро достигли хороших результатов. Пример других добившихся успехов в экономике диктатур позволяет предположить, что и в Китае усилится стремление к большим свободам. Более туманными представляются перспективы России: демократизация началась, но спад производства продолжается, а это будет подогревать борьбу многочисленных партий за влияние, за государственные посты, которых становится все меньше. Только децентрализация, схожая с политикой федерализма, в свое время обусловившей стремительный экономический подъем Америки, способна обеспечить и развитие экономики, и доподлинно демократическую реформу государственной системы. Правительство любой страны так или иначе неизбежно управляет жизнью людей, однако степень свободы граждан, равно как и уровень их благосостояния, различаются в зависимости от масштзбов и способов вторжения государства в экономику. По мнению большинства экономистов, чем меньше эти масштабы, тем лучше, поскольку такой подход поощряет индивидуализм и способствует экономической эффективности. В то же время некоторые ученые воспринимают как крайние взгляды нобелевского лауреата Милтона Фридмана - наиболее известного сторониика максимального сокращения государственного “присутствия” в экономике. В реальной жизни подобное сокращение не происходит: по мере развития демократии роль госудзрства в экономике возрастала. Например, в 24 странах, являвщихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), величина государственного долга достигла в 1992 г. 63% валового внутреннего продукта, (в 1984 году – 54%). В США размер долга также был равен б3% ВВП (против 45% в 1984 г.). Совокупные расходы местного, регионального и федерального правительства во всех странах-членах ОЭСР чуть снизилисьдо 40% в 1989 г. (последний год, за который мы располагаем полными данными); их пик пришелся на 1983 г. – 41,5%. В США эти расходы увеличились за период с 1983 г. с 36 до 37%. В течение многих лет правительства развитых стран во всем мире тратили огромные средства на повышение доходов бедных, престарелых и инвалидов, реализацию оборонных проектов и создание миллионов рабочих мест в многочисленных государственных учреждениях и министерствах. Цели чаще всего были благородными. Но разумно ли расходовались эти средства? Сегодня масштабы и эффективность государственного регулирования все чаще подвергаются сомнению, и нигде это не носит столь обостренный характер, как в развивающихся странах. Действительно, быстро вступающие в рыночную экономику недемократические режимы, за плечами которых десятилетия господства государственной собственности и административного управления хозяйством, теперь активнее стимулируют предпринимательский сектор, от разумного регулирования их деятельности до снижения налогов на компании. Возьмем, к примеру, Мексику с ее устойчивыми традициями авторитарной демократии, где господствовала одна партия и преобладали жесткие методы управления экономикой. После того, как в 1988 г, президентом страны стал выпускник Гарвардского университета Карлос Салинас де Гортари, были сняты некоторые ограничения, касающиеся иностранных инвестиций, деятельности частных банков и других отраслей хозяйства, и либерализован ряд законов, регулирующих экономическую сферу. Доходы стали расти, производительность труда резко увеличилась, и капиталы, которые потоком потекли из Мексики в начале 80-х гг., в период кризиса задолженности вернулись обратно в страну. Пример Мексики показывает, что роль государства в экономике определяется не столько масштабами вмешательства, сколько его направлением. Иногда экономическому росту способствует культура; так произошло в Западной Европе, где большую роль сыграл рзсцвет протестантской веры и протестантской трудовой этики. Вероятно, сильные лидеры Юго-Восточной Азии имели возможность осуществлять авторитарное правление благодаря традиции. Но сегодня большинство экономистов приходит к убеждению, что именно политика и традиции (причем не только культурные) способствуют либо препятствуют развитию экономики. “Экономические достижения, как правило, являются результатом определенного сочетания этих факторов”, – утверждает Манкур Олсон, экономист из Мэрилендского университета. Например, в Южной Корее тысячи законов, направленных непосредственно на контроль деятельности, могут быть отменены, что позволит компаниям принимать самостоятельные решения. В развивающихся странах разумное законодательство и упрощение бюрократических процедур способны подстегнуть формирование новой рыночной экономики. Разбухание бюрократического аппарата и возникновение групп интересов могут застопорить экономический механизм и привести к параличу политической власти и нестабильности как в развивающихся, так и в развитых странах. А, по мнению экономиста из Гарвардского университета Альберто Алесины, политическая нестабильность – вернейший показатель грядущего ухудшения экономической ситуации (см. табл.).
Значение индекса: от 1 (наиболее стабильная страна) до 4 (наименее стабильная страна) - основано на наличии коалиционного правительства, диктатуры, представительства радикальных политических партий в законодательных структурах и политических конфликтов
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.253.84 (0.008 с.) |